Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Песков заявил об отсутствии планов блокировать Telegram в РФ
Культура
Владимир Пресняков принял участие в проекте «Голос мой услышь»
Общество
Зарплаты некоторых IT-специалистов в РФ выросли на 40%
Общество
СМИ узнали об отсутствии влияния конфликта на жизнь мариупольцев
Мир
В Южной Корее впервые за 12 лет началась забастовка водителей автобусов
Культура
Певица Валерия назвала честью участие в проекте «Голос мой услышь»
Общество
В МВД сообщили об установлении машины террористов в «Крокусе» в кратчайшие сроки
Общество
В Россию из США доставили обвиняемого в истязании дочери россиянина
Мир
В МИД РФ назвали активность НАТО в Черном море подготовкой к войне с Россией
Армия
Разведчики отряда «Тигр» уничтожили опорный пункт ВСУ в зоне спецоперации
Культура
Артисты исполнили песни Муслима Магомаева и составили альбом «Голос мой услышь»
Авто
Названы автомобили, с которыми владельцы не хотят расставаться
Общество
Актер и режиссер Юрий Ваксман умер в 62 года
Спорт
Британец Томпсон пообещал «уничтожить» российского бойца Минакова в поединке
Мир
Шольц заявил об отсутствии данных о теракте в «Крокусе» у спецслужб ФРГ
Происшествия
Трое детей погибли при пожаре в Алтайском крае
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Южный окружной военный суд приговорил 49-летнего Михаила Устьянцева к 15 годам исправительной колонии строгого режима. 10 лет назад мужчина создал и возглавил ячейку запрещенной религиозной террористической организации «Аум Синрикё». Установлено, что с 2012 по 2016 год ячейка собрала от своих адептов десятки миллионов рублей, которые затем были переданы руководству секты в Японии. О прошлом и настоящем запрещенной «Аум Синрикё», как в нее вербуют и кто находится в группе риска — в материале «Известий».

Из России с деньгами

Он не признавал вину и вопрошал в последнем слове: «За что меня судят? За то, что я готовил еду любителям йоги?» Но следователи выяснили: в 2010 году Михаил Устьянцев (а для сектантов — Минору Кавагучи) и еще несколько человек создали структурное подразделение террористической секты «Аум Синрикё» («Учение истины Аум», «Высшая истина»). Эта верхушка, а точнее, «саманы» (монахи) отдавали распоряжение инструкторам — к примеру, осуществлять рассылку в соцсетях, сбор средств, создавать аккаунты под вымышленными именами. Адептов искали в мессенджере и в одной из соцсетей, рассылая приглашение на 10-дневные оздоровительные курсы.

Руководитель российского подразделения запрещенной в РФ международной террористической организации "Аум синрикё" Михаил Устьянцев доставлен в Южный окружной военный суд

Руководитель российского подразделения запрещенной в РФ международной террористической организации «Аум Синрикё» Михаил Устьянцев доставлен в Южный окружной военный суд

Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

О том, что «учение» идет от последователей запрещенной «Аум Синрикё», люди узнавали только на последнем занятии, оплатив курсы. Впрочем, по данным СМИ, ученики не связывали название организации с терроризмом, полагая, что лишь занимаются йогой и китайской гимнастикой цигун. С 2012 по 2016 год адепты добавили в кассу секты более 88 млн рублей. Ежемесячные пожертвования собирали с жителей Волгограда, Москвы и Санкт-Петербурга.

Михаила Устьянцева задержали 1 мая 2018 года в Волгограде во время очередного семинара при получении денег от одной из последовательниц. Он признан виновным сразу по нескольким статьям, среди которых «Создание террористического сообщества в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма». Приговор пока не вступил в законную силу.

Известно, что Устьянцев вступил в секту еще в 1994 году. Это потом, в 2016 году, Верховный суд запретит деятельность террористической религиозной организации на всей территории России, а в 1990-е идеи просветления гуру из Страны восходящего солнца Сёко Асахара (настоящее имя — Тидзуо Мацумото) были популярны в России. В 1992-м Асахара посетит Москву — встретится с политическими и религиозными деятелями, выступит перед студентами ведущих вузов. В «Олимпийском» даже пройдут массовые инициации с интенсивной медитацией. Трансляции религиозных радиопередач тоже будут осуществляться из России.

Михаил Устьянцев на заседании Южного окружного военного суда

Михаил Устьянцев на заседании Южного окружного военного суда

Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

Апеллируя и к христианам, и к кришнаитам, и к буддистам, Асахара считал себя великим, «добрым» учителем, который освободит весь мир от демонов и все будут жить по законам «Аума». В «Аум Синрикё» пророчили человечеству «Судный день», который наступит в результате третьей мировой. Отмечалось, что после рукотворного апокалипсиса выживут лишь адепты секты. Несогласных могла спасти только смерть, она же «священная попытка вознести обреченные души мира сего на более высокую духовную ступень».

В 1994-м члены секты «Аум Синрикё» применили боевое отравляющее вещество зарин в городе Мацумото. Тогда погибли семь человек. В марте 1995 года «Аум Синрикё» устроила в токийском метро репетицию «конца света». Террористы оставили пакеты с ядовитым зарином в нескольких вагонах метро — погибли, по разным данным, от 12 до 27 человек, около 6 тыс. пострадали. На счету секты и другие убийства — живым из организации выйти было нельзя.

Сёко Асахара арестовали через месяц, а в 2018 году его казнили вместе с несколькими подвижниками. При обыске двух высотных зданий сектантов в Токио полицейские удивились тому, как хорошо были обустроены лаборатории по производству оружия массового поражения. И если бы не аресты, у террористов были все возможности создавать и применять не только химическое оружие, но и ядерное.

Просветления не будет

Адепты ячейки Устьянцева должны были выполнять требования инструкторов и платить взносы. Семинары проводились на съемных квартирах и в арендуемых домах. Бывшие члены секты рассказывали, что на сон отводилось не более трех часов, питались лишь раз в день, а длительные ночные медитации вызывали пограничные состояния психики, подрывая здоровье. Кто-то рвал связи с родными и перебирался к «духовным» братьям, кто-то даже попал в больницу с диагнозом «параноидная шизофрения».

Как отмечает судебный эксперт, религиовед Игорь Иванишко, в группу риска входят люди, которые интересуются восточными практиками, тренингами, мероприятиями, связанными с йогой. Сейчас это направление популярно, чем пользуются последователи секты, арендуя залы в спортивных центрах и центрах йоги. Проходя всё новый и новый уровень посвящения, люди в конечном итоге попадают в ядро организации, где становится понятно, что это уже совсем не йога-центр.

«Если раньше аумовцы использовали разные приемы, в том числе книгу «Провозглашая себя Христом» Сёко Асахара, то сейчас христианская линия не используется, только восточная, — говорит «Известиям» эксперт. — В социальных сетях очень популярна история о том, что некий учитель приехал из Тибета, долго медитировал в Непале, а сейчас находится условно в Новосибирске и будет проводить ограниченное количество уникальных занятий. Также была выявлена попытка вербовки аумовцев через магазины, специализирующиеся на продаже книг по гаданиям, эзотерике, восточным практикам. Это очень удобное место: человек, который оккультно настроен, хочет больше узнать, с ним можно поговорить и пригласить на вечер или закрытую медитацию».

Лидер и основатель японской секты «Аум Синрикё» Секо Асахара с членами секты

Лидер и основатель японской секты «Аум Синрикё» Секо Асахара с членами секты

Фото: РИА Новости

По словам эксперта по религиозным культам Александра Невеева, любая группа оказывает влияние на своих членов. Даже стоя в очереди можно чувствовать групповое давление. В секте же групповое давление достигает апогея.

«Все сферы вашей жизни начинают подчиняться нормам и ценностям этой группы, — говорит «Известиям» эксперт, называя способы удержания членов секты. — Могут собирать компрометирующие материалы и открыто заявлять о том, что, если вы не станете подчиняться, эти материалы будут распространены. Второй способ удержания — отделить человека от всех значимых связей: родители у тебя плохие, муж/жена мешают добиться духовного роста и успеха и так далее. Помимо этого очень опасно, если организация начинает использовать людей для совершения просто безнравственных вещей, а потом уже и откровенно противоправных. Сюда входит сексуальная эксплуатация — вас могут попросить вступить в интимные отношения с членом этой группы. Могут попросить заниматься травлей тех, кто из этой секты выходит, преследовать критиков этого сообщества и экспертов».

Стали осторожнее

Игорь Иванишко замечает, что запрещенная «Аум Синрикё» (переименована с 2000 года в «Алеф») стала крайне осторожной и усилила свою систему безопасности. Так, отдельная ячейка в городе контактирует с другими группами только через одного-двух человек.

«Остальные, в том числе те, которые будут задержаны правоохранительными органами, не могут сказать, сколько человек в других городах, назвать фамилии лидеров скрытых общин, — поясняет эксперт. — Чтобы войти непосредственно в саму организацию, нужно пройти несколько уровней проверок. За вас должен поручиться некий человек, который уже находится в этой организации, гарантируя, что вы не «засланный казачок», не оперативный сотрудник. Если это вдруг окажется не так, то человек в прямом смысле слова отвечает головой. В данной организации предусмотрено такое наказание, как ликвидация. Почему она признана террористической? Как показали обыски в Санкт-Петербурге и в Москве, уровень боеготовности членов данной организации, та литература, которую они изучают (в том числе по взрывному делу), действительно делают эту группу опасной».

детектор лжи
Фото: TASS/URA.RU/Екатерина Сычкова

По словам Игоря Иванишко, сектанты используют аппаратуру, технику и приемы работы как у спецслужб. Есть информация, что для проверки новых членов секта использует детектор лжи — простой, гражданский, но всё же.

«До конца цели отдельных групп на территории России сложно спрогнозировать. Одно дело, когда это религиозная группа, которая хорошо изучена судебными религиоведами, криминальными психологами. Здесь же всё очень сложно, потому что учение немного трансформировалось. После казни Асахары продолжается его обожествление и почитание, но секта движется вперед», — говорит эксперт.

Осталось немного?

Трудно сказать, сколько именно последователей секты сейчас в России — подпольная деятельность сложно поддается подсчетам. В 2016-м говорили о 30 тыс. последователей и сочувствующих. Михаил Устьянцев в свое время вел бухгалтерский учет, согласно которому в российском подразделении числилось 2799 человек. Японская газета Yomiuri Shimbun сообщает, что сейчас в России насчитывается около 130 адептов секты.

После переименования уже руководство «Алеф» сообщило, что организация якобы пересмотрела прежние религиозные доктрины и даже создала фонд выплаты компенсаций пострадавшим в зариновой атаке. Как пишут японские журналисты, ссылаясь на данные полиции, под эгидой «Алеф» сейчас действуют три неорелигиозные организации — «Алеф», «Круг света» (возглавляет Фумихиро Дзёю — бывший менеджер секты по связям с общественностью) и «Группа Ямада».

«Несмотря на декларации, все три организации продолжают оставаться приверженными деструктивному учению казненного Сёко Асахары и представляют общественную опасность с точки зрения возможности массовых антиобщественных акций, поэтому должны подвергаться контролю со стороны властей», — отмечают японские правоохранители.

В основе «Аум Синрикё» — культ самого Асахары, основанный, как замечал ранее президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин, «исключительно на асахарапоклонничестве».

«Сейчас это очень маленькая секта. У них резко упала численность, поэтому и возможностей стало гораздо меньше. Она работает под прикрытием, вербуя адептов через интернет — как правило, приглашают на курсы йоги и только потом через много проверок раскрывают, кто они такие на самом деле. Того, что раньше было, уже, слава богу, нет. Запрет принес свои плоды, — говорит в беседе с «Известиями» Александр Дворкин. — Постепенно секта растворится, потому что без лидера секты долго не существуют. Фумихиро Дзёю — единственный, кто остался, у кого был доступ к телу Асахары. Он позиционирует себя как некий его единственный преемник, но после него ни у кого шансов нет, потому что все остальные уже не знали Асахару лично. Еще 10–15 лет, и секта сама сойдет на нет. Но пока она существует, даже в таком редуцированном виде, она все равно представляет опасность».

Игорь Иванишко отмечает, что в борьбе с членами «Аум Синрикё» правоохранители стараются действовать на опережение, предотвращая возможные преступления аумовцев с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств.

«Мы видим, что члены достаточно активно настроены на какие-то действия, если будет некий сигнал, а сигнал может быть и из-за рубежа. Дело в том, что управленческий центр алефовцев в России, по мнению многих экспертов, не является ключевым», — говорит эксперт, напомнив дело о задержании более 50 членов секты в Черногории. — Есть основание полагать, что на российских членов секты вышло руководство других центров аумовцев.

Была и другая громкая история. В 2000 году во Владивостоке несколько россиян, вооруженных автоматами, пистолетами и гранатами, планировали освободить из тюрьмы своего японского гуру, но были задержаны. И это яркий пример решимости и фанатичной преданности учению.

«Японские адепты не стали создавать взрывные устройства и брать в руки автоматы для того, чтобы освободить Асахару, а наши на это пошли. В этом и угроза: даже если окажется, что в рядах организации в России не тысячи человек, а несколько десятков, готовых идти с оружием в руках и убивать по сигналу руководства, это действительно серьезная угроза для национальной безопасности».

Прямой эфир