Умерят аппетит: с начала марта ритейлеры сократят наценку до 5%
С начала марта федеральные торговые сети ограничат наценку на социально значимые товары в 5%. Речь идет о молочной и хлебной продукции, сахаре, овощах «борщевого набора». Об этом заявил 22 февраля Минпромторг на совещании с Минсельхозом и ФАС. Антимонопольная служба уже получила список товаров от торговых сетей, на которые они ограничат надбавку. Об этом «Известиям» рассказал источник, присутствовавший на совещании. Он уточнил, что наценки снизят не только на продукты производителей, но и на собственные торговые марки ритейлеров, которые изначально дешевле.
Базовый набор
Минпромторг, Минсельхоз и ФАС завершили серию совещаний, которые были посвящены установлению минимальной наценки в 5% на часть социально значимых продуктов. Торговые сети будут держать ее с начала марта, с 4 или 5 числа, и до 1 июля. Об этом сообщил Минпромторг на совещании 22 февраля, которое провел министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, рассказал «Известиям» источник на рынке, присутствовавший на совещании. Второй источник, также бывший на совещании, подтвердил «Известиям», что 4 или 5 марта сети готовы запустить минимальные наценки в 5% на часть базовых товаров.
До этого Минсельхоз выделил четыре категории товаров, стоимость которых может вырасти в 2022 году. Это молочная и хлебная продукция, сахар и овощи «борщевого набора». Поэтому с начала года министерства обсуждали, какие меры можно принять, чтобы притормозить этот процесс. Речь шла о дополнительной финансовой поддержке аграриев и снижении наценки у торговли до 5%. По итогам 2021 года ее среднее значение у базовых товаров составило 17%. В части ритейла Минпромторг предлагал выделить в каждой категории продуктов самые популярные у покупателей наименования, максимум пять. Как рассказали торговые сети на прошедшем совещании, компании сформировали список такой продукции, его уже направили в ФАС. Федеральные игроки включили в перечень не только товары крупных производителей, но и собственные торговые марки, которые всегда дешевле брендовой продукции.
Не все сразу
Источник «Известий» подчеркнул, что региональные торговые сети еще будут проводить дополнительные совещания с главами регионов. Экономика локальных компаний отличается, поэтому с ходу реализовать новый механизм по снижению наценки на часть товаров ритейлерам не удастся.
Как уже писали «Известия», число товаров с минимальной наценкой в каждой сети может составить около 60. Минпромторг выделял овощи «борщевого набора», сахар и хлеб плюс питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, молочное направление. В каждой — от одного до пяти наименований. Как поясняли «Известиям» в Минпромторге, предлагаемый путь сразу не приведет к резкому снижению продуктовой инфляции, по каждой товарной категории ее рассчитывают, исходя из всего широкого спектра номенклатуры товарных наименований. Но практически в каждом магазине страны в свободном доступе будет базовый набор продуктов питания с минимальной торговой наценкой, подчеркивали в министерстве.
Наиболее востребованные у покупателя базовые сорта или наименования продуктов, по оценке торговых сетей, дают в среднем от 30 до 40% покупок всех социально значимых товаров. Поэтому снижение наценки на такие единицы товаров — это довольно эффективный шаг, понижающий стоимость основной потребительской корзины.
На совещании министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что сейчас обозначилась тенденция к снижению цен на свинину, куриное мясо, яйца и рыбу. Об этом сказано в официальном сообщении ведомства по итогам совещания. Минсельхоз напомнил: расширение отечественного производства овощей — одна из стратегических задач. Поэтому министерство разрабатывает федеральный проект, который направлен на его стимулирование. Для того, чтобы притормозить рост стоимости сахара, ФАС рекомендовала производителям зафиксировать отпускные цены до конца сезона. Чтобы продолжать держать стабильные цены на хлебную продукцию, Минсельхоз выделит в марте 2,5 млрд рублей для производителей.
Ранее в ФАС «Известиям» говорили, что если сети принимают на себя обязательства по ограничению наценки, то они должны гарантировать наличие таких товаров на полке. Более того, служба будет наблюдать за тем, чтобы сети не нарушали договоренности.
Даже на фоне ограничения наценки россияне могут не увидеть снижения стоимости товаров, сказал «Известиям» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Ведь цены производителей продолжают расти, уточнил он. Но такой подход должен притормозить динамику роста, уверен эксперт. Игорь Николаев полагает, что ситуативная помощь гражданам и сдерживание цен за счет субсидий для производителей и новых ограничений для торговли недостаточны в условиях пандемии. Поддержка населения должна быть более масштабной и периодической.
В начале года торговые сети также заявили, что будут снижать наценки 10% и на другие категории социально значимых товаров. Среди них были X5 Group,«Магнит», «Верный».