Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Мир
В МИД РФ рассказали об источниках финансирования ВПК ЕС
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
Посол РФ Барбин заявил о маниакальной настроенности Дании на конфронтацию
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Financial Times расшифровала язык участников ВЭФ в Давосе в 2026 году
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
В США из-за обильного снегопада произошло столкновение 100 автомобилей
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Мир
В посольстве РФ рассказали о судебных тяжбах Колумбии с компаниями США из-за Ми-17
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Дэвис назвал причины ненависти к России на Западе
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Общество
В «Справедливой России» предложили предоставить льготы учителям и врачам
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Крымчанин просит службу опеки забрать его сына у жены, которая уехала в религиозную общину лжесвященника Сергия Агеева под Псковом. По оценкам опрошенных «Известиями» экспертов, добиться этого шансов мало. О том, как вызволить ребенка из секты, что делать в таких случаях родным и почему пандемия усложнила контроль за опасными религиозными организациями, — читайте в материале «Известий».

Гадание на секту

Житель Крыма забил тревогу 21 сентября: его жена заявила, что уезжает с четырехлетним сыном к тете, однако ни тетя, ни другие родственники о ее местонахождении не знали. Мужчина предположил, что его супруга поехала в Псковскую область — в религиозную общину Сергия Агеева.

17 сентября полицейские составили протокол на женщину, после того как она отказалась надеть медицинскую маску в маршрутке.

— Вечером прихожу домой, а она вещи собирает. До этого она уже говорила: «Я не могу тут жить, тут такое общество...» — рассказал Алексей. Женщина в течение года смотрела проповеди Агеева, который называет себя епископом Сергием и бывшим схиигуменом Сергием (Николаем Романовым) — ныне обвиняемым в самоуправстве, склонении к самоубийству и нарушении права на свободу вероисповедания.

Жительница Крыма, уехавшая с четырехлетним сыном в религиозную общину лжесвященника Сергия Агеева

Жительница Крыма, уехавшая с четырехлетним сыном в религиозную общину лжесвященника Сергия Агеева

Фото: Telegram/pdmnews

— Она человек верующий, но не в ту сторону ушла, — говорит Алексей. — Даже батюшка наш в Щёлкино (самый молодой город Крыма, названный в честь советского физика-ядерщика) так сказал.

Он подчеркивает, что заподозрил жену в желании присоединиться к секте неспроста.

— Она еще как бы гадала по Акафисту. Это когда бумажки пишут, потом рвут, — приводит косвенное доказательство Алексей. — У нее целый сундучок этих бумажек. На одной написано «Ехать в общину Агеева».

Полицейские действительно обнаружили женщину и ее ребенка в Опочецком районе Псковской области. По данным псковских СМИ, в объяснительной она написала, что добровольно останется там вместе с сыном.

Возвращение ребенка

Муж беглянки утверждает, что обратился в службу опеки с просьбой забрать сына. В комитете по социальной защите Псковской области обращение пока не зарегистрировано, сообщили «Известиям» в Управлении информационной политики администрации области.

По словам адвоката, руководителя Центра экономических и социальных исследований и экспертиз Александра Корелова, вопрос об изъятии ребенка из семьи или передаче его одному из родителей может ставиться только в том случае, если здоровью или жизни мальчика угрожает непосредственная опасность.

— Доказать это обстоятельство достаточно проблематично. Случаи, когда ребенка изымают, имеют, как правило, обратный резонанс, поскольку многие напуганы элементами ювенальной юстиции, которые пытались у нас не так давно внедрять, — отметил эксперт по сектам в беседе с «Известиями».

Самопровозглашенный епископ Сергий, он же Эдуард Агеев

Самопровозглашенный епископ Сергий, он же Эдуард Агеев

Фото: youtube.com

Ходатайство о передаче ребенка отцу должно быть передано в судебном порядке. Однако мотивировать его, подчеркивает он, сложно.

— Голословно сказать, что ребенок попал в секту и поэтому ему там угрожает опасность, недостаточно, — объясняет собеседник «Известий». — Должны быть и заключения органов опеки, которые подтвердят, что условия проживания ребенка в этой организации не соответствуют требованиям, которые они предъявляют для таких случаев.

Член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина подчеркивает, что, согласно постановлению пленума Верховного суда России, крайняя мера в виде лишения родительских прав может быть применена, только если доказана вина по соответствующей статье Семейного кодекса.

Последователь раскольника

Пребывание ребенка в общине не приравнивается автоматически к угрозе — ее деятельность не признана незаконной, несмотря на то что основателю организации были предъявлены обвинения.

Самопровозглашенный эпископ Сергий, он же Эдуард Агеев — входит в список лжесвященников, который РПЦ опубликовала в ноябре 2020 года. Там подчеркивали, что самозванцы стали особенно актуальной проблемой: отдельные личности, которые были отлучены от церкви либо вовсе не получали сан, выдают себя за священнослужителей, развивают блоги, «дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих».

Так, Агеев утверждает, что в 2008 году был рукоположен бывшим епископом Чукотским Диомидом. Опальный управляющий Анадырско-Чукотской епархией Диомид (в миру — Сергей Дзюбан) в 2009 году со скандалом был лишен сана: священник призывал РПЦ изолироваться и оборвать связи с другими конфессиями, выступал за отказ от ИНН, паспортов и смартфонов.

Эдуард Агеев во время выхода из СИЗО

Эдуард Агеев во время выхода из СИЗО

Фото: gubernia.media

6 июля 2020 года сотрудники ФСБ задержали Агеева по обвинению в создании религиозной организации, деятельность которой сопряжена с насилием или иным причинением вреда здоровью (ч. 1 ст. 239 УК РФ, самое суровое наказание по которой предусматривает лишение свободы до четырех лет).

Автор цитаты

«За 10 лет применения этой статьи мало кого вообще осуждали к лишению свободы», — отмечает юрист Асия Мухамедшина.

Агеев провел в СИЗО 3,5 месяца, после чего его отпустили под подписку о невыезде. На видео, опубликованном в день освобождения лидера общины — 22 октября, запечатлено, как последователи встречают его криками «Христос Воскресе!» и запевают пасхальный тропарь.

«Зато мы прошли очень хорошую школу послушания, теперь у нас порядок будет, как на зоне, — шутит Агеев, а после рассказывает о беззаконности суда над ним. — Мне навязали статью, которая к нам вообще никакого отношения не имеет. (...) К нам в деревню приезжают, у нас в деревне жить лучше, чем везде. Люди приезжают и живут. Приехали — уехали, в любом кооперативе так».

Статус секты

Дело против лидера не влияет на статус общины, пока суд не решит ее ликвидировать и пока этот вердикт не вступит в силу. Александр Корелов подчеркивает, что суд с большей вероятностью вынесет такое решение, если религиозная или псевдорелигиозная организация допускала и другие правонарушения.

— К сожалению, на сегодняшний день законодательство выстроено таким образом, что принять решение в отношении организации можно только в совокупности с другими материалами, в том числе с приговором, который вынесен в отношении конкретного лица, — говорит он.

МВД разработало ряд критериев, по которым можно привлечь к ответственности отдельного человека или группу лиц и запретить деятельность секты, однако они до сих пор не имеют правоприменительную практику, отмечает член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина.

Священнослужитель во время службы
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— Противодействовать сектам очень сложно, потому что на территории России действует закон о свободе вероисповедания, — поясняет она. — В основном организаторы могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 210 УК («Организация преступного сообщества») и ст. 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды»).

Если проверка полиции и прокуратуры подтвердит нарушение прав человека — например, насилие и причинение вреда здоровью, это может стать основанием для признания деятельности секты незаконной, «однако пробелы в законодательстве не дают возложить на это больших надежд», добавляет собеседница «Известий».

Она приводит в пример «сектантское дело» из собственной практики, в рамках которого приостановить деятельность организации удалось обходным путем. Юристы установили, что секта незаконно занимает территорию на землях челябинского лесного фонда.

Автор цитаты

— Сама по себе секта не ликвидирована, конечно, ничто не мешало ей сменить локацию, — признает юрист. — Но хоть на время — шесть месяцев — ее действие было приостановлено, и за это время многие «жертвы» одумались и осознали, куда они попали.

Время потрясений

В апреле 2020 года правозащитный центр Всемирного русского народного собора (ВРНС) прогнозировал, что пандемия коронавируса усилит псевдоправославные секты в России. Паника подняла волну теорий заговоров о «чипизации» и вредоносных вышках 5G, что укладывается в риторику сект, которые годами предсказывали конец света, призывали отказываться от документов, прививок и технологий.

Подсчитать активность сект довольно сложно, поскольку их «деятельность во многом носит латентный характер, особенно если говорить о деструктивной ее составляющей», сказал «Известиям» представитель добровольческого «Антисектантского движения» Виктор Бирюков. По обращениям в профильный паблик ни резкого скачка, ни спада активности не наблюдается.

Женщина с детьми в поселении секты
Фото: Global Look Press/district of Krasnoyarsk

По словам собеседника «Известий», такие психотравмирующие факторы, как пандемия, могут провоцировать интерес к сектантству, но в противовес срабатывают карантинные ограничения: «Бывает, что на фоне повышения статистики заболеваемости крупные собрания отменяются или лидеры не рискуют их проводить, особенно после скандалов с заражениями участников религиозных общин за рубежом».

Автор цитаты

Активизировались главным образом течения и ячейки, связанные с разного рода пропагандой отказа от санитарных ограничений. Яркий пример — последователи Светланы Пеуновой (более известна как Лада-Русь), которая еще в 2016 году была объявлена в международный розыск.

— Сектантские организации всегда активизируются в моменты общественных потрясений, — подчеркивает Александр Корелов. — Они пытаются словить ту рыбу в мутной воде, которая вокруг них образовалась.

По словам специалиста, корректней говорить не об активизации сект, а об изменении форм методов действия и вовлечения в их деятельность: даже те секты, деятельность которых уже запрещена в России, просто-напросто перешли в онлайн. Это лишь усложняет контроль за сферой. В частности, возникает правовой вопрос территориальности в случае, если руководитель культа, например, действует из-за рубежа.

Девушка целует крест в церкви
Фото: ТАСС/Виктор Березкин

Автор цитаты

Григорий Грабовой, в 2005 году пообещавший воскресить погибших в Беслане детей и впоследствии осужденный за мошенничество, начал из Сербии проповедовать идею спасения от ковида с помощью выдуманной им цифровой формулы.

Психолог Антон Таканов, специализирующийся на выводе людей из сект, считает, что псевдоправославные секты — отнюдь не самые активные из тех, что нарастили деятельность в пандемию. Большее распространение получили околоэзотерические направления по типу тета-хилинга. В его личной практике количество обращений, связанных с вовлечением в секты, с начала пандемии удвоилось.

— Несмотря ни на что, нельзя разрывать контакты с родственником — даже если он находится на серьезной стадии зависимости от секты, — отмечает специалист в беседе с «Известиями». — Если контакт разорван, ничего уже нельзя сделать.

Устанавливать контакт с близким, который склоняется к секте, лучше с помощью специалиста, чтобы не перейти грань критики, не задеть его и, соответственно, не оттолкнуть от себя. Кроме того, важно составить максимально полную картину о той секте, которой заинтересовался близкий, а также о том, что именно она ему дает — и найти соизмеримую замену.

Читайте также
Прямой эфир