Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
В Сочи задержали рейс из-за попытки захвата самолета
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для мировой экономики всё более ощутимой реальностью становится новая угроза — глобальная демография. Как отмечается в обзоре рейтингового агентства Moody's, в некоторых странах прирост населения достиг минимальной отметки за десятилетия, а в других численность граждан и вовсе сокращается. За исключением государств Африки южнее Сахары и еще нескольких стран, мир столкнется с проблемой старения населения, и это будет снимать с роста глобального ВВП почти 1% каждый год только в ближайшую пятилетку. Подробности — в материале «Известий».

Большинство экономик мира начали выбираться из ямы, вызванной коронавирусным кризисом. Рост ВВП восстанавливается стремительными темпами, увеличивается занятость, а индексы фондовых рынков с начала года не один раз обновили исторические максимумы. Многие уже заговорили о новых «ревущих двадцатых», по аналогии с 1920-ми годами, отличавшимися большим экономическим и социальным динамизмом. Однако этот оптимизм, связанный с облегчением по окончании эпидемии, может оказаться преждевременным. На первый план выходит демографическая проблема, грозящая экономике не жестким шоком, а медленной стагнацией или даже угасанием.

Согласно оценке Moody's, многие страны (в основном в Европе, но не только) сталкиваются с одновременным падением рождаемости и иммиграции. Это означает, что в ближайшие годы трудоспособное население будет довольно быстро сокращаться в таких государствах, как Германия, Италия, Испания, Япония и Южная Корея. Подобные предсказания делались и раньше. Но сейчас всё серьезнее — процесс затронул Россию, Таиланд, Китай и Чили, даже Бразилия и Турция, ассоциирующиеся у многих с большими семьями и стабильным демографическим ростом, совсем скоро окажутся в схожей ситуации.

люди пожилого возраста сидят на скамейке в Германии
Фото: Global Look Press

В целом по всему миру рост населения в трудоспособном возрасте сократится вдвое по сравнению с началом XXI века. И это значит, что экономический рост станет медленнее уже в обозримом будущем. В целом из него каждый год в период 2020–2025 годов придется вычитать 0,9%, что для стран со средними темпами увеличения экономики в 1–2% в год означает самую настоящую стагнацию. С перспективой спада еще через несколько лет, ведь старение будет только усиливаться.

Это было бы еще полбеды, но как отмечает Moody's, нынешняя демографическая ситуация наложилась на слабый рост производительности труда в последнюю декаду. Одновременно увеличилось долговое бремя почти во всей мировой экономике (речь идет и о частном, и о корпоративном, и о государственном долге). Между тем рост среднего возраста заставляет государства наращивать и без того огромные заимствования (в большинстве стран Северной Америки и Европы госдолг уже превысил 100% ВВП), поскольку больший процент нетрудоспособного населения требует более масштабных и дорогих программ социальной защиты.

Выходов из ситуации Moody's видит два: увеличение занятости со стороны недопредставленных в нынешней рабочей силе категорий в первую очередь женщин, а также технологический и инновационный подъем, который должен скомпенсировать недостаток рабочей силы. В то же время агентство предлагает не слишком обольщаться. Неоднократно говорилось, что пандемия вынудила людей в большей степени полагаться на технологию, что может дать в будущем рост производительности труда, но на данный момент неясно, реализуется ли такой сценарий. Он требует как минимум масштабных инвестиций в человеческий капитал и массовое переобучение специалистов, убеждены в агентстве.

Старение населения и сокращение численности рабочей силы — тот самый процесс, который неминуемо затронет и нашу страну, считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

— Это тот самый «слон в комнате». Российская демографическая ситуация оказывает очень большое влияние на всю российскую экономику и государственную политику — от решений по пенсионному возрасту до миграции. На текущую ситуацию с ВВП она оказывает меньше влияния, потому что экономика во многом сырьевая — на нее больше влияет демография на основных крупных зарубежных рынках. Но остальная часть, составляющая до двух третей экономики, находится под прямым влиянием отечественной демографии. В ближайшие десятилетия это будет самый большой ограничивающий фактор.

люди идут утром на работу
Фото: REUTERS/Jason Reed

Генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова отмечает, что прямо сейчас у российской экономики есть проблемы и посерьезнее, но в средне- и долгосрочной перспективе сбрасывать со счетов демографический кризис нельзя.

— Рост экономики сдерживают непропорциональное развитие ее секторов, ставка на сырьевой экспорт во время затишья на международных рынках, вялая деловая динамика внутри страны, отсутствие внешних инвестиций, модернизации производств и долгое падение реальных доходов, провоцирующее снижение спроса внутри страны.

По словам Табаха, обеспечение экономического роста за счет инноваций возможно, но это будет немного другая экономика.

— За счет технологий, развития производительности труда расти реально. Но возникает вопрос: для кого производить? Да и в сфере услуг технологии играют не такую большую роль. С другой стороны, демографическая ситуация создает новые рынки — по уходу за пожилыми и так далее. Но традиционный экономический рост, построенный на том, что всё растет, популяция городов расширяется, появляются новые семьи, которые покупают дома, машины и матрасы.

Пожилые люди переходят улицу в Москве
Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

В то же время без адекватной «прокачки» рабочей силы внедрение инноваций может создать еще большие проблемы.

— Автоматизация труда, которая в ближайшее десятилетие затронет и нас, по подсчетам экспертов РАНХиГС, роботизирует около 20 млн рабочих мест (это почти половина мест официально трудоустроенных россиян), — заметила Ускова. — Квалификационная яма, назревающая уже сейчас, когда имеющиеся компетенции сотрудников не поспевают за бурным развитием технологий, также добавит масла в огонь. И на фоне того, что уже сейчас 60% россиян предпенсионного возраста не имеют официальной работы, в будущем число безработных только увеличится, не в последнюю очередь из-за закона, накладывающего непомерную административную ответственность за увольнение таких сотрудников. В то время как убыль населения растет, рождаемость падает. Действительно, такая тенденция приведет к тому, что количество рабочих рук в стране сократится, просядет производительность труда и серьезно пострадает ВВП.

Прямой эфир