Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце марта по традиции, но не по инерции, а с какой-то особенной посткарантинной энергией в столице отметили День театра. Московские премьеры — от масштабных до камерных — подтверждают, что своего зрителя находят даже откровенно скучные спектакли. Что уж говорить про спектакли-события! Театральный обозреватель Влад Васюхин тщательно изучил весь репертуар и подготовил обзор самого интересного.

«Свидание в Москве»

Фестиваль искусств Юрия Башмета при участии МХАТ им. Горького

Как ни странно, спектакли о Москве, тем более о современной — большая редкость на столичной сцене. Вечно актуальное «Горе от ума» в расчет не берем. И в этом смысле инициативу Юрия Башмета, который, как известно, родился не в столице, но давно уже живет и работает на широких московских просторах, можно только приветствовать.

Понятно, что если в проекте участвует Башмет, то спектакль музыкальный (специально для оркестра «Новая Москва» во МХАТе им. Горького открыли оркестровую яму, сняв первые три ряда партера). Поэтому первым в списке авторов «Свидания в Москве» идет композитор Александр Чайковский. Не лишенную мистики пьесу сочинил актер и режиссер театра «Около дома Станиславского» Михаил Палатник, а срежиссировал ее, как говорится, «умерев в актерах», Павел Сафонов.

Сцена из спектакля «Свидание в Москве»

Сцена из спектакля «Свидание в Москве»

Фото: bashmet.newsmusic.ru

Как ясно из простодушного названия, это не только лав-стори, но еще, а может, и прежде всего — история любви к великому городу. Героиня с говорящим именем Вера (Екатерина Рябова) приезжает в Москву учиться на поющую артистку. Правда, не может выбрать: отдать ли ей предпочтение консерватории или ГИТИСу. Точно такой же выбор будет у нее между двумя молодыми людьми. Понятно, что путь к звездам и личному счастью у девушки лежит через тернии: она сразу же окажется без телефона и денег, без знакомых, однако хорошие москвичи (в первую очередь, «добрая фея» Элеонора, которую играет народная артистка России Светлана Рябова, по жизни — мама исполнительницы главной роли) не дадут ей пропасть.

Несмотря на то что действующих лиц в пьесе всего шесть, размах зрелищу придает участие пластического театра «Мим-оркестр» и Камерного хора Московской консерватории. Планируется, что спектакль будет активно гастролировать, ненавязчиво борясь с москвафобией.

«Король Лир»

Театр им. Вахтангова

У вахтанговцев сейчас столько сцен, что премьеры выходят одна за другой, и по старинке говорить, как это делают иные критики, о каком-то специфическом, «преданном театру вахтанговском зрителе», по крайней мере, странно. Публика, которая пойдет на «Бабу Шанель» и «Сказки Старого Арбата», пробкой вылетит с «Войцека» и «Легенды о Хромоножке». И наоборот. А с тех пор, как главным режиссером театра стал Юрий Бутусов, дорогу на Арбат протоптали особые, типично бутусовские зрители, которым нравится заряжаться электричеством своего любимого постановщика и разгадывать идеи очередного блокбастера.

Его свежий «Король Лир» (надо ли напоминать театралам, что шекспировскую трагедию Бутусов в Москве уже ставил — в 2006 году, в «Сатириконе», с Константином Райкиным в заглавной роли) дал щедрый повод для поверхностных вопросов и поиска глубоких и неоднозначных ответов.

Евгения Крегжде в роли Корделии в сцене из спектакля «Король Лир» в постановке Юрия Бутусова в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова

Евгения Крегжде в роли Корделии в сцене из спектакля «Король Лир» в постановке Юрия Бутусова в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Почему Лира, который на склоне лет отходит от дел и решает поделить свое королевство между тремя дочерьми, играет 35-летний Артур Иванов? Зачем роли Корделии и Шута соединены в одну (отличная работа Евгении Крегжде), как во времена Шекспира? Почему режиссер возводит эту королевскую, однако все-таки семейную историю буквально до космического, планетарного масштаба, до бури, что воплощается в инфернальной сценографии Максима Обрезкова? И таких «зачем» и «почему» по ходу этого почти четырехчасового спектакля, где много музыки, энергии и хаоса, можно задать еще много. И выйти потрясенным и удивленным...

«Зимние заметки о летних впечатлениях»

Театр наций

Название специальной междисциплинарной программы Театра наций, приуроченной к отмечаемому в 2021 году юбилею автора «Бесов» и «Преступления и наказания», звучит немного зловеще: «Достоевский 200». Почти как «груз 200».

Программа, впрочем, живая, разнообразная и насыщенная. И сейчас, когда обнародована лишь малая часть намеченного, было бы нелепо рассуждать — что лучше: выпустить один, но выдающийся спектакль по произведениям Федора Михайловича или о нем самом, или представить на суд публики дюжину «проектов», «эскизов» и «лабораторий».

Сцена из спектакля «Зимние заметки о летних впечатлениях» в Театре наций

Сцена из спектакля «Зимние заметки о летних впечатлениях» в Театре наций

Фото: Театр наций

Показанный на Малой сцене полуторачасовой спектакль «Зимние заметки о летних впечатлениях» нельзя упрекнуть в поспешности или небрежности. Режиссер Елена Невежина сделала тщательную инсценировку путевого дневника Достоевского — его впечатления от Европы и европейцев образца 1862 года. Сценограф Анастасия Глебова придумала добротные декорации и костюмы. Хорошие артисты Илья Исаев и Лиза Арзамасова, играющие писателя и его спутницу, выучили километры интеллектуального текста и по мере отпущенного Богом таланта попытались его озвучить, обжить и сыграть. Но, увы, усилия всей команды оказываются тщетны. Спектакль вышел скучным, монотонным, убаюкивающим. Причина, конечно, в Достоевском. Он просто писал этот текст не для сцены.

«СТО. Саунд-восхождение в 238 ступенях»

РАМТ

Выходят актеры, расстилают коврик и начинается театр. Сегодня эту формулу В. Немировича-Данченко можно подкрепить и другими примерами. Каких только спектаклей не предлагает столичная сцена! Например, без актеров. Или — приходят зрители, надевают наушники и отправляются маленькой группой бродить по всему театру.

Юлия Поспелова сочинила, а Александр Хухлин поставил изобретательную бродилку на час с небольшим к отмечаемому в этом году 100-летию Центрального детского, а ныне Молодежного театра. Благодаря тому что все действие записано на аудио, в спектакле заняты «первачи» труппы: Евгений Редько, Нина Дворжецкая, Максим Керин, Петр Красилов, Татьяна Матюхова, Алексей Блохин. А любимица публики Нелли Уварова играет главную роль — гардеробного Номерка, от имени которого ведется повествование. Среди других героев — Зеркало, Окно, Люстры, Поворотный круг, а наряду с ними — легендарные исторические персоны: Наталья Сац, Анатолий Эфрос, Виктор Розов, Валентина Сперантова...

Аудиоспектакль «СТО»

Аудиоспектакль «СТО»

Фото: РАМТ

История этого расположенного в центре столицы театрального дома полна, как и история, пожалуй, всякого театра, трагических страниц — репрессии, запреты, сломанные судьбы, смерти. В пьесе есть и апокрифы, и анекдоты, и мистификации, и были. Плюс — абсурд советской идеологии (заседание худсовета — один из самых забавных и жутких эпизодов). Плюс — история самого здания (здесь Пушкин танцевал с Анной Керн). И, конечно, воспоминания о триумфах.

Экскурсии за кулисы практикуются сейчас в нескольких московских театрах, и версия РАМТа, возможно, лучшая на сегодня. Но всё равно не оставляет вопрос: а так уж ли надо что искушенному театралу, что простому зрителю, видеть всю эту изнанку и черный хлеб театра, тесные гримерки, узкие коридоры, крутые лестницы, сотрудников с «дошираком»? Понимать, в каких трудах и муках, интригах и склоках рождается искусство? Или все-таки театр должен оставаться тайной, загадкой, праздником?

«Балаган»

Театр Российской армии

По сути автобиографическая пьеса «Балаган» американского режиссера и драматурга Чарльза Мори относится к тем сочинениям, на которых театры зарабатывают деньги, а не «Золотые маски». Это комедия положений о театральном закулисье, о вечной любви к искусству и о братстве «на сезон». Комедия не глупая, не пустая, но, прямо скажем, не Бомарше и не Островский.

Действие происходит в американской глубинке, в большом деревянном сарае, переделанном под летний театрик, где за медные гроши в теплое время года репетирует и играет полулюбительская труппа. И тот факт, что в гигантском Театре армии из «Балагана» не стали делать блокбастер, а решили поставить его в маленьком и облезлом бункере без подмостков (вроде бы прежде здесь хранили декорации), по сути в таком же сарае, говорит о том, что художественные амбиции взяли вверх над коммерческими.

Сцена из спектакля «Балаган»

Сцена из спектакля «Балаган»

Фото: Центральный академический Театр Российской Армии

Нелишне вспомнить, что первая постановка этой пьесы в России была осуществлена семь лет назад на такой же маленькой площадке — в антрепризном театре «С.А.Д.», расположенном в Аптекарском огороде. И тот спектакль Ирины Пахомовой был и смешнее, и динамичнее.

Молодой режиссер Данила Чащин, сократив длинную пьесу, сделал акцент на романтических ее страницах. В его «Балагане» — пусть порой и нелепые, однако живые, искренние, трогательные люди. И актеры Театра Армии во главе с Сергеем Колесниковым в роли худрука «Балагана» Гордона Пейджа весьма убедительны и азартны в своем служении искусству.

«Сверчок»

Электротеатр Станиславский

Один из самых оригинальных и интенсивно работающих театров столицы, Электротеатр Станиславский теперь обзавелся еще одной сценой, Камерной. В марте там прошла первая премьера: пьесу Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» поставила Варвара Обидор. Однако в обзор, который не резиновый, включим другое и, чего греха таить, гораздо более яркое премьерное зрелище — «Сверчка», выпущенного на Основной сцене.

Это тот редкий случай, когда визит на спектакль можно с восторгом рекомендовать почти всем — от мала до велика (правда, есть маркировка 16+). И когда перед нами действительно современное искусство — остроумное, стильное, острое.

Спектакль «Сверчок»

Спектакль «Сверчок»

Фото: Денис Гришкин/Агентство «Москва»

Режиссер Марфа Горвиц дала отдохнуть Чехову, Гоголю и Шекспиру и взяла материал, который в России ставили мало. Это сказки «амстердамского Хармса» и «голландского Лескова» — 80-летнего Тоона Теллегена (утверждают, его дед был родом из России и носил фамилию Телегин).

Этот спектакль, где в фантастическом лесу живут звери-мутанты, и уморительно смешон, и нелеп, и страшен. И очень красив (тот случай, когда хочется перечислить всю команду художников: Мария Трегубова, Евгения Панфилова, Сергей Васильев, Илья Старилов). «Сверчка» хочется и пересказать, и пересмотреть вновь.

Читайте также
Реклама