Вечная мерзота: члены старой ОПГ в Коми пойдут под суд
Известная под именем «масок» еще с 1990-х криминальная бригада из Коми предстанет перед судом по обвинению в десятках случаев вымогательства, хулиганства и причинения увечий людям — прокуратура республики утвердила обвинительные заключения по троим участникам ОПГ. Подробности криминального пути банды — в материале «Известий».
Идет подготовка к процессу над тремя из 18 членов группировки, заключивших досудебное соглашение — их дела будут рассмотрены в Воркутинском суде в ближайшее время.
«В зависимости от характера содеянного они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210 УК РФ («Участие в деятельности преступного сообщества») и п. «а, в» ч. 3 ст. 163 УК РФ («Вымогательство, совершенное в составе организованной преступной группы, с применением насилия»)», — говорится в сообщении республиканской прокуратуры. Дела остальных «масок» расследуются.
По данным следствия, на счету группировки как минимум 29 случаев вымогательства, а также преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов. От их рук физически пострадали 36 человек, а материальный ущерб оценивается в 21,7 млн рублей.
Местные таланты
Разумеется, как часто бывает с региональными бандами, фактически их члены причастны к гораздо большему числу преступлений, но доказать большинство эпизодов не всегда возможно в силу отказа потерпевших от сотрудничества, истечения сроков давности преступлений и прочих обстоятельств. К тому же, за часть своих преступлений бандиты уже ответили — в 2019 году суд приговорил семерых к различным срокам (от 5,5 до 10 лет колонии) за вымогательство в отношении воркутинских предпринимателей. Помимо этого, следователи установили 14 пострадавших, которым был причинен ущерб на сумму 1 млн рублей.
Большая часть инкриминированных по нынешнему делу эпизодов относится к последним годам активности бригады. Несколько ее членов родом из небольшого поселка Елецкий (население около 500 человек) в 50 км от Воркуты. Предполагаемый лидер имел вес в криминальных кругах и обложил данью практически всех, кто занимался предпринимательством, и тех, кто в принципе имел доход в поселке. Многих из потерпевших он знал с детства. По словам начальника воркутинского уголовного розыска Алексея Гречко, деньги выбивали под предлогом вымышленного долга или якобы допущенного «косяка» в отношении бандитов. Например, одного предпринимателя обвинили в том, что он якобы отбил у них покупателя на снегоход. «Проступок» стоил потерпевшему 370 тыс. рублей наличными, но после получения денег от него не отстали — у мужчины забрали машину, гараж, снегоход. В итоге, ему пришлось переехать. Другого предпринимателя вывезли в лес и потребовали выплаты «дани», в противном случае обещали расправится с ним, его женой, детьми, уничтожить его имущество.
Даже после ареста руководства группировки потерпевшим продолжали поступать угрозы расправой за сотрудничество со следствием — правоохранители сумели доказать несколько случаев давления на свидетелей.
Интерес в городе
Бандиты имели свой интерес и к малому бизнесу в Воркуте. Особенно свободно они себя почувствовали после того, как полиция обезглавила другие местные преступные группировки.
Стоит отметить, что МВД и ФСБ ведут большую работу по борьбе с оргпреступностью в заполярном регионе на протяжении последних двух десятилетий. Больше семи лет длился процесс над конкурентами «масок» — бандой «Ифы-Козлова». В 2018 году лидеру ОПГ Юрию Козлову и 19 его подручным были вынесены обвинительные приговоры за бандитизм, убийства, рэкет, незаконный оборот оружия и боеприпасов. Козлов получил в итоге 27 лет колонии, а еще один лидер банды, Денис Армяков, — 22 года. Другой лидер группировки, Олег Ифа находится в международном розыске. Часть боевиков бригады оказались под следствием еще 2012 году, чем воспользовались «маски», обложив данью предпринимателей.
Первые ласточки больших процессов
Своеобразной традицией в антимафиозных процесса стали предварительные суды над теми, кто решил помочь следователям. Почему так происходит, «Известиям» объяснил адвокат Константин Кудряшов.
— Первая причина связана с изменениями в ст. 90 УПК РФ («Преюдиция»). Согласно этой статье, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются судом без дополнительной проверки. До 2015 года приговоры досудебщиков также образовывали преюдицию и случалось, что заключивший досудебное соглашение признавал вину и своим приговором фактически определял виновность других лиц, не принимавших участие в судебном разбирательстве над ним. Очевидно, что это несправедливо, и поэтому в 2015 году в УПК внесли изменения. Теперь приговор, постановленный при заключении досудебного соглашения, преюдицию не образует. Поскольку уголовное судопроизводство весьма консервативно, практика «укрепления» обвинения вступившими в законную силу приговорами досудебщиков осталась.
Вторая причина, по его словам, связана с тем, что заключивший досудебное соглашение обвиняемый, дающий показания на членов организованной преступной группы, порой рискует жизнью.
— Чтобы он не испугался угроз и не передумал в суде давать показания против бывших подельников, отчасти свидетельствуя и против самого себя, сторона обвинения выдает такому человеку своеобразный «аванс» в виде относительно мягкого приговора, — говорит Кудряшов.
Третья причина носит самый объективный характер.
— Уголовное дело в отношении человека, заключившего досудебное соглашение, подлежит обязательному выделение в отдельное производство, — комментирует адвокат. — Дело в отношении одного человека, тем более, который признает вину, технически проще направить в суд, чем в отношении группы лиц, которые оспаривают обвинение и активно защищаются. Человек, заключивший досудебное соглашение, как правило, быстро знакомится с уголовным делом перед его передачей суд, а у группы лиц эта процедура может занять и несколько месяцев.
Поэтому следствие и прокуратура по делам об ОПГ фактически всегда направляют в суд дела в отношении досудебщиков раньше, чем в отношении остальных соучастников.
Воркута криминальная
В 1990-х главным активом, привлекавшим внимание заполярного криминала, были 13 шахт компании «Воркутауголь». Отцом-основателем местных ОПГ считается ныне покойный криминальный авторитет Ермолаев по прозвищу Шуруп. Бандиты подмяли под себя бартерный обмен угля на товары народного потребления и продукты. Вскоре среди преступников начался разлад и сообщество раскололось на несколько группировок , которые укреплялись, распадались, потом вновь собирались. ОПГ «Шевелевские», «Агаджаняновские», банды «Шагивалиева» и «Ифа-Козлова» — далеко не полный список. Они, помимо бартерного обмена, в 1990-е контролировали торговлю алкоголем, перевозки грузов в столицу, проституцию и даже наркотрафик.
Ликвидации банды «Ифа-Козлова» мешали связи преступников с тогдашней милицией и местной администрацией как на уровне города, так и республики. Нераскрытыми остались убийство директора ЧОП «Конфидент» Евгения Богдановича, правозащитницы Людмилы Жоровля, директора стройкомпании «Ремстройэнерго» Сергея Динера, предпринимателя Рената Хадыева, писала газета «Красное знамя» в 2012 году. Только после глобальной чистки региона (главным образом разоблачения коррупционного сообщества губернатора Гайзера) удалось реально изменить ситуацию в городе.