Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Заинтересованные стороны должны помогать Афганистану в урегулировании, а не делить его на сферы влияния — так вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев прокомментировал «Известиям» заявление ЕС о том, что Брюссель «не должен позволить России и Китаю взять контроль над ситуацией» в республике. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, сейчас ситуация в Афганистане переходит из зоны ответственности западных стран в компетенцию евразийских государств. Что же до стратегии Евросоюза, то она, по оценке аналитиков, будет зависеть от того, какую линию в отношении «Талибана» (движение запрещено в РФ) выберет Вашингтон.

Новое поле

19 августа, выступая на внеплановом заседании комитетов Европарламента по иностранным делам и по вопросам развития, глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель заявил: «Евросоюз не должен позволить России и Китаю взять контроль над ситуацией в Афганистане и стать спонсорами Кабула». До этого с такой же позицией выступили депутаты вышеназванных комитетов: по их оценке, Москва и Пекин «постараются быстро заполнить политический вакуум» в Афганистане.

При этом ранее, 17 августа, отвечая на вопросы журналистов после внеочередной встречи глав МИД ЕС, Жозеп Боррель выделил государства, с которыми Евросоюз должен в Афганистане сотрудничать: это должны быть не только США и страны Центральной Азии, но и РФ с КНР. «[Мы должны объединиться] также с ключевыми игроками — не в последнюю очередь с Турцией, Ираном, Пакистаном, Индией, Китаем и Россией. Наше взаимодействие с этими странами должно быть расширено», — отметил тогда дипломат.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель

Фото: Global Look Press/Thomas Koehler

В Москве новое заявление Жозепа Борреля восприняли с недоумением: как сказал «Известиям» вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев, «оно исходит из абсолютно устаревшей логики деления мира на сферы влияния и отстаивания неких эксклюзивных прав Запада на то, чтобы контролировать ситуацию в стране, не имеющей к Западу никакого отношения».

— Усилия всех заинтересованных сторон сейчас должны быть нацелены на то, чтобы содействовать урегулированию в Афганистане, решению гуманитарных, экономических и политических проблем. Уверен, что здесь нет пределов для международного сотрудничества, если такие пределы не будут искусственно устанавливаться деятелями типа господина Борреля, — подчеркнул политик.

В отличие от западных стран у России и Китая с «Талибаном» сложились более-менее доверительные отношения. В то время как первые переводят свои диппредставительства в аэропорт и спешно эвакуируют сотрудников, вторые заявили о намерении оставить своих дипломатов в Кабуле (сейчас российское посольство находится под охраной талибов). Параллельно с этим из Москвы и Пекина в адрес новых потенциальных властей идут относительно благосклонные заявления: РФ считает талибов более договороспособными, чем предыдущее правительство, а КНР говорит, что они будут развивать страну в «правильном направлении».

По мнению аналитиков, непонятно, что сейчас западные страны могут противопоставить России и Китаю в Афганистане, чтобы хотя бы частично сохранить там свое влияние.

Морской пехотинец США сопровождает персонал Госдепартамента во время эвакуации в международном аэропорту Хамида Карзая, Кабул, Афганистан

Фото: REUTERS/U.S. Marine Corps/Sgt. Isaiah Campbell

Что бы ни говорил Жозеп Боррель, роль Запада в Афганистане будет сокращаться. Одно дело, когда у вас там присутствует армия, вы контролируете политические институты, другое — когда вы уходите, причем в крайне неорганизованном и плохо спланированном режиме, — сказал «Известиям» генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. — Я думаю, в Европе многие были бы рады, если бы Россия и Китай или кто-то еще — Пакистан или, может, Иран — взяли Афганистан под свой контроль, обеспечили там стабильность, перекрыли возможные потоки беженцев.

По оценке эксперта, основную роль в делах региона сейчас будут играть евразийские государства — Китай как наиболее экономически сильная страна, Пакистан — у него прочные политические связи с талибами, а также Россия, Иран и страны Центральной Азии.

Стратегия — в Вашингтоне

Ссылаясь на то, что Россия и Китай будут наращивать свое влияние в Афганистане, члены Европарламента уже несколько раз заявили: Брюсселю нужна новая стратегия в отношении региона. «Известия» обратились в Евросовет и Еврокомиссию с вопросом, будет ли ЕС разрабатывать такую стратегию, и если да, то на какие пункты она будет опираться. Там сослались на заявления глав МИД Евросоюза и Жозепа Борреля, с которыми они выступили 17 августа.

«Сотрудничество с любым будущим правительством Афганистана будет вестись при условии мирного и всеобъемлющего урегулирования и уважения к правам афганцев, включая женщин, молодых людей и меньшинств, а также соблюдения Афганистаном международных обязательств по борьбе с коррупцией и недопущения террористов на свою территорию», — подчеркнули министры иностранных дел.

Тогда Жозеп Боррель заявил: «Мы должны разговаривать с новыми властями в Кабуле, кем бы они ни были, чтобы предотвратить миграционный и гуманитарный кризисы». Он подчеркнул: «Речь идет о диалоге, а не о признании власти «Талибана». Таким образом, конкретной стратегии у Евросоюза сейчас нет, всё сводится к решению первоочередных вопросов — эвакуации сотрудников и предотвращению миграционного кризиса.

Фото: REUTERS/Saeed Ali Achakzai

— Мы будем принимать наш местный персонал и особенно людей, которым грозит опасность, — журналистов и гражданских активистов, — пояснил «Известиям» член комитета ЕП по международным делам, немецкий политик Михаэль Галер. — Более того, если беженцы покинут страну, то их первыми пунктами назначения будут такие государства, как Пакистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан. Поэтому нам следует взаимодействовать с этими странами, предложив им поддержку, чтобы они могли принять беженцев в непосредственной близости от Афганистана.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе председательства Словении в ЕС, в ближайшее время ситуацию в республике обсудят министры внутренних дел Евросоюза. А более широкая дискуссия состоится на неформальной встрече глав МИД 2–3 сентября.

По мнению экспертов, противоречивые заявления Брюсселя о сотрудничестве и соперничестве связаны не с тем, что он день ото дня меняет свою позицию, а с тем, что пока позиции просто нет, — она появится тогда, когда со своим подходом определятся США.

— Есть несколько вариантов: с одной стороны, можно стряхнуть афганский пепел со своих мундиров, вздохнуть с облегчением и вести дела исходя из того, что теперь Афганистан — это проблема стран, у которых с талибами хорошие отношения, — сказал «Известиям» директор Центра евроазиатских исследований МГИМО, эксперт клуба «Валдай» Иван Сафранчук. — Второй вариант — полностью не отдавать Афганистан в зону ответственности этих стран и иметь дело с новым режимом. Третий подход подразумевает скоординированные международные усилия в отношении Афганистана — программы помощи и содействия. Определиться, по какому из путей идти, не могут в первую очередь американцы. Когда США выберут подход, европейцы тоже займут более определенную позицию.

На это могут уйти месяцы, считает эксперт. Для принятия такого решения надо понять, что будет происходить в самом Афганистане: станут ли талибы искать формулу по передаче власти или они создадут новое государство? Пока же не будут урегулированы внутренние вопросы — организация власти, связь с предыдущим руководством, статус самих талибов — не будет и определенной позиции Соединенных Штатов, подытожил Иван Сафранчук.

Тем временем Вашингтон начал выступать с осторожными оценками ситуации. «Я думаю, что они (талибы. — «Известия») переживают своего рода экзистенциальный кризис из-за [сомнений в том], хотят ли они выглядеть полноправным правительством в глазах международного сообщества», — заявил 19 августа в интервью телеканалу ABC президент США Джо Байден. На вопрос же, изменился ли, по его мнению, «Талибан», глава Белого дома ответил отрицательно.

Прямой эфир