Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Неоправданный риск: почему «Сбер» отказался от сделки с Ozon

Финансовая организация решила выстраивать e-commerce по новой стратегии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

СМИ стали известны подробности несостоявшейся сделки «Сбера» и Ozon. По данным источников Forbes, стороны не договорились о цене: банк был готов заплатить за компанию $1,4 млрд, но маркетплейс выторговывал $2,1 млрд. Кроме того, «Сбер» настаивал на ребрендинге и изменении финтех-сервисов. Это не первая сорвавшаяся сделка банка с потенциальными партерами: до этого компания не договорилась с «Яндексом» и Alibaba. Но при этом в нефинансовом секторе «Сбер» в 2020 году заработал в 2,7 раза больше, чем годом ранее. Какую стратегию использует банк в переговорах и почему соглашается не на все предложения — в материале «Известий».

Выход на новые рынки

«Сбер» в 2020 году заработал в нефинансовом секторе в 2,7 раза больше, чем годом ранее. Его доля в операционных доходах кредитной организации увеличилась на 0,4 п.п., до 1,1%.

По ожиданиям аналитика «Финама» Игоря Додонова, в 2021 году доходы от нефинансовых сервисов «Сбера» вырастут в 2,5 раза и превысят 100 млрд рублей. Управляющий директор ИК «Универ Капитал» Артем Лютик спрогнозировал для «Известий», что доля выручки от экосистемы банка в 2021 году может вырасти до 5–7%.

Оборот товаров через площадки электронной коммерции «Сбера» вырос в 2020-м в 43 раза — до 12,9 млрд рублей, а количество заказов увеличилось в 23 раза — до 28 млн штук. К e-commerce-сегменту относятся сервисы «Сберлогистика», «Сбермаркет» и «Самокат».

Значительную скорость роста показали также сервисы доставки еды и передвижения: Delivery Club, «Кухня на районе», «Ситимобил», You Drive. Доходы от сегмента развлечений (ОККО, «СберЗвук»), здоровья («СберЗдоровье») и B2B-сервисы тоже увеличились.

Отчасти рост оборотов e-commerce связан с пандемией коронавируса: спрос на онлайн-услуги естественно поднялся, отметил аналитик «БКС Мир инвестиций» Егор Дахтлер. Но помимо этого, «Сбер» направил в сектор электронной коммерции крупные инвестиции и принял ряд важных стратегических решений.

К примеру, кредитная организация вышла на новый рынок — онлайн-торговлю лекарствами. За короткое время «Сбер» пробился в лидеры отрасли: в 2020-м оборот СБЕР ЕАПТЕКИ вырос на 96% и составил 11 млрд рублей.

— Мы начали активно развивать систему хабов — аптек с торговым залом и складом, предназначенных для интернет-продаж, где хранится от 12 тыс. до 20 тыс. наименований товаров. С их помощью мы снижаем нагрузку на наши большие склады и доставляем самые популярные безрецептурные препараты и сопутствующие товары за час. Сейчас у нас 52 хаба: 17 работают в Москве и Московской области и 35 — в регионах, — объяснил стремительный рост генеральный директор компании Антон Буздалин.

Быстро в 2020 году развивался и «Сбермаркет»: он стал вторым крупнейшим игроком рынка онлайн-продаж продуктов питания после X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Его оборот в прошлом году составил 20,7 млрд рублей. «Сбермаркет» стал и самым быстрорастущим в 2020 году — оборот вырос на 1019% год к году. Росту показателя способствовал выход почти во все регионы России.

Сорвавшиеся сделки

Экосистема кредитной организации в 2020-м сильно изменилась: появились новая стратегия и новый взгляд на взаимодействие с партнерами — не просто вхождение в долю, а плотная интеграция и управление изнутри.

Сегмент e-commerce долго оставался слабым местом «Сбера». В прошлом году произошел разрыв с «Яндексом». В августе 2017 года компании подписали соглашение о намерении создать совместный проект на базе «Яндекс.Маркета», а в декабре — обязывающее соглашение. Но в июне 2020-го стороны объявили о разделе активов.

В итоге «Яндекс» выкупил у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркета» за 42 млрд рублей, а «Сбер» приобрел 25% акций «Яндекс.Денег» за 2,4 млрд рублей.

Как пояснил Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка, «конкуренция между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» стала нарастать».

— Мы планируем остаться партнерами с «Яндексом» в рамках коммерческих соглашений по многим направлениям», — отметил он. — Построение экосистемы — живой процесс, и эта сделка открывает для нас совершенно новые возможности в развитии сегмента e-commerce, а также снимает с нас целый ряд ограничений, ранее предусмотренных нашими соглашениями с «Яндексом».

Журналисты назвали последующий срыв сделки с Ozon очередной неудачей «Сбера», но здесь прослеживается стратегия финансовой организации, которой Лев Хасис неукоснительно следует: если неоправданно дорого, то вкладываться не нужно. Ozon пытался выторговать в сделке $2,1 млрд, но «Сбер» оценил соглашение в $1,4 млрд.

«Лев Хасис в переговорном процессе всегда ищет баланс между интересами «Сбера» и его партнеров. При этом, отстаивая позиции, всегда ориентируется на value для группы в интересах ее акционеров и клиентов», — сообщила пресс-служба «Сбера».

Новые партнеры

Сейчас финансовая организация выстраивает партнерство с Mail.ru Group по развитию активов в области транспорта и фудтеха.

— Ситуация с Mail.ru стала последнее время темой для многих спекуляций. Она, конечно же, не имеет ничего общего с той ситуацией, которая у нас была с «Яндексом», и параллели здесь, кажется, не совсем правильно проводить. Дело в том, что в Mail.ru «Сбер» является совладельцем контрольного пакета акций. Контрольного с точки зрения управления, мы активно участвуем в выработке стратегии Mail.ru, принятии всех решений, которые влияют на траекторию дальнейшего развития Mail.ru, — заявил Лев Хасис.

Он признал, что банк не смог достичь целей стратегии по созданию лидирующего игрока в электронной коммерции, но извлек уроки для достижения их в будущем. Самым главным уроком стало переосмысление формата партнерства.

— Теперь, осуществляя наши стратегические инвестиции, мы предполагаем либо контроль в компаниях с нашим участием, либо ясный и понятный путь к контролю и готовы не иметь контроль только в том случае, если сервисы такой компании безусловно, явно и глубоко интегрируются с нашей экосистемой — например, как в СП с Mail.ru, — подчеркнул Хасис.

По его словам, на партнерство с Mail.ru Group банк смотрит с оптимизмом и продолжает развивать e-commerce.

Читайте также
Прямой эфир