Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Лавров предупредил Европу о сокрушительном ответе в случае нападения на Россию
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
В Самарской области возбудили дело после гибели восьмилетней девочки при пожаре
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Финляндии из-за снежной бури пострадали 160 тыс. домохозяйств и два самолета
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Многие россияне ежедневно сталкиваются с проблемой навязчивой телефонной рекламы. При этом порой такую тактику используют мошенники, целью которых является отнюдь не продажа товаров, а хищение денег. Эксперты рассказали «Известиям», кто чаще всего занимается агрессивным маркетингом, как не попасть в спам-базу и что делать, если вам досаждают звонками.

Навязчивая реклама

Эксперты рассказали, как избавиться от навязчивой телефонной рекламы. По словам гендиректора АНО «Цифровые платформы» Арсения Щельцина, если речь идет о сообщениях от компаний, чьи услуги не интересуют пользователя, он может просто попросить исключить себя из рассылки. Если же организация никак не реагирует, нужно обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

— Для этого достаточно отправить текст сообщения или номер телефона в специальный сервис. После нескольких заявлений рассылки от нерадивых СМС-шлюзов автоматически прекратятся, — рассказал он.

Кроме того, добавил эксперт, необходимо контролировать всплывающие сообщения от приложений на смартфоне. Для этого нужно зайти в настройки и отключить возможность рекламных уведомлений для всех приложений. Это также позволит предотвратить получение данных о геолокации человека и чтения его личной информации.

«Известия» выяснили, кто стоит за агрессивным телефонным маркетингом, как бороться с постоянными рекламными звонками и можно ли привлечь к ответственности раздражающих продавцов.

Агрессивный маркетинг

Агрессивным маркетингом называют продвижение товаров и услуг с помощью назойливых инструментов. К нему можно отнести и рекламу типа «два телефона по цене одного», и обещания бесплатного обслуживания, и постоянные звонки, объясняет «Известиям» основатель международной компании Involta Алекс Концов.

клиенты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

— Обычно к агрессивному маркетингу прибегает малый и средний бизнес, стремящийся любой ценой нарастить клиентскую базу. Телефонный спам — один из самых простых, эффективных и недорогих способов добиться поставленной цели, — говорит собеседник портала.

По его словам, очень часто маской агрессивного маркетинга прикрываются разные злоумышленники и преступники, затягивающие ничего не подозревающих собеседников в свои схемы. Потому доверять предложениям или приглашениям на бесплатные консультации не стоит.

— Не так давно в одном из городов России всех желающих приглашали на бесплатный прием к диетологам с условием принести паспорт. Многие посетители в тот день ушли из клиники с кредитными и долговыми обязательствами, — вспоминает он.

Откуда номер?

Большинство людей становятся жертвами рекламщиков после того, как сами дают им свои номера, заключая договоры с компаниями, фитнес-центрами или даже службами доставки еды. Такие организации становятся операторами персональных данных и по закону обязаны публиковать правила обработки и передачи их третьим лицам.

— Бывает, что хакеры крадут целые базы данных компаний и продают их спамерам. Некоторые сайты отслеживают номера, когда на них заходят со смартфонов. Наконец, многие пользователи сами публикуют контакты в соцсетях и оставляют профили открытыми, — говорит Алекс Концов.

По словам эксперта, для того чтобы не оказаться в спам-базе, необходимо соблюдать правила «цифровой гигиены»: не оставлять без необходимости свой номер телефона, внимательно читать пункт о рекламе в договорах и при оформлении разных карт, пользоваться режимом «инкогнито» в браузерах мобильных устройств.

Если вам уже поступают звонки с рекламой, правильным будет сразу попрощаться и прервать общение, советует директор по маркетингу «СберСервис» Максим Чубак. Но если человек всё же решил продолжить разговор, главное — не верить всему, что обещают на другом конце провода.

звонок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Лучше всего, советует собеседник «Известий», запросить у звонящего ссылку на сайт, где можно подробнее почитать про предложение и саму компанию.

Необходимо всегда помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и если вас приглашают куда-то, следствием будет попытка «раскрутить» потребителя на деньги во время этого первого визита. В основе любого предпринимательского проекта лежит цель получения прибыли, поэтому бесплатным не может быть практически ничего, — резюмирует эксперт.

Как бороться?

По словам юриста и автора блога «Юрист объясняет» Евгения Фурина, подобная деятельность в России регулируется ФЗ «О рекламе». Согласно 18-й статье закона, распространение рекламы по телефону допускается только в случае, если абонент заранее дал на это согласие.

— Для того, чтобы обойти это требование, телефонные продавцы часто начинают разговор так: «Фирма “Рога и копыта”, вам интересно выслушать наше предложение?» Многие автоматически говорят: «Да, давайте», тем самым соглашаясь на получение рекламы. Лучше отвечать отрицательно, сразу лишая продавцов возможности действовать в рамках закона, — советует Фурин.

Также следует помнить о том, что номер телефона человека является персональными данными, передача и обработка которых допускается только с согласия гражданина. Потому, в зависимости от желаемого исхода, у него есть два варианта: просто прекратить звонки или сделать так, чтобы компанией заинтересовались соответствующие органы.

— Если вам хочется просто покончить со звонками, спросите у продавца, есть ли у него согласие на обработку ваших персональных данных и согласие на получение рекламы по телефону — и если да, то откуда. Скорее всего, вам ничего конкретного не ответят, но звонить перестанут, — говорит юрист.

что делать
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

В случае, если ваш вопрос проигнорируют и продолжат досаждать звонками, нужно направить в компанию письменное уведомление о том, что вы не давали согласия на получение рекламы и потребовать прекратить неправомерные действия. Юридический адрес фирмы вам обязаны предоставить по телефону (ст. 5 ФЗ «О рекламе»), либо, если собеседник откажется его называть, можно легко найти его по номеру или названию компании — наверняка вы не первый, кто столкнулся с их назойливой рекламой.

— В письме нужно сообщить, когда и с какого номера вам поступили звонки, напомнить о том, что это нарушение законодательства о рекламе и о персональных данных, и потребовать прекратить звонки, — объясняет Евгений Фурин.

Привлечь к ответственности

Если вы всё же решите привлечь компанию к ответственности, нужно получить распечатку вызовов у мобильного оператора связи, а затем составить на сайте прокуратуры, ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора обращение следующего содержания: «В такие-то даты совершались звонки с таких-то номеров с рекламой, я на это согласия не давал, прошу принять меры». К сообщению необходимо приложить распечатку звонков и саму аудиозапись.

В письме в ФАС следует указать, что вы даете согласие на доступ ведомства к данным о ваших звонках и СМС. Бояться, по словам юриста, нечего — ФАС получит доступ только к самим фактам звонков и получению СМС, без их содержания.

— Даже за один установленный факт звонка с незаконной рекламой фирма может быть оштрафована по ч. 1. ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе». Штраф составит от 100 до 500 тыс. рублей. И это на самом деле работает — в год ФАС обрабатывает десятки тысяч таких обращений, — резюмирует собеседник «Известий».

сим-карта
Фото: AndreyPopov/depositphotos.com

Другие методы

В прошлом году Минкомсвязи разработало законопроект, разрешающий операторам связи блокировать номера телефонов спамеров и мошенников. Для этого абонент должен будет обратиться к своему оператору, а тот, в свою очередь, передать жалобу в систему проверки. Если факт телефонного спама или мошенничества будет подтвержден, то номер заблокируют.

— Подобная технология уже действует у многих операторов мобильной связи, но о ней мало кто знает, — говорит Алекс Концов. — Также не все знают о существовании специальных приложений, сообщающих абоненту, кто именно ему звонит, еще до того, как поднята трубка. Любой оператор может заблокировать номер по первому требованию абонента, и, конечно, у компаний есть свои базы спамеров, и существует отдельная услуга, отправляющая все эти номера в черный список разом.

Но лучшим решением, по мнению эксперта, стало бы обучение людей и расширение их познаний в вопросах финансовых операций и принципах работы банков и электронных кошельков. Технически подкованного человека не убедит ни один мошенник — как говорится, предупрежден — значит вооружен.

Читайте также
Прямой эфир