Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин утвердил новую Концепцию внешней политики РФ
Мир
МИД РФ представил обновленную концепцию российской внешней политики
Армия
Путин присвоил гвардейское звание двум подразделениям ВС России
Мир
Президент Грузии отметила отсутствие солидарности страны с Украиной
Общество
Испания импортировала рекордные объемы российского СПГ
Спорт
Ассоциация олимпийских комитетов Африки поддержала допуск россиян к ОИ
Армия
В России приняли меры для кратного увеличения производства востребованных вооружений
Мир
Лукашенко заявил о задержании 30 причастных к теракту в Мачулищах лиц
Мир
Лукашенко предложил союзникам научить Запад защите прав человека
Общество
Около 200 тыс. жителей ЛНР остались без света из-за снегопада
Авто
АвтоВАЗ начнет выпуск автомобилей Lada на бывшем заводе Nissan в мае-июне
Мир
В Индии зарегистрирован первый случай заражения человека грибком растения
Происшествия
В реке Ордынке в Новой Москве нашли тело мужчины
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Цифровая валюта в перспективе может помочь России выйти из-под влияния западных санкций, заявил в интервью «Известиям» на полях ПМЭФ председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. Также он отметил, что цифровые деньги исключают коррупцию, теневые доходы и доходы организованной преступности, и оценил перспективы малого и среднего бизнеса в России.

— Какие глобальные проблемы, на ваш взгляд, существуют сегодня в российской экономике?

— Пожалуй, стоит начать с того, что у правительства на экономику есть свой взгляд, а у нас в Госдуме — свой. Его формируют избиратели, исходя из собственного жизненного опыта, и именно этот взгляд, как нам кажется, необходимо претворять в жизнь.

— В чем причина таких противоречий?

— Такие столкновения взглядов происходят потому, что глобального понимания развития экономики сегодня не сформировано. У нас до сих пор нет понимания прогноза социально-экономического развития нашей страны хотя бы на 10–15 лет, такой дорожной карты, по которой мы, как лоцманы, должны пройти.

Тем не менее пандемия COVID-19 показала, что правительство сработало грамотно и меры поддержки, в том числе финансовой, были объективно правильно использованы и при этом принесли хороший эффект, причем как в отношении малого и среднего бизнеса, так и в плане крупных компаний. Как показала статистика, мы стали одними из лучших в плане прохождения этого сложного периода.

работники в офисе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Какие перспективы есть у малого и среднего бизнеса в России?

Сегодняшняя молодежь, которой 17–20 лет и которая еще учится, — это и есть тот малый и средний бизнес, который гипотетически может преодолеть планку в 25% (нынешняя доля малого и среднего бизнеса от всего бизнеса в стране. — Прим. «Известий»).

Мы делаем всё, чтобы малый и средний бизнес у нас появился. Это и процентное соотношение в госзакупках, и те показатели, которые есть у госкорпораций и в инвестиционных программах, — обязанность закупать у малого и среднего бизнеса. Кроме того, для такого бизнеса была организована поддержка, которая действовала в период пандемии и действует до сих пор: она призвана сохранить то, что мы имеем сейчас. А чтобы число участников малого и среднего бизнеса росло — для этого должны родиться новые люди.

— Как изменился российский малый и средний бизнес за последние годы?

Сегодня малый и средний бизнес выходит далеко за рамки какой-нибудь парикмахерской или булочной. К кафе и ресторанам приходят новые цифровые технологии: они позволяют в более короткие сроки добиваться более серьезных результатов, чтобы масштабировать бизнес. Ему давно нужна была эволюция — и она произошла. Сегодня малый и средний бизнес — это производство, причем нередко высококвалифицированной продукции.

— Если говорить о цифровых технологиях — какие у них перспективы в плане экономики?

Мы, безусловно, ждем рывка по «цифре». Пандемия COVID-19 показала, насколько востребованы цифровые технологии: это и интернет-торговля, и возможности удаленного доступа с точки зрения бизнеса и управления им. Всё это полностью меняет деловую среду, меняет понимание того, что такое бизнес и торговля. А потребители понимают, что сегодня в интернете покупать быстрее, выгоднее, качественнее и комфортнее.

— Но не требует ли эта сфера какого-то дополнительного регулирования из-за своего активного роста?

— Да, безусловно — необходим закон, который будет конкретизировать ответственность агрегаторов перед потребителями. Агрегаторы на своих платформах оказывают, по сути, посреднические услуги, а потому их ответственность должна быть конкретизирована.

Но законы, связанные с «цифрой», сложны тем, что они зачастую касаются международных компаний. Поэтому цифровое законодательство необходимо строить на международной базе: ведь нередки ситуации, когда сама компания зарегистрирована в одной стране, ее платформа как конечный продукт — в другой стране, а потребители находятся в третьей стране.

Планшет и банковская карта
Фото: TASS/URA.RU

Этот вопрос несколько глубже и шире, чем наше российское законодательство. Исполнение законов, связанных с «цифрой», во многом зависит от того, как они будут восприниматься во всем мире. По такому пути сегодня, к примеру, идут европейцы: они принимают законы по «цифре» в рамках всего Евросоюза, а не какой-то отдельной страны.

Американцы, японцы и мы сейчас пытаемся с нашими ближайшими партнерами — Китаем и Индией — создавать площадки общего законодательства, чтобы законы отдельных стран стыковались и воспринимались на слух одинаково.

— Какое у вас отношение к цифровой валюте — пожалуй, главному тренду мировой экономики последних лет?

Цифровые валюты — это вызов, и вопрос, принимать ли его, не стоит. Но само понятие цифровой валюты включает в себя очень много аспектов. С одной стороны, это аспект финансовой грамотности населения: были люди, которые считали, что биткоин — это реальная железная монета. С другой — сегодня мы понимаем, что все цифровые деньги сегодня обеспечены лишь спекулятивным способом.

Я сам сторонник цифровой валюты, которая появится из цифрового рубля как в рамках государства, так и в рамках крупных компаний, обеспеченных реальными активами. В этом случае, во-первых, сразу поменяется отношение в плане спекулятивного курса и доходности такой валюты.

Во-вторых, сегодня мы переживаем, что нас отключат от межбанковской системы SWIFT: нам нужно куда-то переводить деньги и хранить их то ли в золоте, то ли в валюте. А ведь именно цифровая валюта помогает уйти от всех этих рисков, вообще про них забыть.

— Получается, санкций с цифровой валютой можно не бояться?

«Цифра» — это альтернативные маршруты перевода денег. Используя их, мы уходим от контроля всех финансовых проводок со стороны казначейства США, от каких-либо санкций и всего прочего.

А ведь представители западного бизнеса именно из-за ограничений, наложенных на нашу страну, не могут принимать полноценное участие в инвестициях в России и в финансовых продуктах, которые у нас есть.

цифровая валюта
Фото: Global Look Press/Alexander Limbach

Люди инициативные на то и инициативные, что везде ищут лазейки, а потом обучают им других. Мы можем на такие возможности закрывать глаза, можем их не замечать, но они есть и будут. Переход на цифровые деньги и блокчейн сегодня решает очень многое.

— Какие достоинства, на ваш взгляд, есть у цифровой валюты?

Деньги, имеющие цифровой след от начала и до конца, сразу исключают такие вещи, как коррупция, теневые доходы и доходы организованной преступности. Эти цифровые деньги «прописаны» на платформах, а потому сразу видно их происхождение. Если же человек не может показать, откуда у него цифровые деньги, он сразу становится вне закона.

Система цифровых денег выходит за рамки одной страны — и это неплохо. Но США используют свою финансовую монополию в этом плане, а потому могут позволить себе влиять на политику и с нами, и со странами Европы, и с другими странами, которые являются их торговыми партнерами. Но, используя «цифру», мы сразу выходим на мировой уровень, когда мы открыты всему миру и весь мир открыт для нас.

Читайте также
Реклама