Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Судимы будете

Обозреватель «Известий» — о том, как самыми ценными свидетелями холокоста стали главные палачи
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

9 декабря 1961 года суд в Иерусалиме признал виновным в преступлениях против человечности и против еврейского народа Адольфа Эйхмана — начальника так называемого «еврейского отдела» Главного управления имперской безопасности Третьего рейха. 15 декабря ему ожидаемо вынесут смертный приговор и через полгода повесят. Целенаправленное истребление почти 6 млн европейских евреев, не успевших к осени 1941 года покинуть рейх и захваченные им земли, называют единственной из крупных целей Гитлера, которой он сумел достичь. Не в последнюю очередь благодаря чудовищной эффективности Адольфа Эйхмана.

Близкое к истине количество жертв холокоста стало известно в скором времени после войны, и представили эти данные люди, которые были осведомлены лучше кого бы то ни было. Парадокс: самыми ценными свидетелями в юридическом смысле масштабов преступлений против еврейского населения стали главные палачи — Адольф Эйхман и первый комендант концлагеря Освенцим Рудольф Хёсс.

Впервые циклопические числа, отражающие количество уничтоженных в Европе евреев, прозвучали на Нюрнбергском процессе из уст бывшего подчиненного Адольфа Эйхмана Дитера Вислицени. Гауптштурмфюрер СС цитировал своего начальника. «Лично Эйхман не раз говорил, что не менее 4 млн евреев, — отвечал он трибуналу. — Иногда он называл даже число в 5 млн».

Допрос Вислицени состоялся в январе 1946 года. Спустя 15 лет на другом суде, в Иерусалиме, эти показания получили подтверждение — да, Эйхман это говорил, значит, осознавал последствия своей «логистики» и масштаб преступления. «Это могло быть в феврале 1945 года, когда я говорил со многими подчиненными мне тогда офицерами… Я сказал тогда о примерно 5 млн, это верно. Пять миллионов, сказал я, и всё напрасно».

Механизм уничтожения описал другой свидетель в Нюрнберге — Рудольф Хёсс: при его правлении в лагере в газовых камерах были убиты порядка 2,5 млн человек. В 1946–1947 годах он предстанет перед судом в Варшаве, где подтвердит свои показания. И заодно напишет автобиографию.

Оба палача, надо отдать им должное, не винили в своих преступлениях начальство. Они признавали, что просто оказались слишком послушными исполнителями.

Эйхман на суде в Иерусалиме: «Если бы мне в то время сказали: «Твой отец изменник, и ты должен его убить», то я сделал бы это. В то время я тупо следовал приказам, тупо и послушно исполнял приказы и в этом находил, как бы мне выразиться, свое назначение. Всё равно, какое бы мне ни давали задание».

Хёсс в автобиографии: «Должен признаться, что меня это удушение газом успокоило, поскольку вскоре предвиделось начало массового уничтожения евреев, но ни Эйхман, ни я не имели представления о способах убийства ожидавшихся масс. Наверное, с помощью газа. Но как его использовать и какого именно газа? А теперь мы открыли и газ, и способ».

Хёсс говорит о событиях сентября 1941 года, когда он в Освенциме впервые испытал пестицид «Циклон Б» для массового убийства. Эксперимент провели на 850 узниках, две трети из которых составляли советские военнопленные.

А уже 8 декабря в газовые камеры Освенцима отправились первые партии евреев. Поставку организовал Эйхман, убивали зондеркоманды из узников подчиненные Хёссу офицеры СС и он лично. Хёсс считал это своим профессиональным долгом — мол, я не могу отдавать приказы, которые сам не способен исполнить. Сначала в Нюрнберге, потом на судебном процессе в Варшаве он признает свою вину в уничтожении 2,5 млн человек, попросит прощения и в 1947 году будет повешен на территории Освенцима, который он создал с нуля, чем очень гордился.

На суде Эйхман повторял, что лично не убил ни одного еврея, руки не поднял, а некоторых знакомых евреев даже пытался спасти. Например, коллегу по прежней службе в Австрии. Ради него он даже отправился в Освенцим, но Хёсс не отдал ему узника, сославшись на установленное Гиммлером правило о том, что из Освенцима никто не возвращается. На самом деле были люди, которым удалось выжить благодаря тому, что их переводили из Освенцима в другие лагеря. Как, например, группе француженок, отправленных в Освенцим гестапо. Их было 230, но через 18 месяцев заключения в живых остались 49, и их перевели в Равенсбрюк.

Суд над Хёссом был одним из многих в череде процессов в отношении нацистских преступников — их были десятки. Кстати, первым таким процессом был вовсе не Нюрнбергский, а «советский». Им стал суд в Харькове, который проходил в декабре 1943 года.

Иерусалимский суд над Эйхманом 1960–1961 годов заметно отличается от других. История его розыска и похищения «Моссадом» в Аргентине описана в литературе, стала сюжетом фильмов. Сам процесс оказался центральным сюжетом всемирно известного романа Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». Необычность процесса состояла в том, что преступника судило государство, не существовавшее на момент совершения им преступлений, и доставлен он был туда незаконным путем.

Эйхмана идентифицировали случайно — спасибо настойчивости аргентинца с немецкими корнями. А это уже типичная ситуация: многих нацистских деятелей разыскали благодаря энтузиазму обычных людей. Например, бывшего шефа гестапо в Лионе Клауса Барбье, «лионского мясника», который прятался в Боливии, вычислила франко-германская супружеская пара, потратившая на поиски доказательств и способов изобличения этого человека десятки лет.

Выявление и поиск нацистов времен Третьего рейха продолжаются до сих пор, хотя ныне живущим из них уже за 90. Последним громким делом стала несостоявшаяся депортация из Канады в Россию Гельмута Оберлендера. 97-летний пособник, по версии следствия, причастный к убийству детей в Ейске в 1942 году, скончался, не дождавшись суда.

По понятным причинам вскоре мы сможем назвать имя последнего осужденного нацистского преступника, и эта страница истории будет перевернута навсегда.

Автор — обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир