Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец

Людмила Максакова: «Любимов научил меня быть бесстрашной»

Народная артистка России — о том, как в основателе Таганки сочетались форма и содержание
0
Людмила Максакова: «Любимов научил меня быть бесстрашной»
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Людмила Максакова открыла череду мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения основателя Театра на Таганке. После творческого вечера «Уроки Юрия Любимова» народная артистка ответила на вопросы корреспондента «Известий».

— Людмила Васильевна, вы служили с Юрием Петровичем в одном театре…

 Да, я поступила в Театр имени Вахтангова в 1961 году, а Юрий Петрович уже долгое время был занят в репертуаре, играл главные роли, даже одно время был заведующим труппой. Моя мама, оперная певица Мария Максакова, родилась в Астрахани. Собственно, как и Екатерина Лукинична — мама Людмилы Васильевны Целиковской, на которой был женат в то время Любимов.

Люсина и моя мама вместе пели в церковном хоре в Покровском соборе, а регентом был отец Люси — Василий Целиковский. Естественно, когда я поступила в Театр имени Вахтангова, Людмила Васильевна отнеслась ко мне с любовью. И в их доме я была своим человеком, вроде как членом семьи.

— Любимов уже в вахтанговском театре пробовал себя в режиссуре?

— Да, в Театре имени Вахтангова он играл ведущие роли и поставил спектакль «Много ли человеку надо». Но постановка не произвела впечатления разорвавшейся бомбы, как это случилось потом в Училище имени Щукина, когда он выпустил «Доброго человека из Сезуана».

Помимо внутреннего глубокого содержания, Юрий Петрович еще и внешне был очень хорош собой и импозантен. Правда, у него была такая черта, которая одних приводила в восторг, а других доводила до исступления. Любимов… очень много говорил!

— То есть?

— Ему, видимо, нужно было проверять свои театральные идеи и замыслы и для этого необходим был собеседник. Раньше, в советское время, гастроли проходили скромно в бытовом плане: даже не у каждого ведущего актера был отдельный номер в гостинице. Зная разговорчивость Юрия Петровича, никто не хотел с ним селиться. Нашелся только один артист — Надир Малишевский, его еще все ласково звали Дидя. И спрашивали: «Дидя, ну как же ты его выдерживаешь? Ведь он говорит 24 часа в сутки!» «Ничего-ничего, я уже научился спать с открытыми глазами», — отвечал Дидя.

— Юрий Петрович преподавал в Щукинском училище, как и многие другие вахтанговцы?

— Да, нас так воспитали: то, что ты получил от своего учителя, должен передать следующему поколению. Это и есть знаменитая вахтанговская традиция. Любимов тоже ей следовал.

— А в жизни у него были какие-то пристрастия?

— Кроме театра, наверное, нет. У него было полное презрение к материальному. Быт его абсолютно не волновал. У Любимова была малюсенькая машинка — совершенно ерундовский зеленый «Москвич». А на лобовом стекле — маленькая репродукция картины Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем». Вообще Юрий Петрович иногда за обедом позволял себе выпить рюмочку, а потом садился за руль и ехал в театр. Разумеется, милиция не всегда это приветствовала, и если его останавливали, он говорил: «Вот еду к жене. Родила ребенка, еду проведать». И показывал на ту самую «Мадонну с младенцем»! Конечно, мы помирали со смеху, а Юрий Петрович лукаво улыбался.

— Сегодня Театр на Таганке — легенда. А как была воспринята его студенческая постановка «Добрый человек из Сезуана»?

— Непросто. «Идут бараны в ряд, бьют в барабаны, кожу для них дают сами бараны» — эти брехтовские зонги просто пулей били по зрителю, потому что очень точно отражали реалии того времени. Умер Сталин, появилась какая-то видимость демократии, люди стали ездить за границу, раздавались лозунги из серии: «Свободы, хотим свободы!». «Современник» пустил свои первые ростки. В общем, наступила оттепель.

Причем надо вспомнить, каким был тогда театр: приклеенные бороды и усы, парики, исторические костюмы… Что сделал Юрий Петрович? Он утвердил совершенно другую эстетику театра. Это была бомба! Общественное мнение страшно возбудилось. Кругом раздавалось: «Боже, боже, быстрее бегите в «Щуку» и смотрите!». Так родилась великая Таганка.

— Какой главный урок преподнес вам Юрий Петрович?

— Главный урок, который дал мне Любимов, — быть бесстрашной и отважной. Существовала версия, что Театр на Таганке — это «официально разрешенная смелость». Мол, так мы показываем миру, что у нас всё разрешено. Коммунисты не боятся никакой критики! Я в эту «версию» не могу поверить, зная, какой ценой доставался ему каждый спектакль. Его донимали бесконечными проверками. Спектакли отменяли и не принимали, Любимову приходилось по много раз их сдавать.

Домой он приходил совершенно измученный. Не могу не вспомнить, как мы с Людмилой Васильевной Целиковской ждали его после очередной головомойки. В конце концов Люся не выдержала, набрала номер высокого чиновника и закричала в трубку своим звонким голосом: «Юрий, не унижайся! Немедленно домой! По дороге купи можайского молока!».

Юрий Петрович всегда ставил только то, что считал нужным. Он был человеком потрясающего бесстрашия и личного мужества. Если ты открыто высказываешь свое мнение, остальная часть общества, которая боится или юлит, всегда воспринимает эту прямоту в штыки.

— Кстати, после ухода Любимова из Таганки именно Театр имени Вахтангова пригласил его ставить спектакль.

— Мы всегда считали Юрия Петровича своим, вахтанговцем, и неоднократно предлагали ему поставить в нашем театре спектакль. Он даже хотел сделать «Шекспировские хроники», но всё как-то не случалось. И вот наконец звезды сошлись: Римас Туминас предлагает Юрию Петровичу поставить у нас «Бесов» Достоевского, которые до сих пор идут с большим успехом.

Юрий Петрович обожал Римаса, звал его «европеец», и они часами вели беседы — начиная с «королей» и заканчивая «капустой». И провожали в последний путь Любимова мы — вахтанговцы. Сейчас в театре мы играем спектакль «Пристань», и когда на парусе появляются лица ушедших артистов, последними там идут Петр Фоменко, Юрий Любимов и Галина Коновалова.

И каждый раз мы, артисты, с трепетом смотрим на всеми нами обожаемого Юру Любимова. Он — великая гордость нашего театра. Нам он будет нужен всегда.

Справка «Известий»

По окончании Театрального училища имени Щукина Людмила Максакова была принята в труппу Театра имени Вахтангова. Сыграла около 40 ведущих ролей в постановках таких режиссеров, как Рубен Симонов, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Римас Туминас и Эймунтас Някрошус. В кино известна по работам в фильмах «Летучая мышь», «Татьянин день», «Му-му», «Отец Сергий» и другим.

Читайте также
Прямой эфир