Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Дайте жалобную ссылку: издатели пожаловались в прокуратуру на «Яндекс»
2021-04-26 18:48:06">
2021-04-26 18:48:06
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Книгоиздатели попросили Генпрокуратуру проверить «Яндекс», который выдает в поиске пиратские ссылки на электронные и аудиокниги. Также инициаторы обращения предложили обратить внимание на бездействие ФАС в этом вопросе. Об этом сказано в письме Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ, представляет интересы крупнейших книгоиздателей), с которым ознакомились «Известия». Обращение в Генпрокуратуру — новый виток конфликта издателей с интернет-гигантом. Компании недовольны тем, что «Яндекс» не удаляет из поисковой выдачи ссылки на пиратские книги при обращении правообладателей, хотя делает это при обращении владельцев прав на фильмы и сериалы. АЗАПИ ранее жаловалась на это в ФАС, но регулятор тогда не нашел нарушений в действиях «Яндекса».

Пиратская книга

Ассоциация по защите авторских прав в интернете (представляет интересы крупнейших издателей и сервисов электронных книг, включая «Эксмо-АСТ», «Азбуку-Аттикус» и «Альпину паблишер») 20 апреля направила обращение в Генпрокуратуру, в котором пожаловалась «на бездействие ФАС России и неправомерные действия «Яндекса», нарушающие законодательство о защите конкуренции». С копией письма ознакомились «Известия». Факт отправления обращения газете подтвердил генеральный директор АЗАПИ Максим Рябыко.

Книгоиздатели недовольны тем, что «Яндекс» не удаляет пиратские ссылки на электронные и аудиокниги из своего поиска, если получает соответствующие просьбы от правообладателей. В то же время интернет-компания удаляет из поиска ссылки на пиратские фильмы и сериалы. По мнению АЗАПИ, «Яндекс» использует доминирующее положение и нарушает законодательство о защите конкуренции.

Поэтому из-за деятельности пиратов рынок легального потребления книг не растет такими же темпами, как рынок онлайн-кино, что ведет к снижению доходов книгоиздателей. Кроме того, компании несут дополнительные расходы на покупку контекстной рекламы у «Яндекса», чтобы страницы с легальным контентом оказывались выше в поисковой выдаче, чем пиратские ресурсы. Издательства также тратят средства на судебные издержки, чтобы добиться удаления пиратских ссылок, отмечено в обращении в Генпрокуратуру.

Пассажир пользуется планшетным компьютером в вагоне электропоезда
Фото: РИА Новости/Александр Кожохин

— Если сейчас в поиске «Яндекса» вбить «скачать аудиокниги», то первой ссылкой вы увидите рекламу «ЛитРеса». Сервис приобрел ее для того, чтобы его легальный сайт в поисковой выдаче агрегатора демонстрировался выше пиратских ресурсов. В это он вложил дополнительные средства, которые мог бы направить на свое развитие, если бы интернет-компания удаляла пиратские ссылки, — привел пример «Известиям» Максим Рябыко.

До этого те же доводы ассоциация приводила в обращении в ФАС, жалуясь на действия «Яндекса». Но регулятор в начале февраля встал на сторону интернет-компании.

— ФАС неправомерно вынесен отказ в возбуждении дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны «Яндекса», — указано в письме АЗАПИ.

В ассоциации отметили, что ответ регулятора на обращение издателей представлял собой «исключительно пересказ пояснений представителей» интернет-компании. Поэтому книгоиздатели считают, что ФАС не анализировала рынок онлайн-контента, деятельность конкурирующих с «Яндексом» сервисов и так далее и в действиях регулятора могут усматриваться признаки халатности.

«Известия» направили запрос в Генпрокуратуру.

По ту сторону барьера

В ФАС не считают претензии книгоиздателей предметом антимонопольного регулирования, поэтому и отказали ассоциации в возбуждении дела в отношении «Яндекса», рассказали «Известиям» в пресс-службе регулятора. Поднятая в заявлении АЗАПИ тема «касается вопросов интеллектуальной собственности, носит гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке», отметили там.

Здание ФАС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Решения регулятора могут быть обжалованы в Арбитражном суде, добавили в ФАС.

В пресс-службе «Яндекса» отметили, что поисковики не должны определять правовой статус контента, размещенного третьими лицами по ссылкам. В компании сказали, что решить вопрос пиратских ссылок поможет «антипиратский закон», который предоставит правообладателям дополнительные рычаги для борьбы с нелегальным контентом.

Договориться до закона

Сейчас «Яндекс» удаляет пиратские ссылки на фильмы и сериалы. Это происходит согласно меморандуму, который был согласован ведущими медиахолдингами и интернет-компаниями в 2018 году. Его заключали на площадке Роскомнадзора.

Согласно документу, если владелец прав на фильм или сериал находит в «Яндексе» или поиске какой-либо другой интернет-компании пиратскую ссылку на свой контент, он обращается в компанию и та без решения суда удаляет ее. Помимо «Яндекса» меморандум тогда подписали Mail.ru Group и Rambler&Co, а со стороны правообладателей среди подписантов были НМГ, «Газпром-медиа», Первый канал и другие крупнейшие участники рынка. Хотя меморандум носил массовый характер, владельцы прав на книги в него не вошли. АЗАПИ просила или включить книги в меморандум, или заключить с интернет-компаниями отдельное соглашение, которое защищало бы интересы книгоиздателей аналогичным образом, как и интересы владельцев прав на фильмы и сериалы.

Отражение экрана ноутбука в очках девушки
Фото: ТАСС/Ведомости/Андрей Гордеев

Меморандум — это временная мера и закрепить правило может только федеральный закон, считает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Чтобы правило выполнялось, нужно официально прописать упрощенный порядок внесудебной блокировки ресурсов, которые распространяют ссылки на пиратский контент, причем не только на видео, но и на электронные и аудиокниги, считает он.

С начала действия меморандума «Яндекс» удалил свыше 15 млн ссылок на незаконно распространяемые материалы, сообщала компания в марте. Из них 6 млн ссылок были удалены только в начале 2021 года.

Читайте также