Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Госдума утвердила кандидатуру Мишустина на пост председателя правительства РФ
Экономика
Мишустин анонсировал продление программы маткапитала до конца 2030 года
Общество
Житель Челябинской области выиграл 607 млн рублей в лотерее «Спортлото»
Мир
Участники митинга за отставку Пашиняна перекрыли проспект Саят-Новы в Ереване
Происшествия
В МЧС заявили о гибели трех человек при падении автобуса в реку в Петербурге
Политика
Мишустин рассказал о видении основы работы правительства на следующие шесть лет
Политика
Путин встретился с Мишустиным перед рассмотрением его кандидатуры в ГД на пост премьера
Общество
Пять человек госпитализированы после падения автобуса в реку Мойку в Петербурге
Общество
СК РФ возбудил второе уголовное дело после падения автобуса в реку в Петербурге
Общество
Автобус с пассажирами упал в реку Мойку в Петербурге. Что известно
Армия
Войска РФ в ходе СВО за неделю нанесли 27 групповых ударов оружием большой дальности
Политика
Мишустин заявил о планах по модернизации первичного звена здравоохранения
Мир
В ФРГ заявили о работе над экстрадицией подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
В КНР выступили против ограничений США в отношении китайских компаний
Мир
Противники Tesla начали штурм помещения завода в Германии
Политика
Мишустин пообещал учитывать в работе прозвучавшие в Госдуме темы
Мир
СМИ сообщили о прибытии первых F-16 на Украину в течение нескольких недель
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Декабрь — время подведения итогов, и «Известия» начинают их с самых приятных — лучших комедий года. Юмор должен быть разнообразным, поэтому в подборке соседствуют голливудские суперхиты и румынские короткометражки, финские мелодрамы с русским духом и нестрашные абсурдистские боди-хорроры, сильно улучшающие настроение. География юмора самая обширная, но каждая из представленных картин точно заслуживает зрительского внимания.

«Круэлла»

Приквел «101 далматинца» — прежде всего актерская дуэль двух Эмм: Стоун и Томпсон. Обе великолепные актрисы, обе эксцентричны и полны самоиронии. Первая играет Эстеллу — девушку амбициозную, талантливую, но пока еще нищую, да к тому же сироту. Вторая — мизантропическую Баронессу, царицу моды, уверенную, что она навечно останется на своем троне. Показы стилизованных под ретро коллекций перемежаются здесь с черным юмором, свойственным больше Тиму Бертону, чем диснеевским семейным хитам. «Что хорошо в злых людях — это то, что им всегда можно доверить сделать что-нибудь злое», — ехидничает Эстелла-Круэлла. Разве можно ее не полюбить за это?

«Главный герой»

Кадр из фильма «Главный герой»

Кадр из фильма «Главный герой»

Фото: 20th Century Studios

Когда вышел «Главный герой» с Райаном Рэйнольдсом, его кто только не ругал. Фильму вспомнили и «Матрицу», и «Шоу Трумана», и «Первому игроку приготовиться», и чуть ли не «Газонокосильщика». Самого Рэйнольдса клеймили за то, что он везде одинаковый и никак не может выбраться из-под гнета образа Дэдпула. И шутки несмешные, и сюжет вторичный. Понадобилось совсем немного времени, чтобы фильм доказал свое право на существование. Теперь у него безупречно высокие рейтинги во всех агрегаторах, а если вы летите в самолете, где кресла оборудованы дисплеями, то «Главный герой» там будет на каждом третьем экране. А всего-то и надо было представить, чтобы бот виртуальной вселенной вдруг обрел разум и трансгрессировал в новое состояние. Проще говоря, стал личностью.

«Купе номер шесть»

Кадр из фильма «Купе номер шесть»

Кадр из фильма «Купе номер шесть»

Фото: Кинокомпания CTB/СТВ

Картина снята финским режиссером Юхо Куосманеном, но она настолько русская — в духе того, что в советском прокате называлось «лирическая комедия», что мы будем болеть за нее на «Оскаре» как за свою: фильм выдвинут от Финляндии. Примечательно, что от России там сценарист Любовь Мульменко — та же, что в выдвинутом от России «Разжимая кулаки». Фильмы и в Каннах были вместе, и на «Кинотавре», они как-то всё время парой оказываются. Осталось только обоим в номинанты академии пробиться.

А история стара как мир — встретились два одиночества. Она — финская студентка, он — русский шахтер. На дворе 1990-е, мобильников нет, есть только купе поезда Москва–Мурманск, в котором этим двоим надо каждому по своим делам, а в действительности-то это их путь навстречу друг к другу. В юморе этого фильма много данелиевских и рязановских ноток, и он просто обязан стать у нас в стране народным, чтобы под Новый год в каждом телевизоре быть.

«Последний богатырь: Корень зла»

Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Фото: Yellow, Black & White

Самый кассовый российский релиз 2021 года удерживал первое место по всему бокс-офису, и потеснить его смог только «Веном 2», да и то разница между их кассой сейчас смехотворна: у «Богатыря» 2,048 млрд рублей, а у «Венома» — 2,055 млрд. Кстати, у «Венома» было на 30 тыс. сеансов больше, хотя ограничения по заполняемости в кинотеатрах у него более строгие, но наработка на копию и посещаемость оказались выше. Всё это говорит о том, что посмеяться над приключениями современного Вани-дурачка (который вовсе не дурачок, естественно) в сказочно-былинном царстве захотели многие. Семь миллионов зрителей всех возрастов сходили на эту забавную и далеко не дешевую картину, где потешаться можно было не только над Кощеем и Бабой-ягой (они как раз более-менее трагические персонажи), а над самим Финистом — Ясным соколом, самовлюбленным нарциссом, напоминающим марвеловских супергероев. Победят в итоге, конечно, любовь и дружба, а юмор здесь напоминает как советские киносказки, так и «богатырские» современные мультики.

«Родные»

Кадр из фильма «Родные»

Кадр из фильма «Родные»

Фото: Hype Film

Комедия «Родные» — это не просто фильм, а эксперимент и программная акция одновременно. Автор проекта Жора Крыжовников уже давно манифестирует приверженность традициям советской комедии. Именно эти фильмы он разбирает на своих мастер-классах, часто ставит их в пример. И вот «Родные» — это попытка объединить традицию лирической комедии из всё более далекого прошлого с эксцентрикой, присущей ранним работам самого Першина-Крыжовникова. Получилось относительно консервативное роуд-муви, претендующее на смех сквозь слезы, а в какой-то момент и вовсе перетекающее в драму, отбрасывающее на время юмор за ненадобностью. В одной из главных ролей — певица Монеточка, что очень украшает фильм.

«Всё прошло хорошо»

Кадр из фильма «Все прошло хорошо»

Кадр из фильма «Всё прошло хорошо»

Фото: Canal+

Юмор Франсуа Озона ни с чем не спутаешь. С французской легкостью режиссер ухитряется элегантно шутить на самые рискованные и страшные темы, превращая хоррор в мюзикл, а триллер и детектив — тоже в мюзикл. По крайней мере, у Озона персонажи часто в самой дикой ситуации частенько начинают петь и танцевать.

«Всё прошло хорошо» — шутка со смыслом, сюжет поднимает тему эвтаназии. Главной героине (ее играет Софи Марсо) пожилой отец (Андре Дюссолье) сообщает о своем решении добровольно расстаться с жизнью. Богач, бонвиван, коллекционер и интеллектуал, идейный эгоцентрик и тиран, он никак не может принять питание кашкой после инсульта и частичную свою парализованность. Чем так жить, лучше не жить вовсе, уверен он. А дальше начинается авантюрная комедия, потому что во Франции эвтаназия запрещена, а в Швейцарии — можно, и на сцене возникает новая героиня в исполнении Ханны Шигуллы. Однозначно, это один из лучших фильмов 2021 года.

«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»

«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»

Кадр из фильма «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»

Фото: American Empirical Pictures

Давно прошли времена, когда Уэс Андерсон был просто очень ярким американским рассказчиком небанальных историй в красочном антураже. Во «Французском вестнике» стало очевидно, что формальные эксперименты с киноязыком занимают его сегодня гораздо больше, чем сторителлинг. Да, здесь по-прежнему великолепная сценарная основа: в вымышленном городке в редакции вымышленной газеты дряхлеющий, но крепкий характером главный редактор раздает тумаки подчиненным, а перед нашими глазами проплывают несколько оживших статей прошлых десятилетий. Мастерство их авторов граничит только с их невозмутимостью и плохо скрываемым безумием. Но Андерсона интересует не это, а композиция кадра, где симметричные задники похожи на театральные декорации, рамка кадра делится на равные части сплит-скрином, а движение реальных объектов напоминает мультипликацию. Первое слово, которое приходит на ум, — театральность, но интеллектуал Андерсон этим определением далеко не исчерпывается.

«Худший человек на свете»

«Худший человек на свете»

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

Фото: arte France Cinéma

За главную роль в этом фильме Ренате Реинсве была признана лучшей актрисой Каннского кинофестиваля – 2021. Романтическая комедия Йоакима Триера (не путать с Ларсом фон Триером) не похожа на других представителей жанра — она лиричнее и серьезнее, и финал у нее не слишком предсказуем. Главную героиню зовут Джулия, ей скоро тридцать, но она никак не может понять, чем хочет заниматься. Институт бросила, переключившись с медицины на психологию, а потом оставила и это, увлеклась фотографией. Работает в книжном магазине, нашла себе богатого айтишника старше себя, но через несколько лет вдруг бросила, ушла к другому. И так далее, сюрпризов будет много. Джулия никогда не делает окончательный выбор, она легка на подъем, не слишком глупа, но и не слишком умна, она как бы типичная девушка нашего времени. Триер так внимателен к деталям, что мы следим за рядовыми жителями Осло, плачем и смеемся вместе с ними — и не можем оторваться до самого финала.

«Титан»

Кадр из фильма «Титан»

Кадр из фильма «Титан»

Фото: arte France Cinéma

Лауреат Каннского кинофестиваля «Титан» Джулии Дюкорно вроде бы относится к поджанру боди-хоррора, но в нем столько неожиданного черного юмора, что неординарные перипетии сюжета неизбежно вызывают хохот у зрителя. В центре повествования стриптизерша Алексия, у которой половина черепа — титановая пластина, последствие аварии в детстве. Что творится в голове Алексии, сказать трудно, но вожделение она испытывает не к мужчинам и не к женщинам, а к автомобилям. А людей, в том числе близких, она предпочитает безжалостно и неожиданно для всех (кажется, и для самой себя тоже) убивать подручными предметами. Серия жестоких умерщвлений заканчивается, когда Алексия переодевается в юношу и выдает себя за давно пропавшего сына начальника пожарной охраны, довольно странного типа, считающего себя богом на земле. И все бы ничего, но Алексия беременна, причем от автомобиля. Каскад фантастически радикальных сцен врезается в память, но юмор Дюкорно никогда не нарушает границ хорошего вкуса.

«Не петь после восьми»

В десятку лучших комедий года обязательно должен войти маленький (всего 20 минут!) короткометражный фильм молодого румынского режиссера Алекса Пинтицы, в очередной раз доказывающий, что в Румынии шедевр если не каждый первый фильм, то каждый второй — уж наверняка. Это уже давно поняли фестивали и их жюри, регулярно награждающие румынов главными призами. От них обычно ожидают документального стиля, экстремальных ситуаций, сурового реализма, сентиментальности, румыны — благодарные продолжатели неореализма, а имена Пую, Порумбою, Мунджу, Щербана и других авторов румынской новой волны уже давно заучены наизусть всеми синефилами мира.

Но «Не петь после восьми» — совсем другой. Всё происходит в обычной квартире, где живут порядком поднадоевшие друг другу Андрей и Роксана. К ним приходит другая парочка, у которой еще всё впереди, и Андрей с Роксаной задумываются, не разлучить ли им этих влюбленных, чтобы разнообразить свою личную жизнь. Это еще и мюзикл: герои постоянно исполняют музыкальные номера, за 20 минут их четыре штуки — в лучших традициях раннего Озона. И от этого бытовая история превращается в романтическую комедию, а от Пинтицы теперь хочется поскорее дождаться полного метра.

Прямой эфир