Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Везде достанут: как избавиться от навязчивой телефонной рекламы
2021-06-08 15:40:27">
2021-06-08 15:40:27
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Многие россияне ежедневно сталкиваются с проблемой навязчивой телефонной рекламы. При этом порой такую тактику используют мошенники, целью которых является отнюдь не продажа товаров, а хищение денег. Эксперты рассказали «Известиям», кто чаще всего занимается агрессивным маркетингом, как не попасть в спам-базу и что делать, если вам досаждают звонками.

Навязчивая реклама

Эксперты рассказали, как избавиться от навязчивой телефонной рекламы. По словам гендиректора АНО «Цифровые платформы» Арсения Щельцина, если речь идет о сообщениях от компаний, чьи услуги не интересуют пользователя, он может просто попросить исключить себя из рассылки. Если же организация никак не реагирует, нужно обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

— Для этого достаточно отправить текст сообщения или номер телефона в специальный сервис. После нескольких заявлений рассылки от нерадивых СМС-шлюзов автоматически прекратятся, — рассказал он.

Кроме того, добавил эксперт, необходимо контролировать всплывающие сообщения от приложений на смартфоне. Для этого нужно зайти в настройки и отключить возможность рекламных уведомлений для всех приложений. Это также позволит предотвратить получение данных о геолокации человека и чтения его личной информации.

«Известия» выяснили, кто стоит за агрессивным телефонным маркетингом, как бороться с постоянными рекламными звонками и можно ли привлечь к ответственности раздражающих продавцов.

Агрессивный маркетинг

Агрессивным маркетингом называют продвижение товаров и услуг с помощью назойливых инструментов. К нему можно отнести и рекламу типа «два телефона по цене одного», и обещания бесплатного обслуживания, и постоянные звонки, объясняет «Известиям» основатель международной компании Involta Алекс Концов.

клиенты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

— Обычно к агрессивному маркетингу прибегает малый и средний бизнес, стремящийся любой ценой нарастить клиентскую базу. Телефонный спам — один из самых простых, эффективных и недорогих способов добиться поставленной цели, — говорит собеседник портала.

По его словам, очень часто маской агрессивного маркетинга прикрываются разные злоумышленники и преступники, затягивающие ничего не подозревающих собеседников в свои схемы. Потому доверять предложениям или приглашениям на бесплатные консультации не стоит.

— Не так давно в одном из городов России всех желающих приглашали на бесплатный прием к диетологам с условием принести паспорт. Многие посетители в тот день ушли из клиники с кредитными и долговыми обязательствами, — вспоминает он.

Откуда номер?

Большинство людей становятся жертвами рекламщиков после того, как сами дают им свои номера, заключая договоры с компаниями, фитнес-центрами или даже службами доставки еды. Такие организации становятся операторами персональных данных и по закону обязаны публиковать правила обработки и передачи их третьим лицам.

— Бывает, что хакеры крадут целые базы данных компаний и продают их спамерам. Некоторые сайты отслеживают номера, когда на них заходят со смартфонов. Наконец, многие пользователи сами публикуют контакты в соцсетях и оставляют профили открытыми, — говорит Алекс Концов.

По словам эксперта, для того чтобы не оказаться в спам-базе, необходимо соблюдать правила «цифровой гигиены»: не оставлять без необходимости свой номер телефона, внимательно читать пункт о рекламе в договорах и при оформлении разных карт, пользоваться режимом «инкогнито» в браузерах мобильных устройств.

Если вам уже поступают звонки с рекламой, правильным будет сразу попрощаться и прервать общение, советует директор по маркетингу «СберСервис» Максим Чубак. Но если человек всё же решил продолжить разговор, главное — не верить всему, что обещают на другом конце провода.

звонок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Лучше всего, советует собеседник «Известий», запросить у звонящего ссылку на сайт, где можно подробнее почитать про предложение и саму компанию.

Необходимо всегда помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и если вас приглашают куда-то, следствием будет попытка «раскрутить» потребителя на деньги во время этого первого визита. В основе любого предпринимательского проекта лежит цель получения прибыли, поэтому бесплатным не может быть практически ничего, — резюмирует эксперт.

Как бороться?

По словам юриста и автора блога «Юрист объясняет» Евгения Фурина, подобная деятельность в России регулируется ФЗ «О рекламе». Согласно 18-й статье закона, распространение рекламы по телефону допускается только в случае, если абонент заранее дал на это согласие.

— Для того, чтобы обойти это требование, телефонные продавцы часто начинают разговор так: «Фирма “Рога и копыта”, вам интересно выслушать наше предложение?» Многие автоматически говорят: «Да, давайте», тем самым соглашаясь на получение рекламы. Лучше отвечать отрицательно, сразу лишая продавцов возможности действовать в рамках закона, — советует Фурин.

Также следует помнить о том, что номер телефона человека является персональными данными, передача и обработка которых допускается только с согласия гражданина. Потому, в зависимости от желаемого исхода, у него есть два варианта: просто прекратить звонки или сделать так, чтобы компанией заинтересовались соответствующие органы.

— Если вам хочется просто покончить со звонками, спросите у продавца, есть ли у него согласие на обработку ваших персональных данных и согласие на получение рекламы по телефону — и если да, то откуда. Скорее всего, вам ничего конкретного не ответят, но звонить перестанут, — говорит юрист.

что делать
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

В случае, если ваш вопрос проигнорируют и продолжат досаждать звонками, нужно направить в компанию письменное уведомление о том, что вы не давали согласия на получение рекламы и потребовать прекратить неправомерные действия. Юридический адрес фирмы вам обязаны предоставить по телефону (ст. 5 ФЗ «О рекламе»), либо, если собеседник откажется его называть, можно легко найти его по номеру или названию компании — наверняка вы не первый, кто столкнулся с их назойливой рекламой.

— В письме нужно сообщить, когда и с какого номера вам поступили звонки, напомнить о том, что это нарушение законодательства о рекламе и о персональных данных, и потребовать прекратить звонки, — объясняет Евгений Фурин.

Привлечь к ответственности

Если вы всё же решите привлечь компанию к ответственности, нужно получить распечатку вызовов у мобильного оператора связи, а затем составить на сайте прокуратуры, ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора обращение следующего содержания: «В такие-то даты совершались звонки с таких-то номеров с рекламой, я на это согласия не давал, прошу принять меры». К сообщению необходимо приложить распечатку звонков и саму аудиозапись.

В письме в ФАС следует указать, что вы даете согласие на доступ ведомства к данным о ваших звонках и СМС. Бояться, по словам юриста, нечего — ФАС получит доступ только к самим фактам звонков и получению СМС, без их содержания.

— Даже за один установленный факт звонка с незаконной рекламой фирма может быть оштрафована по ч. 1. ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе». Штраф составит от 100 до 500 тыс. рублей. И это на самом деле работает — в год ФАС обрабатывает десятки тысяч таких обращений, — резюмирует собеседник «Известий».

сим-карта
Фото: AndreyPopov/depositphotos.com

Другие методы

В прошлом году Минкомсвязи разработало законопроект, разрешающий операторам связи блокировать номера телефонов спамеров и мошенников. Для этого абонент должен будет обратиться к своему оператору, а тот, в свою очередь, передать жалобу в систему проверки. Если факт телефонного спама или мошенничества будет подтвержден, то номер заблокируют.

— Подобная технология уже действует у многих операторов мобильной связи, но о ней мало кто знает, — говорит Алекс Концов. — Также не все знают о существовании специальных приложений, сообщающих абоненту, кто именно ему звонит, еще до того, как поднята трубка. Любой оператор может заблокировать номер по первому требованию абонента, и, конечно, у компаний есть свои базы спамеров, и существует отдельная услуга, отправляющая все эти номера в черный список разом.

Но лучшим решением, по мнению эксперта, стало бы обучение людей и расширение их познаний в вопросах финансовых операций и принципах работы банков и электронных кошельков. Технически подкованного человека не убедит ни один мошенник — как говорится, предупрежден — значит вооружен.

Читайте также