Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Китайские и американские высокопоставленные дипломаты проведут 18–19 марта первую личную встречу с момента прихода к власти в США администрации Джо Байдена. Разговор на Аляске будет не из легких. Госсекретарь США Энтони Блинкен уже дал понять, что считает предстоящее общение в первую очередь возможностью без лишних экивоков изложить Пекину все озабоченности Вашингтона действиями КНР. Более того, давление на главного геополитического соперника Штатов будет преподано в качестве коллективного жеста — за считаные дни до нынешней встречи Вашингтон заручился поддержкой ряда союзников. В этой ситуации китайским дипломатам не останется иного выхода, кроме как убеждать США отложить часть споров ради сотрудничества в менее противоречивых областях.

50 оттенков недовольства

Дипломатические обмены, начинаемые в США вслед за приходом к власти каждой новой администрации, традиционно ставили цель заложить тон отношениям Вашингтона с той или иной страной на ближайшие годы. С этой же мотивацией Белый дом организовал на нынешней неделе переговоры госсекретаря США Энтони Блинкена и советника президента по нацбезопасности Джейка Салливана с главными китайскими дипломатами — руководителем канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Яном Цзечи и главой МИДа Ван И. Их очное общение пройдет в Анкоридже (штат Аляска) 18–19 марта и будет первой встречей высокопоставленных представителей двух стран.

При этом общая тональность двусторонних отношений уже хорошо известна и оптимизма не внушает. Как заявил на днях Энтони Блинкен, встреча станет «важной возможностью изложить в очень откровенных выражениях многие проблемы, которые мы испытываем в связи с действиями и поведением Пекина, бросающими вызов безопасности, процветанию и ценностям США, а также наших партнеров и союзников».

Чуть ранее тот же Блинкен окрестил отношения между Вашингтоном и Пекином «самым большим геополитическим испытанием XXI века», дав понять, что решать этот тест США будут с позиции силы. Зримым свидетельством этого стало даже место встречи: в начале недели госсекретарь побывал в Токио и Сеуле, откуда запросто мог бы перелететь в Пекин. Однако, как признала официальный представитель Белого дома Джен Псаки, администрации США было принципиально важно, чтобы первая встреча прошла на американской земле.

Госсекретарь США Энтони Блинкен во время встречи с министром иностранных дел Южной Кореи

Госсекретарь США Энтони Блинкен во время встречи с министром иностранных дел Южной Кореи

Фото: REUTERS/Lee Jin-man

Примечательно, что китайскую сторону загодя осадили и по части официальных формулировок. Объявляя о встрече на Аляске, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь сказал, что «Китай, приглашенный Штатами, проведет стратегический диалог на высоком уровне с американской стороной». На что Энтони Блинкен тут же парировал, что «это не стратегический диалог». И добавил, что «на данный момент нет никаких намерений для серии последующих вовлечений», а любые будущие встречи будут основываться на «ощутимом прогрессе» по тем вопросам, где США хотят от Пекина действий, а не слов.

На первой встрече до КНР донесут такую мысль: если страна не изменит своего поведения, то США продолжат наращивать давление на Китай в сферах безопасности, дипломатии, торговли и экономики. Это означает прекращение экономического принуждения и против союзников США, таких как Австралия, прекращение дипломатии заложников (речь идет о двух заключенных в Китае канадцах, обвиняемых в шпионаже. — «Известия)» и воздержание от агрессивного поведения в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, — обрисовал «Известиям» американскую повестку на Аляске эксперт кафедры политики и международных исследований Международного христианского университета в Токио Стивен Наги.

С единомышленниками за плечами

Важным сигналом Китаю со стороны США накануне встречи стала и демонстрация того, что в своих претензиях к Пекину Вашингтон далеко не одинок.

12 марта по инициативе США неформальный альянс QUAD, начавшийся более десятилетия назад с идеи противостояния Китаю в военно-морском плане, провел первый в своей истории саммит на уровне лидеров. По его итогам главы США, Австралии, Индии и Японии высказали решимость развивать сотрудничество в сфере безопасности, чтобы «укреплять порядок, основанный на международном праве, и ответить на вызовы в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях». Не прочесть в этом намек на Китай было сложно.

Президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Есихидэ Суга, премьер-министр Индии Нерандра Моди и премьер-министр Австралии во время саммита

Президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Есихидэ Суга, премьер-министр Индии Нарендра Моди и премьер-министр Австралии во время саммита 12 марта 2021 года

Фото: Global Look Press/CNP/Jim LoScalzo

А вскоре Энтони Блинкен и глава минобороны Ллойд Остин полетели укреплять дружбу в Токио и Сеул, с последующим заездом министра обороны еще и в Дели.

— Поскольку приверженность администрации Байдена альянсам в Индо-Тихоокеанском регионе была подкреплена до встречи Энтони Блинкена и Джейка Салливана с их китайскими коллегами, Вашингтон имеет хорошую возможность прямо заявить об общих опасениях по поводу КНР, подкрепив это своими альянсами и партнерскими отношениями, — отметил Стивен Наги.

Дополнительным свидетельством единой позиции союзников Вашингтона в отношении Пекина эксперт счел совместное заявление Японии и США, с которым стороны выступили по итогам визита американских министров в Токио 16 марта. В нем «США и Япония признали, что поведение Китая, когда оно противоречит существующему международному порядку, представляет собой политические, экономические, военные и технологические вызовы для их альянса и международного сообщества». Ранее в Токио неизменно воздерживались от прямого упоминания Пекина в заявлениях по международной тематике.

Примирительные ноты

Не сказать чтобы и у КНР не было встречных претензий к США. Еще в начале февраля Ян Цзечи четко обозначил китайские «красные линии» — невмешательство США в ситуацию в Гонконге, Тибете, Синьцзяне, на Тайване и в другие внутренние дела страны. Глава китайского МИДа Ван И, в свою очередь, не раз призывал Вашингтон отменить введенные Дональдом Трампом «необоснованные» тарифы на товары из КНР, прекратить «подавлять» китайский технологический сектор и кампанию очернения правящей в Китае Компартии.

Вместе с тем в видении Пекина на развитие китайско-американских отношений есть и немало примирительных ноток. С момента победы Джо Байдена основным посылом КНР стал призыв отбросить враждебность и возобновить конструктивное сотрудничество. Как метафорично заметил в конце февраля Ван И, обе стороны вполне могут работать вместе, «чтобы направить гигантский корабль китайско-американских отношений обратно в русло здорового развития к светлому будущему и безграничным перспективам».

Министр иностранных дел КНР Ван И

Министр иностранных дел КНР Ван И

Фото: Global Look Press/Zhang Yuwei

На встрече США будут стараться понять, насколько сильно они могут подтолкнуть Китай в вопросах, которые их волнуют. А Китай постарается добиться от американской стороны более реалистичного и прагматичного взгляда на двусторонние отношения, — заметил «Известиям» директор Центра американских исследований Фуданьского университета У Синьбо.

На переговорах Китай наверняка напомнит американцам о таких областях потенциального сотрудничества, как борьба с изменением климата, прекращение войны в Афганистане, сдерживание пандемий и ядерных программ Ирана и КНДР. И возможно, общие интересы в этих сферах смогут заложить основу для менее враждебных отношений США и Китая — в конце концов встреча на Аляске будет, согласно китайской мудрости, «первым шагом на пути в 10 тыс. ли».

Читайте также
Прямой эфир