Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вход в Новую Третьяковку в Москве будет закрыт для посещения до 18:00 7 декабря
Армия
Белоусов заявил о продвижении ВС России на купянском направлении
Политика
В Кремле заявили о соответствии стратегии нацбезопасности США видению России
Спорт
«Спартак» уступил «Авангарду» со счетом 5:7 в матче КХЛ
Общество
Налоговая закрыла одну из принадлежащих Филиппу Киркорову компаний
Мир
Историк заявил о способности Британии продержаться 10 дней в случае конфликта
Мир
Макрон пригрозил Китаю пошлинами от ЕС из-за торговых разногласий
Общество
Адвокат рассказала об ожиданиях Лурье от ВС РФ по сделке с квартирой Долиной
Мир
В Верховной раде назвали критической ситуацию с поставками вооружения Украине
Мир
Ушаков рассказал об отличиях текущей администрации США от предыдущей
Спорт
Петр Ян победил Двалишвили и вернул титул UFC. 5 фактов о российском спортсмене
Армия
Стало известно о конфликтах в рядах ВСУ из-за попыток боевиков покинуть позиции
Общество
Потребление алкоголя в России сократилось до минимума за почти 30 лет
Мир
СМИ сообщили о задержании 13 военных после попытки переворота в Бенине
Мир
В Голливуде выразили тревогу из-за возможных увольнений после покупки Warner Bros.
Мир
Рябков призвал США к сдержанности в отношении Венесуэлы
Мир
Ушаков рассказал об усилиях Уиткоффа и Кушнера в переговорах с Россией по Украине
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мы живем рядом с великими артистами, которые для нас просто Костя, Сережа, Володя, считает Игорь Зайцев. Он предвидит нападки в свой адрес за фильм об отце Остапа Бендера, но уверен, что это не последняя версия судьбы героя Ильфа и Петрова. Режиссер планирует сотрудничество с онлайн-кинотеатром и участвует в борьбе за молодого зрителя. Об этом Игорь Зайцев рассказал «Известиям» после премьеры фильма «Бендер. Начало».

Бендер на все руки

— У фильма «Бендер. Начало» — непростая судьба. Вы снимали его еще во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Это как-то отразилось на работе?

— Точно отразилось. Мы несколько месяцев выбирали натуру. Солнечноморск, где происходит действие фильма, у нас должен был играть Санкт-Петербург. Нашли улочки, дворы, площади и радовались, что всё теперь есть. Но когда стали договариваться о съемках, оказалось, что в это время в Петербурге проходит чемпионат мира по футболу. Выбранные нами места будут отданы под фан-зоны или там перекроют движение. Поэтому решили строить декорацию в павильонах «Ленфильма». А роль Черного моря у нас сыграл Финский залив.

— У Ильфа и Петрова нет предыстории о юности Остапа Бендера. У кого появилась идея дописать ее?

— У продюсера Александра Цекало и сценариста Олега Маловичко. Мне эта идея показалась невероятно заманчивой. Авторы предположили, что Бендер не сразу стал пройдохой и мошенником. Он был позитивным, наивным, влюбленным.

Режиссер Игорь Зайцев

Режиссер Игорь Зайцев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Незавидная роль у сценариста — написать не хуже Ильфа и Петрова.

— Мне кажется, Олег отлично справился. Как только мы начинаем сравнивать, попадаем в неловкую ситуацию. Был торт, его уже съели. Чего плакать по пирожным, которых нет? Когда-то Конан Дойл написал про Шерлока Холмса. Но писатель давно умер, а вариации похождения его героя продолжают возникать. И нет никаких вопросов, почему кто-то осмелился. Такие персонажи, как Остап Бендер, всегда будут вызывать интерес. Думаю, что и через много лет будет новая версия его похождений.

— Вы готовы, что в ваш адрес полетят поленья за то, что покусились на святое?

— Обязательно. Ждем, что в нас полетят камни, бутылочное стекло, о которое можно порезаться. Но я готов к этому. Что бы ни выходило на экраны, есть те, кому нравится, и те, кто настроен категорически.

— Как проводили кастинг на роль молодого Остапа Бендера?

— Более 300 актеров пришли. Был некий образ в голове, ощущение, что он должен быть противоположен тому, что все знают о Бендере. Когда пришел Арам Вардеванян, я понял, что всё сходится. У него горят глаза. Он невероятно пластичен, музыкален, спортивен. Мастер спорта по карате. Все трюки в фильме делал сам.

Актер Арам Вардеванян в роли молодого Остапа Бендера в фильме «Бендер. Начало»

Актер Арам Вардеванян в роли молодого Остапа Бендера в фильме «Бендер. Начало»

Фото: Централ Партнершип

— И к тому же не потерялся и не оробел перед таким мастером, как Сергей Безруков. Или мне показалось?

— Не показалось. Мало того, Сергей Витальевич после этого фильма пригласил Арама в несколько своих театральных проектов. Сергей оценил и Никиту Кологривого. Он у нас Мишка Япончик. Теперь Никита играет в Московском Губернском театре.

— Понимаю, почему Никита понравится подросткам — он внешне напоминает Моргенштерна. Вы это сделали намеренно?

— Наш герой родился раньше, чем все узнали Моргенштерна. Если это как-то срифмуется у публики, ради бога. Думаю, Моргенштерн не справился бы с такой ролью.

Большой артист

— У вас в картине маленькие роли играют большие артисты. Как вы их уговорили?

— Юлия Рутберг для меня Раневская наших дней. Испытываю к ней очень теплое чувство. А еще я давно хотел поработать с актером БДТ Георгием Штилем. Ему почти девяносто. В юности я ездил в БДТ смотреть спектакли с его участием. Штиль — мой кумир. Так как мы снимали в Петербурге, решил, что это шанс, который нельзя упускать, и предложил небольшую роль. На мое счастье, Георгий Антонович согласился.

— За что вы любите Безрукова?

Это вопрос сложный. Когда ты любишь, очень сложно отвечать. Это невероятно стабильный и талантливый артист очень высокого класса. Я в этом смысле счастливый, потому что снимал Сергея больше остальных коллег: «Есенин», «Каникулы строгого режима», теперь «Бендер». Если на площадке нет настроения, Безруков находит слабое место, и начинается невероятный фестиваль — шутки, пародии. Незаметно у всех открывается второе творческое дыхание. Его герой Ибрагим Бендер, отец Остапа ­ — мастер переодевания и перевоплощения. Может говорить с любыми речевыми характеристиками, даже на иностранных языках. Ибрагим Бендер — совершенный бенефис Безрукова.

Актер Сергей Безруков в роли Ибрагима Бендера в фильме «Бендер. Начало»

Актер Сергей Безруков в роли Ибрагима Бендера в фильме «Бендер. Начало»

Фото: Централ Партнершип

— Планируете развивать тему Ибрагима? Был такой прицел?

— А почему нет. Некоторые делают кино про бабушку, про прабабушку, у нас может быть то же самое. Хоть про детство Остапа Бендера снимай.

— Без работы не останетесь.

— Надеюсь на это. Будет продолжение или нет — зависит от продюсеров. Я человек нанятый. По-французски режиссер — réalisateur. То есть тот, кто реализует замысел продюсера.

Незаметные гении

— Как вы относитесь к критике в свой адрес? Автор романа «Тобол» Алексей Иванов был не очень доволен вашей экранизацией. Вы с ним разговаривали?

— Нет, контактов после не было. Мы до фильма работали достаточно подробно. Обычно автор сначала пишет роман, а затем продает права на экранизацию. В данном случае было наоборот. Продюсеры заказали сценарий сериала Алексею Иванову. Романа тогда не было. Поэтому некорректно говорить, что мы испортили роман. Он появился после сценария. Можно сказать, автор сделал план, а затем написал роман. И когда мне говорят: «Почитайте книгу, там лучше», — я вам скажу: в ней очень много того, что мы придумали.

Писатель Алексей Иванов

Писатель Алексей Иванов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— На роль Петра I в «Тоболе» вы пригласили Дмитрия Дюжева. Он же вместе с Безруковым снимался у вас в «Каникулах строгого режима».

— Я его обожаю. Как только меня спросили: «Кто будет играть Петра?», — я сразу сказал: «Дюжев». И началось. Да, Петра I играл Симонов, а еще Золотухин, Петренко. Тут же — Космос из «Бригады». Это бормотание про прошлое, про «было лучше», «сейчас не те артисты, да и школа не та» я не поддерживаю. Да, было. Ну а что делать? Ждать, когда пройдет два поколения и потомки не вспомнят тех, кто был некогда?

На самом деле мы живем рядом с великими артистами, которые для нас просто Костя, Сережа, Володя. Лет через 20–30 лет о них будут говорить, как мы сегодня говорим о Смоктуновском, Евстигнееве, Леонове.

— Рядом с собой не замечаем гениев?

— Я в этом уверен. Порой рядом люди, которые для человечества совершили что-то большое. О них надо снимать фильмы, а они удостаиваются в лучшем случае репортажа.

— Давайте ликвидируем несправедливость. О ком бы вы хотели снять фильм?

— Такое количество достойнейших людей...

Актер Дмитрий Дюжев в роли Петра I в фильме «Тобол»

Актер Дмитрий Дюжев в роли Петра I в фильме «Тобол»

Фото: Централ Партнершип

— Голливуд собирался снимать фильм про нашего пилота, который посадил самолет на кукурузное поле. Почему не мы?

— В Голливуде актуальность стоит на первом месте. То, что у нас называли «утром в газете — вечером в куплете». Случилась ли трагедия чудовищная, прошел ли тайфун или кто-то подвиг совершил, они тут же из этого делают коммерческий продукт.

— Мы долго запрягаем?

— Да, процесс очень длительный.

— А если появится, будут говорить, что это пляски на костях?

— Такой вариант возможен. Или скажут, что всё переврали.

Борьба за зрителей

— Киноиндустрия пострадала от коронавируса. Вас задело?

— Я лично пострадал — не мог ходить на фильмы, на которые хотел. Безусловно, сейчас тяжелая ситуация для кинобизнеса. Ограничения не способствуют развитию. Да и зритель отучается ходить в кино. Ему уже не так важно, чтобы открывался большой экран, было шоу. Зритель готов смотреть в интернете. Так спокойнее.

— Рефлексы другие?

— Боюсь, что так. Независимые продюсеры, глядя на ситуацию, скажут: «Мы подождем, пока все вернутся в кинотеатры». Понимают, что вкладывать деньги в кино, которое зритель не посмотрит, значит обрекать себя на невозврат. Финансируются менее рискованные проекты. Этим же объясняется бурное развитие платформ.

Режиссер Игорь Зайцев на съемках своего фильма «Каникулы строгого режима»

Режиссер Игорь Зайцев на съемках своего фильма «Каникулы строгого режима»

Фото: ТАСС

— У вас появились конкуренты?

— Вряд ли. Я кинорежиссер. У меня конкуренты только среди коллег.

— Если платформы оттягивают зрителя, это конкуренция.

— Не скрою, платформы предлагают работу и мне. Мы обсуждаем сериалы и полнометражные истории. Те специалисты, кто дело делает, всё равно будут востребованы. Платформа хочет видеть продукт, который на телеканале бы не показали.

Провокация?

— В том числе. Есть темы, на которые у каналов есть ограничения, а на платформах нет.

— Творца это заводит или он думает: «А вдруг по рукам дадут?»

— Здесь другое. Когда развалился Советский Союз, ушла система худсоветов. Появилась свобода. Но вопрос: о чем говорить, если обо всем можно? Показать больше голого тела или нецензурной брани? От этого кино лучше или хуже не становится. Нужна интересная история.

У платформ те же проблемы. Пока их очень много. Они себя ищут, используют зарубежный контент. Но чтобы остаться в лидерах, надо отличаться своим особенным продуктом. Для этого должны быть вкус и люди. Думаю, через несколько лет игроков на рынке платформ останется максимум три.

Режиссер Игорь Зайцев на съемках фильма «Тобол»

Режиссер Игорь Зайцев на съемках фильма «Тобол»

Фото: TASS/URA.RU/Михаил Калянов

— Разорятся?

— Нет, просто поймут, что это направление не представляет коммерческого интереса.

— Всё нынешнее кино- и телепроизводство строится исключительно на прибыли?

— Не всё. Патриотические кинопроекты, поддерживаемые Фондом кино и Министерством культуры, возможно, не будут прибыльным, но темы эти обязательно надо поднимать. Ведь по большому счету происходят чудовищные вещи: нам показывают американское кино про Джеймса Бонда, а врагом выступает русский человек. А «Миссия невыполнима», где хороший парень Том Круз, а плохой — Владимир Машков? Мы приходим в кинотеатры и кушаем это. Нам показывают, что русские — враги. Кремль надо разрушить? Вообще без вопросов. И все воспринимают это как комикс, а меж тем зрителям делается колоссальная идеологическая инъекция против России. Поэтому наше государство обязательно должно поддерживать патриотическое кино.

— Зрители во всем мире ведомые. Ими манипулируют, а они соглашаются?

— Да. Сегодня только такие крутые и сильные герои могут противостоять этой пропаганде. Борьба идет за молодого зрителя, за его представления о том, в какой стране он живет, в каком мире, что хорошо, что плохо.

Справка «Известий»

Игорь Зайцев окончил актерский факультет Ростовского училища искусств, диплом режиссера получил в Театральном институте имени Щукина. Работал в Камчатском театре драмы, руководил экспериментальной студией театра «Около дома Станиславского». Фильмография режиссера включает фильмы и сериалы, в том числе «Диверсант. Конец войны», «Каникулы строгого режима», «Есенин», «Чкалов», «Великая», «За час до рассвета», «Тобол».

Читайте также
Прямой эфир