Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Две трети россиян поддержали запрет на продажу алкоголя до 21 года
Мир
Землетрясение магнитудой 7,5 произошло у берегов Гондураса
Армия
Минобороны показало кадры ударов FPV-дронов по бронетехнике ВСУ
Происшествия
На Камчатке пятеро строителей больницы отравились парами химических веществ
Происшествия
В Алтайском крае произошел пожар в производственном здании на площади 280 кв. м
Мир
В Лондоне прошли протесты против строительства посольства КНР
Армия
Военнослужащие группировки войск «Центр» рассказали о работе расчета ЗРК Бук-М2
Мир
Замминистра здравоохранения Великобритании Гвина уволили за оскорбления
Общество
В Пулково сняли временные ограничения на прием и выпуск воздушных судов
Наука и техника
Ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту 21 мини-спутник системы Starlink
Армия
Экипажи Ка-52 нанесли удары по позициям ВСУ в приграничье Курской области
Армия
Расчеты дронов ВДВ уничтожили скопление живой силы ВСУ в зоне спецоперации
Армия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Ленинградской областью
Мир
Из Банка Англии изъяли тысячи золотых слитков из-за опасений пошлин
Общество
Губернатор Лимаренко заявил о невозможности приблизиться к севшему на мель судну
Общество
В СПЧ объяснили необходимость защиты от украинских мошенников со стороны государства
Мир
Трамп сообщил о прошедшем телефонном разговоре с Путиным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С начала марта федеральные торговые сети ограничат наценку на социально значимые товары в 5%. Речь идет о молочной и хлебной продукции, сахаре, овощах «борщевого набора». Об этом заявил 22 февраля Минпромторг на совещании с Минсельхозом и ФАС. Антимонопольная служба уже получила список товаров от торговых сетей, на которые они ограничат надбавку. Об этом «Известиям» рассказал источник, присутствовавший на совещании. Он уточнил, что наценки снизят не только на продукты производителей, но и на собственные торговые марки ритейлеров, которые изначально дешевле.

Базовый набор

Минпромторг, Минсельхоз и ФАС завершили серию совещаний, которые были посвящены установлению минимальной наценки в 5% на часть социально значимых продуктов. Торговые сети будут держать ее с начала марта, с 4 или 5 числа, и до 1 июля. Об этом сообщил Минпромторг на совещании 22 февраля, которое провел министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, рассказал «Известиям» источник на рынке, присутствовавший на совещании. Второй источник, также бывший на совещании, подтвердил «Известиям», что 4 или 5 марта сети готовы запустить минимальные наценки в 5% на часть базовых товаров.

Покупательница в магазине
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

До этого Минсельхоз выделил четыре категории товаров, стоимость которых может вырасти в 2022 году. Это молочная и хлебная продукция, сахар и овощи «борщевого набора». Поэтому с начала года министерства обсуждали, какие меры можно принять, чтобы притормозить этот процесс. Речь шла о дополнительной финансовой поддержке аграриев и снижении наценки у торговли до 5%. По итогам 2021 года ее среднее значение у базовых товаров составило 17%. В части ритейла Минпромторг предлагал выделить в каждой категории продуктов самые популярные у покупателей наименования, максимум пять. Как рассказали торговые сети на прошедшем совещании, компании сформировали список такой продукции, его уже направили в ФАС. Федеральные игроки включили в перечень не только товары крупных производителей, но и собственные торговые марки, которые всегда дешевле брендовой продукции.

Не все сразу

Источник «Известий» подчеркнул, что региональные торговые сети еще будут проводить дополнительные совещания с главами регионов. Экономика локальных компаний отличается, поэтому с ходу реализовать новый механизм по снижению наценки на часть товаров ритейлерам не удастся.

Как уже писали «Известия», число товаров с минимальной наценкой в каждой сети может составить около 60. Минпромторг выделял овощи «борщевого набора», сахар и хлеб плюс питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, молочное направление. В каждой — от одного до пяти наименований. Как поясняли «Известиям» в Минпромторге, предлагаемый путь сразу не приведет к резкому снижению продуктовой инфляции, по каждой товарной категории ее рассчитывают, исходя из всего широкого спектра номенклатуры товарных наименований. Но практически в каждом магазине страны в свободном доступе будет базовый набор продуктов питания с минимальной торговой наценкой, подчеркивали в министерстве.

Покупательница в гипермаркете
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Наиболее востребованные у покупателя базовые сорта или наименования продуктов, по оценке торговых сетей, дают в среднем от 30 до 40% покупок всех социально значимых товаров. Поэтому снижение наценки на такие единицы товаров — это довольно эффективный шаг, понижающий стоимость основной потребительской корзины.

На совещании министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что сейчас обозначилась тенденция к снижению цен на свинину, куриное мясо, яйца и рыбу. Об этом сказано в официальном сообщении ведомства по итогам совещания. Минсельхоз напомнил: расширение отечественного производства овощей — одна из стратегических задач. Поэтому министерство разрабатывает федеральный проект, который направлен на его стимулирование. Для того, чтобы притормозить рост стоимости сахара, ФАС рекомендовала производителям зафиксировать отпускные цены до конца сезона. Чтобы продолжать держать стабильные цены на хлебную продукцию, Минсельхоз выделит в марте 2,5 млрд рублей для производителей.

Покупательница набирает морковь в гипермаркете
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Ранее в ФАС «Известиям» говорили, что если сети принимают на себя обязательства по ограничению наценки, то они должны гарантировать наличие таких товаров на полке. Более того, служба будет наблюдать за тем, чтобы сети не нарушали договоренности.

Даже на фоне ограничения наценки россияне могут не увидеть снижения стоимости товаров, сказал «Известиям» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Ведь цены производителей продолжают расти, уточнил он. Но такой подход должен притормозить динамику роста, уверен эксперт. Игорь Николаев полагает, что ситуативная помощь гражданам и сдерживание цен за счет субсидий для производителей и новых ограничений для торговли недостаточны в условиях пандемии. Поддержка населения должна быть более масштабной и периодической.

В начале года торговые сети также заявили, что будут снижать наценки 10% и на другие категории социально значимых товаров. Среди них были X5 Group,«Магнит», «Верный».

Читайте также
Прямой эфир