Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В московских театрах, даже самых популярных, могут возникать проблемы с режиссурой, сценографией, драматургией, но проблем с отличными актерскими работами, даже в самых скромных труппах, нет никогда. Спасибо Станиславскому: у нас — грандиозные лицедеи, и мы не зря их любим! В ноябре именно актеры по-настоящему блеснули, восхитили, поразили. Театральный критик Влад Васюхин — о самых интересных столичных премьерах ноября, специально для «Известий».

«Война и мир»

Театр имени Евгения Вахтангова

Пятичасовой спектакль по толстовской эпопее, поставленный Римасом Туминасом к 100-летию руководимого им Вахтанговского театра, народная молва с первого же показа определила в шедевры. Типичный отзыв: «Восторг! Нет слов! Всем смотреть!» А тех, кто делал робкую попытку даже не возражать или сомневаться, а просто не ликовать слишком бурно, в соцсетях подвергали анафеме и отлучали от искусства.

Нельзя сказать, что своим спектаклем выдающийся режиссер окончательно и бесповоротно «закрыл тему». Однако теперь определенно никому не стоит воплощать на сцене «Войну и мир» лаконично и аскетично. Сразу же упрекнут: так уже было у Туминаса!

В его спектакле нет золота и хрусталя. Нет роскоши и гламура. Почти нет ярких красок. И, разумеется, никакого видео, титров или иных визуальных спецэффектов. Есть строгий отбор деталей, когда первый бал на пустой сцене изображает не толпа расфуфыренных статистов, а одна кружащаяся Наташа Ростова, к которой позже присоединяется князь Андрей. Когда Бородинское сражение показано через одного солдата, а московский пожар — через горящую каминную спичку. Музыка здесь — полноправный, безупречный и почти несмолкаемый герой.

Очень трудно выделить кого-то из исполнителей, ведь заняты многие «первачи» труппы — от новобранцев до ветеранов. И учредители театральных премий будут правы, если отметят весь ансамбль. Но можно смело сказать, что Евгений Князев и Виктор Добронравов (отец и сын Болконские) сделали здесь свои лучшие роли, что великолепны Павел Попов и Денис Самойлов, играющие в очередь Пьера Безухова, что невероятна разменявшая девятый десяток Людмила Максакова в роли Перонской.

«Мама»

Театр имени Моссовета

Театралам не надо объяснять, кто такая Анастасия Светлова. Это идеальная героиня для рубрики «Звезды трудной судьбы», и в этом ее можно сравнить с другой магнетической актрисой, долгое время игравшей в провинции, Розой Хайруллиной. Посмотреть спектакли с участием Светловой москвичи специально ездили в Ярославль, где еще недавно она была примой знаменитого Волковского театра.

«Мама»
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Когда стало известно, что Анастасия сыграет главную роль в пьесе «Мама» современного французского драматурга Флориана Зеллера, публика замерла в предвкушении. И потому что Зеллера называют новым Мольером (в Москве идут его пьесы «Папа» и «Сын», которые вместе с «Мамой» составляют трилогию), и потому что Светлова может сыграть всё. Не зря свою первую «Золотую маску» актриса получила с формулировкой «за предельность и полноту сценического существования».

И хотя в этой сложносочиненной пьесе есть еще пять персонажей, «Мама» стала бенефисом и даже моноспектаклем большой актрисы, находящейся, говоря словами Пастернака, «в силе». Чего не скажешь о ее героине: несчастная Анна, брошенная жена и мать двоих равнодушных детей, теряет рассудок. И не так-то просто понять — где реальная жизнь, а где плоды ее больного воображения, кошмарные сны, мутный поток воспоминаний...

Молодой режиссер Павел Пархоменко получил уже массу упреков: мол, поставил пьесу «в лоб», без полутонов, не раскрыл те или иные семейные конфликты, спектаклю не хватает тишины. Ему даже ставят в вину, что чрезмерно используется театральный дым как банальная метафора тумана в голове героини. Со всем этим можно спорить, а можно и соглашаться, но одно Павлу, безусловно, можно поставить в заслугу: благодаря ему выдающаяся актриса сыграла выдающуюся роль.

«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

МХТ имени Чехова

Главный герой — поэт Лев Гуревич (его потрясающе играет любимец публики Дмитрий Назаров). Накануне Первомая, или Вальпургиевой ночи, он попадает не на Лысую гору, а в психбольницу, где обитают советские маргиналы — от реальных сумасшедших до диссидентов и правдоискателей. Один из них — его антагонист, некто Прохоров, староста и диктатор второй палаты (неожиданный и многоликий Игорь Верник). Их пикировки — важная часть сюжета. Гуревич достает для своих новых товарищей метиловый спирт, и в финале вся сцена — в мертвецах.

«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Если бы Венедикту Ерофееву сказали, что однажды его постмодернистское сочинение будут играть в главном театре страны, он бы точно напился от удивления. Но факт остается фактом. Жаль, автор не дожил.

Единственная ерофеевская пьеса — трагедия в пяти актах, написанная в 1985 году, заканчивается ремаркой «Никаких аплодисментов». Это тоже еще одно подтверждение, что предназначена она больше для чтения, чем для подмостков.

К сожалению, значительная часть пьесы с ее словесными играми, цитатами, советскими клише и многочисленными именами исторических личностей, судя по реакции зала, пролетает мимо зрителей. Но рука не поднимается винить в этом умного режиссера Уланбека Баялиева, сделавшего стильный и крепкий спектакль, напоминающий работы его учителя — Сергея Женовача, а тем более, бросать претензии яркой и убедительной актерской команде.

«Екатерина»

Школа драматического искусства

У пьесы Елены Греминой «За зеркалом» был мощный старт — в 1993 году ее поставили в Художественном театре, а роль Екатерины II сыграла сама Галина Вишневская. Но после это «действо о злосчастной молодости, напрасной любви и торжествующем коварстве» театры почему-то игнорировали. И то, что недавний выпускник ГИТИСа Максим Иванов обратил внимание на изящно написанную историю любви 50-летней императрицы и ее 24-летнего фаворита — поручика Александра Ланского, жившего за зеркалом парадной спальни Екатерины, делает честь его вкусу.

Екатерина
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Кроме главных персонажей (их страстно играют Екатерина Аликина и дебютант Алексей Славкин, продолжающий знаменитый актерский род Симоновых-Кайдановских) есть еще одно равноправное действующее лицо исторической драмы — графиня Брюс, придворная дама (Мария Зайкова). И в качестве отдельного героя в спектакле о загадочной русской любви существует хор (музыку к спектаклю написал Дмитрий Котов).

Особенность этого отточенного до мелочей зрелища еще и в том, что оно удачно вписано в зал «Глобус», который — почти как у Шекспира — имеет пятиярусную сценическую вертикаль и три яруса деревянных зрительских галерей.

«Балалайкин и Ко»

Театр «Прогресс — Сцена Армена Джигарханяна»

Для первой постановки в качестве худрука театра, прежде носившего имя его основателя и бессменного руководителя — легендарного Армена Джигарханяна, а теперь получившего длинное и странное название, отсылающее к работавшему в этом здании кинотеатру «Прогресс», Сергей Газаров взял небанальный материал.

Балалайкин и Ко
Фото: Театр Прогресс

Пьеса Сергея Михалкова «Балалайкин и Ко», написанная по сатирическим очеркам Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», очень редкий гость на подмостках. Мало кто отваживается с беспощадностью и сарказмом говорить про мир бездуховности, чистогана и полицейского произвола, где, чтобы выжить, необходимо «годить», даже если речь идет про XIX век. Однако первая постановка пьесы вошла в историю русского советского театра: в 1973 году Георгий Товстоногов, на тот момент главный режиссер страны, поставил ее в московском «Современнике» с блестящим составом.

Вот и Газаров, задумав этот спектакль, усилил бедный на звездные и медийные имена театр приглашенными Сергеем Чонишвили, Сергеем Серовым, Сергеем Климовым и Андреем Анкудиновым. И они не подкачали.

Получилось очень плотное, динамичное и красивое зрелище, где есть и цыганский хор, и полураздетые дамы, и группа гуттаперчевых парней, обозначенная в программке в качестве коллективного персонажа — Страхи. Одна беда: злободневный текст на этом карнавале страстей пролетает мимо ушей и кажется архитектурным излишеством...

Читайте также
Прямой эфир