Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За последние два года на российском рынке акций произошло сразу несколько крупных первичных размещений — IPO, что кардинально изменило тренд 10 лет, когда количество публичных эмитентов только снижалось. В начале 2012 года на бирже было 406 акций всех типов, в настоящий момент — порядка 264.

Знаковые IPO таких компаний, как OZON (двукратный рост с момента размещения), «Совкомфлот» (его размещение ожидалось последние 10 лет), «Самолет Недвижимость», «Сегежа» были дополнены возвращением на биржу российских по сути, но имеющих иностранную регистрацию и лондонский листинг (обращение) «Глобалтранс», HeadHunter, «Мать и Дитя», Mail.ru и других. Таким образом, за последние годы на Московской бирже появилось порядка 10–12 качественных и знаковых эмитентов, в том числе и «блудных сыновей», которые имели раньше обращение только за границей.

Можно говорить о втором дыхании российского рынка, который по-прежнему остается одним из самых дешевых в мире, но стал привлекательным для компаний с точки зрения размещения сразу по нескольким причинам. По-прежнему капитал, деньги сосредоточены у иностранных инвесторов, поэтому большинство компаний старается получить двойной листинг в США или Лондоне и в России. Однако российские розничные инвесторы стали заметной силой на рынке. По нашим оценкам, их доля выросла с 3–4% до 7% во владении российскими акциями, а главное — они создают ликвидность.

Ликвидность — важный фактор для публичных компаний, который влияет на их долю в индексах, а это, в свою очередь, определяет, сколько денег будет вложено за счет пассивных фондов (ETF и БПИФ) и активных фондов, которые ориентируются на индекс. По этой причине компании с иностранным листингом разместились на Московской бирже — ради включения в глобальные индексы (Мосбиржи, MSCI). Наличие российской инвестиционной базы снижает зависимость от иностранных портфельных вложений и, как следствие, волатильность российского рынка акций значительно упала за последние годы. А чем меньше волатильность, тем больше интерес со стороны внутренних инвесторов и выше оценка рынка, таким образом, образуется позитивная спираль.

Отмечу еще один важный фактор. Секторы, из которых пришли новые компании — это не сырьевые отрасли (на них всё еще приходится 60% индекса Мосбиржи против 70% пару лет назад), что позитивно сказывается как на диверсификации инвестиционных портфелей, так и в целом отображает уход России от сырьевой составляющей.

Развитый фондовый рынок с большим количеством организаций — это отражение уровня и качества развития страны. Публичные компании имеют высокий уровень прозрачности и выстроенной корпоративной структуры управления, несут в себе меньше рисков с точки зрения ведения бизнеса по сравнению с непубличными компаниями. Одновременно с этим фондовый рынок служит источником капитала, который, в отличие от долгового, более терпим к риску и позволяет быстро нарастить масштабы бизнеса.

Компаниям легче всего выходить на рынок при росте биржевых индексов и ликвидности в избытке. Череда успешных IPO позволяет создать хорошую репутацию и интерес для других организаций. В то же время российский рынок торгуется с значительным дисконтом к мировым рынкам, поэтому получить оценку, соответствующую мировых аналогам только здесь, достаточно тяжело. По мере увеличения капитализации рынка и снижения дисконтов поток компаний, желающих разместиться на российском рынке, только возрастет. Как раз к этому времени финансовая грамотность населения повысится, так что спрос будет и со стороны внутренних инвесторов.

И в заключение совет. В последние годы среди розничных игроков очень популярной стратегией стало участие в первичном размещении. Но не стоит пытаться участвовать в каждом IPO, так как они отличаются друг от друга. Среднестатистическая разница между ценой открытия и ценой размещения акции на американском рынке составляет 20%, во времена роста рынка можно получить до 70–100% прироста на размещении, но это относится прежде всего к быстрорастущим компаниям. На российском рынке акций доминируют организации, которые не могут похвастаться высокими и, главное, долгими сроками роста выручки. Классические примеры — OZON и «Совкомфлот». Акции первого выросли после размещения на 100%, а второго — снизились на 10%. Разумно приобретать компании нового формата из новых отраслей, которые будут доминировать в будущем.

Автор — управляющий активами «БКС Мир инвестиций

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир