Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В этом году соискатели стали гораздо избирательнее — они отказываются от оффера в полтора раза чаще, чем до пандемии, показало исследование, в ходе которого изучались истории закрытия 1500 вакансий. Какие ошибки допускают работодатели при найме на работу — в материале «Известий».

Почему соискатели отказываются от работы

Кадровая компания UTEAM, которая предоставила результаты исследований «Известиям», отмечает: самой распространенной причиной отказов со стороны соискателей является уровень предлагаемой заработной платы, с этим связаны 49% так и не случившихся офферов. После локдауна и острой фазы пандемии подобные ситуации стали происходить чаще. Причиной в кадровой компании называют тот факт, что работодатели не успели перестроиться.

— Некоторые компании продолжают держать зарплатное предложение на уровне весны–лета прошлого года, когда на рынке было довольно много свободных кандидатов, но сейчас всё изменилось, — поясняет «Известиям» старший консультант UTEAM Ольга Сапожникова. — В мае 2020 года индекс динамики вакансий, который показывает отношение количества активных резюме к вакансиям, был на уровне 8,2 по всей России, а сейчас всего 3,7. По Москве — 17,2 и 5,1 соответственно. Но некоторые компании продолжают относиться к подбору так, словно конкуренция среди соискателей до сих пор очень высокая, пытаясь нанять за 60 тыс. рублей человека, который на рынке объективно стоит 100 тыс. рублей.

Сотрудница флагманского центра занятости
Фото: TACC/Сергей Бобылев

В UTEAM ссылаются в том числе на данные Московской службы занятости, которая сообщила о наличии 400 тыс. вакансий — это в 2,5 раза больше, чем до пандемии.

Согласно официальной статистике, потребность работодателей в работниках за последние два года значительно возросла. В Росстате «Известиям» сообщили, что на конец июля потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости населения, составила 2,2 млн человек. Это на 35% больше, чем в июле прошлого года, и на 26%, чем в июле 2019 года. Также Росстат ежеквартально рассчитывает данные о численности требуемых работников списочного состава на вакантные рабочие места на конец отчетного квартала по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства. Здесь на конец II квартала 2021 года их численность составила 1 млн 653 тыс. человек, что на 29% больше, чем во II квартале 2020 года, и на 49% больше, чем во II квартале 2019 года.

— Зарплатное предложение — всё еще один из наиболее важных и решающих факторов для соискателей при выборе работы, — подтверждает директор по персоналу и организационному развитию сервиса Работа.ру Юлия Санина. — Однако рынок меняется, и на сегодняшний день компаниям всё чаще приходится конкурировать за персонал.

Насколько важна репутация работодателя

Второе место среди причин, по котором соискатели отказывались от офферов, — это проблемы с репутацией работодателя. На это указали 45% соискателей из исследования UTEAM. Речь чаще всего в данном случае идет о подборе на узком рынке, когда, например, строительная компания ищет человека только из строительного бизнеса с опытом работы в аналогичной сфере. Кандидаты внутри одной отрасли между собой тесно общаются, истории о негативных ситуациях с работодателями расходятся очень быстро.

— Случается, что проблемы у компании были когда-то давно, сейчас всё наладилось, но негативный шлейф остался, — говорит Сапожникова. — У нас в работе есть вакансия из логистической отрасли: несколько лет назад эта компания испытывала серьезные сложности и задерживала зарплату. В настоящий момент компания растет и развивается, но кандидаты всё равно не хотят ее рассматривать, потому что помнят прошлую ситуацию. Этот вопрос стоит особенно остро сегодня, когда на рынке довольно много интересных предложений о работе.

Кандидат социологических наук, директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида считает, что репутация компании, как и ее руководителя, — это важный, но не определяющий элемент при выборе места трудоустройства работниками.

— Репутация выступает определенным гарантом перспектив профессионального развития и психологического комфорта для соискателя, — сказал он «Известиям». — Исследования показывают, что в России на протяжении уже многих лет первостепенное значение при выборе работы соискателями имеет уровень заработной платы, а условия труда играют несколько меньшую значимость. Безусловно, когда предложенный уровень оплаты труда в разных компаниях примерно одинаков, внимание соискателей переключается на имидж компании и ее руководства.

поиск работы
Фото: TACC/Валерий Шарифулин

С ним соглашается профессор Высшей школы бизнеса, департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская, которая замечает, что обращение внимания на репутацию компании касается немассовых профессий и тех случаев, когда у людей есть выбор среди работодателей. Такие соискатели будут изучать специальные сайты с отзывами о компаниях, но остальным не до этого.

— Далеко не у всех есть выбор — многим приходится рисковать, — сказала она «Известиям». — Очень разная ситуация для разных профессий и территорий. В Москве внимание к репутации работодателя присутствует в большей степени, потому что рынок труда здесь более диверсифицированный и более благоприятный. Но там, где сложно найти работу, где зарплата и уровень жизни ниже, в тех регионах обращать внимание на репутацию компании будут в меньшей степени.

Она также замечает, что нельзя говорить по одному исследованию кадрового агентства, больше или меньше стали в действительности внимания обращать на репутацию компаний, — для того чтобы утверждать подобное, необходимо проводить настоящие социологические исследования, а не изучать ситуацию среди клиентов отдельно взятой компании.

В hh.ru замечают, что hr-бренд, проще говоря, имидж компании, формируется стихийно и не всегда влияет на компанию так, как хотелось бы. Сейчас, говорит директор бренд-центра hh.ru Нина Осовицкая, отзывы о работодателях являются ключевым элементом бренда работодателя, влияющим на эффективность найма.

— По результатам опроса hh.ru, проведенного в 2021 году, основная часть (89%) соискателей проверяет информацию о своем предполагаемом работодателе, — сказала она «Известиям». — Большинство опрошенных (64%) ориентируются на отзывы от бывших/нынешних сотрудников в интернете, чуть больше трети (39%) проверяет сведения о компании на сайте ФНС. Чем старше возраст респондента, тем выше доля использования такого способа проверки.

Наибольшее доверие при поиске информации о работодателе у соискателей вызывает поиск отзывов от бывших и нынешних сотрудников. Чаще на это ориентируются представители сферы «Банки, инвестиции, лизинг».

По данным hh.ru, 64% соискателей в итоге отказывались от собеседования, оффера или трудоустройства после обнаружения негативной информации, и особенно сильно на это влияли плохие отзывы от бывших и нынешних сотрудников. Четверть респондентов все-таки устраивалась на работу даже с учетом негативной информации, при этом большинство из них проверяли эти данные, и чаще всего они подтверждались.

Осовицкая отмечает, что с сентября 2021 года на страницах ряда крупнейших компаний-работодателей на hh.ru появился виджет со сводной информацией об отзывах бывших и нынешних сотрудников и рейтингах компании, взятых с сайта dreamjob.ru. Этот виджет показывает среднюю оценку компании, а также процент рекомендующих ее сотрудников. Компания-работодатель может сама принять решение — размещать этот виджет или нет.

Чем опасно собеседование

Третьей причиной отказов соискателей UTEAM называет отталкивающую личность и негативный имидж руководителя или собственника бизнеса — человека, принимающего ключевые решения в компании, а также нанимающего менеджера. Это стало причиной отказа от оффера в 34% случаев. И часто такие отказы, говорит Сапожникова, сложно объяснить логически — соискатель просто считает, что не сработается.

Но есть и случаи, когда соискателя отталкивало поведение работодателя на собеседовании.

В нашей практике есть кейсы, когда кандидат был заинтересован и в компании, и в должности, которую ему предлагали, но после собеседования отказывался принимать оффер, потому что его заставили ждать, провели стресс-интервью или перешли на личности, — рассказывает она. — Иначе говоря, работодатель во время собеседования попытался не заинтересовать кандидата, а испытать его или просто повел себя некорректно.

Также, отмечает Сапожникова, всё хуже соискатели реагируют на многоэтапные согласования: чем больше собеседований, тем больше вероятность отказа кандидата в пользу другой компании.

собеседование работа
Фото: ТАСС/Игорь Кубединов

Заместитель директора HR-департамента группы «Деловой профиль» Виолетта Кузнецова замечает, что человеку может не понравиться сам руководитель, у которого он может быть в подчинении. И подтверждает: очень часто действительно отталкивает неправильно построенная коммуникация на собеседовании, непрофессиональное ведение беседы, пренебрежительное общение с кандидатом, а главное — многоступенчатые собеседования.

— Нередко ошибка работодателя заключается в том, что кандидату не сообщают, как будет выстроен процесс подбора, — рассказала Кузнецова «Известиям». — У меня такое случалось: было 12 этапов собеседования, но я к этому была изначально не готова. Такие действия в духе «давайте вы еще сейчас поговорите с начальником таким-то, пройдете тест и ответите на вопросы на полиграфе» могут оттолкнуть кандидата, который не видит конечной точки. Тут нужно либо заранее предупреждать соискателя о таком порядке, либо вообще убирать многоступенчатость из найма.

Она замечает, что другой ошибкой со стороны работодателя может быть либо излишняя спешка в принятии решения, либо, напротив, слишком большие разрывы между собеседованиями и предложением о работе.

— Эффективный кандидат эффективен и в поиске работы — он будет очень активно рассылать резюме и ходить по собеседованиям, — говорит Кузнецова.

В чем ошибаются работодатели

Сапожникова отмечает, что на четвертом месте среди причин отказа оказались неинтересные задачи и отсутствие перспектив роста (32%), а на пятом месте (29%) — неготовность работодателя предложить гибридный или удаленный график. В нынешних условиях компания, настаивающая на постоянном присутствии людей в офисе, пропускает большое количество релевантных соискателей.

Более того, говорит эксперт UTEAM, работодатели часто не готовы поступиться своими требованиями и затягивают закрытие вакансии на несколько месяцев. Бывают и совсем необычные запросы работодателя. Однажды рекрутерам пришлось искать кандидата на вакансию директора порта с пожеланием к знаку зодиака — нельзя было принимать на эту работу Близнецов.

— Еще один кейс: компания искала сотрудника в бухгалтерию, и главный бухгалтер поставила два условия — только не кареглазый (в приоритете — с голубыми глазами) и только не Екатерина (из-за ассоциации с Екатериной Великой и подозрений на счет властности людей с таким именем), — говорит она.

деньги рубли
Фото: Depositphotos/74Katerina

Виолетта Кузнецова отмечает, что причиной отказа от работы могут стать нестыковки в корпоративных ценностях — спокойный и консервативный человек может отказаться от оффера в компании, занимающейся праздниками, и наоборот.

— Нужно сказать, что ошибкой работодателей может быть и слепая вера в кандидата, особенно при его разнообразном опыте в резюме, — говорит Кузнецова. — Если он смог убедить на собеседовании, что четыре года назад был бухгалтером, потом стал поваром, но теперь фотограф, то можно ожидать у него новой вспышки настроения. Это очень опасные кандидаты — не определившиеся с профессией, меняющие ее каждые два года.

Что делать, если вакансию не получается закрыть

UTEAM дает несколько советов компаниям, которые не могут закрыть вакансии. Во-первых, можно расширить географию поиска, рассмотрев кандидатов, которые смогут работать удаленно или будут готовы к переезду. Во-вторых, нужно проанализировать сам текст вакансии на предмет большого количества слишком жестких требований. В-третьих, нужно оценить предлагаемую зарплату на соответствие рынку. И в целом, говорит Сапожникова, нужно больше внимания уделять бренду работодателя и заботе о сотрудниках.

Юлия Санина из «Работы.ру» отмечает, что репутация компаний и бренд работодателя становятся всё более значимыми факторами для соискателей.

— Летом мы опросили более 8,5 тыс. жителей России и выяснили, что среди прочих признаков работы мечты 46% участников исследования отметили стабильность компании, 45% выделили важность комфортных условий труда, а для 36% респондентов важна возможность профессионального роста, — сказала она. — Каждый из этих факторов — важная составляющая имиджа и репутации компании.

Сентябрьское исследование кадрового агентства также показало, что 28% российских компаний реализуют активности для поддержки собственного бренда, 42% опрошенных компаний указали, что разрабатывают стратегию для построения бренда работодателя.

В hh.ru отмечают, что одна из главных ошибок — это перегруз соискателя информацией: нужно дозировать, структурировать и сегментировать всё, что компания хочет донести до соискателя.

работа поиск
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

— Еще одна ошибка — смешивание коммерческого и HR-бренда, — говорит Нина Осовицкая. — Замечено, что соискатели крайне негативно реагируют на попытки «упаковать» в информацию о будущей работе рассказ о преимуществах продукта или услуг той или иной компании. Это воспринимается как прямая реклама.

Осовицкая также замечает, что негативные отзывы могут появиться даже о самых безупречных работодателях, но если они свидетельствуют о реально существующей проблеме, то и работать нужно с ней, а не с отзывами.

Успешность вакансии, по ее словам, зависит от четырех слагаемых: условия работы, которые как минимум должны быть не хуже, чем у конкурентов; описание вакансии — простое и конкретное, с незавышенными требованиями; бренд работодателя; время и тип размещения вакансии, от которых тоже зависит вероятность хорошего отклика.

— Стоит обращать внимание и на название самой вакансии. Это первое, на что соискатели обращают внимание, быстро просматривая ленту поисковых результатов, — говорит Осовицкая. — Важно, чтобы по названию сразу была ясна суть работы. От названия вакансии зависит, насколько просто соискателям ее найти.

Прямой эфир