Невский на Волге: в Ярославле отметили юбилей национального героя
Бетховен и Чайковский. Идеальные ансамбли и харизматичные солисты. Маэстро Башмет во главе «Солистов Москвы» и оркестра «Новая Россия». А также мировая премьера вокально-симфонической фрески «Хроники: Александр Невский». «Известия» подвели итоги 13-го международного музыкального фестиваля, завершившегося в Ярославле.
Дела тех дней
Фестиваль непременно нужно украсить мировой премьерой. Этому правилу худрук творческих форумов собственного имени Юрий Башмет старается следовать. На афишах мероприятий, проходящих при его участии, всегда обнаружишь новые, еще не слышанные и не виденные музыкальные и театральные сочинения. В Ярославле, например, в эти дни впервые прозвучали «Хроники: Александр Невский» современного классика Александра Чайковского, написанные по заказу фестиваля к 800-летию со дня рождения героя отечественной истории.
Известный композитор и постоянный хедлайнер фестивалей Башмета, конечно, рисковал. Только ленивый не вспомнил бы великое сочинение Сергея Прокофьева, созданное на основе музыки к фильму Сергея Эйзенштейна. Правда, Прокофьев скромно назвал свое произведение кантатой, а Чайковский анонсировал целую оперу-ораторию. Но как иначе рассказать историю персонажа от рождения до безвременной кончины?
На сцену ярославского гиганта «Миллениум» вышли государственный симфонический оркестр «Новая Россия», филармоническая хоровая капелла «Ярославия», камерный хор Московской консерватории и хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий читал за летописца. Владимир Кошевой — за Александра Невского. Актер, известный ролями Раскольникова и булгаковского Мастера, внес в трактовку образа нотки душевной смуты. Князь также удостоился вокала, его мысли озвучил Сергей Головатенко. Центральный эпизод этой партии был посвящен теме молота и наковальни — Александр Невский, оказывается, всю жизнь тяготился давлением Орды и братался с ее лидерами.
Николаю Диденко была поручена ария отца героя — князя Ярослава. Мария Лобанова в партии жены князя поучаствовала в семейном дуэте. Далее лирика уступила место делам военно-государственным. В том числе Ледовому побоищу, увековеченному Прокофьевым. Продолжатель темы Александр Чайковский запечатлел битву динамичную и даже игривую, с приговорками хора и озорным постукиванием копыт. Философским осмыслением пройденного князем пути стало альтовое соло Башмета, исполненное под аккомпанемент хора, после чего Юрий Абрамович вернулся за пульт и продирижировал финальной славицей. На экране тем временем появилось изображение Александро-Невской лавры. Логично было бы услышать здесь ликующий колокольный звон, но авторы решили обойтись без пафоса.
Весне дорогу
В прошлом году майский фестиваль в Ярославле был перенесен на осень, и организаторы откровенно сожалели об утрате весеннего драйва.
— То, что сейчас мы вернулись к нашим обычным датам, в мае, лишний раз говорит о том, что культурная жизнь восстанавливается, — порадовался Юрий Башмет. — Несмотря на то, что в Ярославле мы были с фестивалем не так давно, в октябре, нам постоянно приходят запросы — публика ждет, просит премьеры. И пока в мире ситуация с концертной жизнью очень тяжелая — в Европе, например, музыкальная жизнь замерла! — у нас есть возможность дарить слушателям праздник, фестиваль.
Коронавирус тем не менее всё-таки внес в программу коррективы. Не смогли приехать музыканты бельгийского барочного ансамбля Les Muffatti — его заменил Московский барочный ансамбль, в короткие сроки обеспечивший взаимодействие с прибывшим таки певцом-солистом Клинтом ван дер Линде. Огорчились поклонники этнической музыки. Из Турции не удалось выехать артисту с мировым именем, послу ЮНЕСКО Кудси Эргюнеру и его партнерам по Kudsi Erguner Ensemble. Зато сумели добраться до Ярославля музыканты швейцарского Gstaad Festival Brass (они представили виртуозный фейерверк медных духовых) и хорватский камерный оркестр Zagrebački solisti («Солисты Загреба»)
«Мы вас ждали!»
По словам концертмейстера загребцев Сретена Крстича, прославленному коллективу везет — в пандемию он почти не прекращал работать.
— Мы не выступали только два месяца прошлого года — март и апрель, — поделился музыкант с «Известиями». — Всё остальное время мы нормально играли полный сезон. Ну как нормально — в зале разрешено 50%, это 400 человек, но, к счастью, мы играем именно для живой публики. Это очень важно!
В Ярославль «Солисты Загреба» привезли разнообразную программу: Неоклассическую симфониетту Pintarichiana Бориса Попандопуло сменила Симфония ре мажор, Op. 12 № 6 Луиджи Боккерини. Композитор назвал ее La casa del diavolо («Дом дьявола»). На вкус знатоков хорроров инфернальные пассажи финала выглядели благостными, но во времена Боккерини, вероятно, звучали устрашающе. Сюрпризом для поклонников творчества Людвига ван Бетховена стала Симфония № 5 до минор, ор. 67 (та самая, где «судьба стучится в дверь»), лишенная духовых и ударных. Как оказалось, аранжировки больших симфоний для струнных оркестров не только придают музыке дополнительный психологизм, но и вписываются в условия пандемии.
— Понятно, что это совсем иное звучание, нежели в полном симфоническом оркестре, — рассказал Сретен Крстич. — Но, как ни странно, в период пандемии — из-за ограничений в количестве человек на сцене — именно мои аранжировки стали очень популярными. Еще с прошлой весны мне стали их регулярно заказывать, в том числе другие страны.
Ярославские зрители отблагодарили гостей из Загреба овацией и возгласами «Мы вас ждали!»
Гамлет и Эвридика
По традиции фестивальной публике представили музыкально-литературные спектакли. Башмета сегодня можно назвать главным промоутером этого увлекательного жанра. Не читок с музыкой, а именно спектаклей: цельных, выстроенных, с развитой драматургией. Премьера обоих состоялась этой зимой в Сочи, и у артистов было время для усовершенствования. Именное название «Шекспир. Шостакович. Гамлет», возможно, стоило сделать более развернутым, добавив создателей спектакля: Миронова, Башмета, Брусникину. Актер, дирижер и режиссер давно работают вместе, и каждый их «выход» становится событием. Для Миронова это третий «Гамлет». В предыдущем — «Гамлет. Коллаж», поставленном Робером Лепажем в Театре Наций, — он уже читал за всех действующих лиц, включая Гертруду и Офелию. На этот раз актеру было полегче — часть шекспировской энергии перетянул на себя Шостакович, также неоднократно обращавшийся к принцу датскому: в спектакле прозвучала музыка, написанная им к постановке Николая Акимова и фильму Григория Козинцева.
Еще одной ярославской премьерой стал музыкально-драматический спектакль «Корабль влюбленных» — фантазия на темы знаменитых лирических сюжетов. Роль капитана таинственного корабля, пассажиры которого отправляются в бессрочное путешествие, исполнил Андрей Мерзликин, а свои истории рассказали герои Григория Сиятвинды, Ольги Ломоносовой и Надежды Лумповой. Упоминание о том, что одна из них — миф об Орфее и Эвридике наоборот (Эвридика отправляется на поиски возлюбленного) — спойлер относительный. Спектакль в режиссуре Павла Сафонова изобилует неожиданными поворотами, а музыка Моцарта, Вагнера, Дебюсси и Чайковского, скомпонованная в единую партитуру Кузьмой Бодровым, обеспечивает необходимый эмоциональный градус.
Классика в Тутаеве
Образовательные проекты Юрий Башмет с самого начала сделал частью своих фестивалей, а воспитание молодых музыкантов — общероссийской программой «Юрий Башмет — молодым дарованиям России». В Ярославле уже по традиции работала Международная духовая академия и Международная академия барокко.
В рамках первой в городе в пятый раз прошли мастер-классы, посвященные исполнительству на медных и деревянных духовых инструментах. А вторая в третий раз позволила молодым музыкантам приобщиться к культуре музыкального аутентичного исполнительства.
Помимо восьми больших концертов в Ярославле музыканты дали выступления в городах области — Рыбинске, Гаврилов-Яме, Тутаеве, поселке Красные Ткачи. Всего за восемь лет жизни фестиваля его мероприятия прошли более чем в 20 населенных пунктах, в большинстве из них классическая музыка звучала впервые.
Дальнейшие планы фестиваля Юрий Башмет в беседе с «Известиями» охарактеризовал как «расширение» — и репертуарное, и пространственное. В частности, очень хотелось бы активнее использовать замечательный зал Театра драмы имени Волкова. Проблема — в небольшой оркестровой яме, где трудно разместить нужное количество музыкантов, но, по словам маэстро, всё решаемо. Успех «Гамлета» с Евгением Мироновым (спектакль состоялся именно там, в Волковском театре) тому гарантией.