Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Огюст Роден собирал египетские саркофаги и по любвеобильности мог сравниться с Пикассо, а цены на работы скульптора не столь высоки, поскольку работы существуют в нескольких экземплярах. Об этом «Известиям» рассказала директор Музея Родена Катрин Шевийо в преддверии открытия одной из главных выставок года — «Роден–Пикассо», куратором которой она выступила. Зрители увидят около 500 экспонатов — картины, скульптуры, рисунки, фотографии, архивные материалы.

— Как возникла идея устроить эту первую совместную выставку в Музеях Родена и Пикассо?

— В свое время я принимала участие в подготовке экспозиции скульптуры Пикассо в его парижском музее и обратила внимание на то, что у него и Родена немало общего помимо того, что уже раньше было известно. Мы начали изучать их взаимосвязь и общие подходы к созданию своих работ.

— Пикассо помогает нам лучше понять Родена?

— У него свой взгляд на творчество предшественника. Пикассо понимал, что их многое сближает — в частности, незаконченная скульптура, повторение в работах одного и того же образа, исключительный интерес к природе. Оба коллекционировали одни и те же вещи — морскую гальку, ракушки, муляжи листьев, занимались ассамбляжем. Раньше считалось, что ассамбляж придумал Пикассо, но в дальнейшем стало ясно, что первооткрывателем был Роден, который соединял в скульптурах разные предметы. Каждый из них интуитивно совершал открытия, обогатившие искусство. Новаторский подход Родена повлиял на мастеров последующих поколений, которые развивали его идеи и занимались теми же проблемами.

— «Закончить работу? Завершить картину? Что за чушь! Закончить — значит перешагнуть через нее, убить ее, лишить ее души, нанести последний смертельный удар. Это конец не только для картины, но и для самого художника», — цитируете вы Пикассо в каталоге.

— В таком подходе они очень близки друг к другу. Это то, что Микеланджело вызывал non finito — незавершенность. Его наследником, несомненно, считал себя Роден. Он видел в каждой своей скульптуре не законченный объект, а работу, которая менялась вместе с автором на протяжении его жизни. Что же касается Пикассо, он с начала 30-х годов прошлого века специально оставлял незавершенными некоторые свои творения. Оба не прекращали работу над одним и тем же образом — отсюда их увлеченность сериями. В нынешней экспозиции мы показываем вместе «Гернику» Пикассо и роденовские «Врата ада». Они развивают в них тему плакальщиц.

— В характерах Родена и Пикассо есть что-то общее или они абсолютно разные?

— Скорее похожи. Оба знали себе цену, были высокого мнения о своем искусстве и очень увлекались женщинами. Их объединял поиск новых форм и подход к творческому процессу, который во многом имел экспериментальный характер. Их мастерские играли роль творческих лабораторий. Они были не из тех, кто вначале придумывает образ, а потом его воплощает.

— Некоторые биографы утверждают, что Роден и Пикассо видели в женщине главным образом «объект вожделения».

— Так оно и было. Их интимная жизнь была очень, скажем так, насыщенной. Обоих завораживало женское тело.

— «Искусство всегда эротично», — любил повторять Пикассо. Роден мог бы сказать то же самое?

— Роден считал примерно так же. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть его работы. Обоих отличал гедонистический подход к искусству и, в частности, к скульптуре.

— Можно ли считать Родена и Пикассо мачо?

— Пикассо в этом отношении был типичным испанцем. Родена я бы не стала причислять к мачо, но он был продуктом своего времени, в котором не могло быть речи о равенстве мужчин и женщин. Тогда царили иные нравы.

— Могли бы два гения стать друзьями?

— Не уверена. Все-таки они жили в разные эпохи. Роден одновременно притягивал и отталкивал Пикассо. Испанец относился к нему с презрением, ни в грош не ставил его монументы, хотя копировал роденовский памятник Бальзаку, вырезал его фото из журнала и прикрепил на стену мастерской в Барселоне. В этом было что-то парадоксальное. Он хотел дистанцироваться от Родена, но не смог преодолеть сильного притяжения. С точки зрения Пикассо, Роден не был настоящим авангардистом, что связано, разумеется, с тем, что они жили в разные эпохи.

— Роден видел работы Пикассо? Согласно легенде, однажды он якобы посоветовал младшему коллеге подписать свою картину, чтобы знать, как правильно ее повесить.

— Возможно, Роден видел его картины, но не думаю, что они общались. У нас нет никаких тому свидетельств. Но испанец, несомненно, испытал на себе влияние Родена. Обратите внимание на картину Пикассо «Большая купальщица с книгой», персонаж которой частично повторяет позу «Мыслителя».

— Почему оба были так увлечены Бальзаком? Пикассо иллюстрировал, в частности, его «Неведомый шедевр» и «Отца Горио».

— Этому есть простое объяснение. Гениев всегда притягивают другие гении. Оба восхищались бальзаковской эпопеей «Человеческая комедия». Как я уже говорила, Роден притягивал Пикассо. В его рисунках 1950-х годов мы видим скульптуры с выставки «Бальзак в творчестве Родена».

— Пикассо и Родена сближала и любовь к стихам. Оба жалели о том, что не стали поэтами.

— Пикассо писал стихи. Оба увлекались литературой и дружили с известными писателями. Роден — с Райнером Марией Рильке, Пикассо — с Аполлинером, Кокто и другими. Рильке был даже какое-то время секретарем Родена, а потом посвятил ему немало прекрасных страниц — это лучшее из того, что о нем написано.

— Несколько лет назад в Париже проходила выставка «Пикассо и мэтры», на которой последних представляли Рафаэль, Веласкес, Рембрандт, Давид, Гойя, Мане и другие. Публика уходила из Гран Пале убежденной, что Пикассо заметно уступает грандам. Вас это удивляет?

— Мне кажется, что это неправильный подход к искусству. На подобных выставках не нужно искать ни победителей, ни проигравших. Они помогают понимать процесс эволюции искусства за минувшие столетия. То же самое относится к попыткам сравнения Пикассо и Родена. Оба жили и творили в различные времена, решали разные художественные задачи. Поэтому надо не пытаться определить в этом противопоставлении победителя и побежденного, а оценивать каждого художника по отношению к его времени.

— Визитная карточка Родена — его «Мыслитель». А какая работа, на ваш взгляд, лучше всего отражает творчество Пикассо?

— Для меня — «Герника» и «Авиньонские девицы», хотя выбрать одну или две среди сотен шедевров крайне трудно. Так или иначе, историческое значение «Герники» несоизмеримо со всеми остальными его работами.

— Пикассо был правоверным коммунистом. Интересовался ли политикой Роден? Он был правым или левым?

— Его интересовало только собственное искусство. Ко всему остальному он относился равнодушно. Родена не слишком волновали социально-политические проблемы, от которых он всегда хотел держаться в стороне.

— Однако он дружил с премьер-министром Жоржем Клемансо по прозвищу Тигр, изваял его бюст. Со своей стороны политик приходил ему на помощь, в том числе тогда, когда кипели страсти вокруг его памятника Бальзаку, многими принятого в штыки.

— Действительно, Родена тогда поддерживали политики-республиканцы. В свое время некоторые деятели предложили профинансировать установку памятника Бальзаку, который превратился в объект полемики. Но Роден отказался, чтобы не стать жертвой политических дискуссий. Те, кто защищал памятник Бальзаку, были левыми, а кто его атаковал — правыми. Он не хотел участвовать в этих сражениях.

— Оказывают ли Роден и Пикассо заметное влияние на нынешнее искусство?

— Не сказала бы, что они влияют, но художники, несомненно, проявляют к ним интерес. Современные мастера увлечены Роденом. Они с огромной радостью выставляют свои работы вместе с роденовскими. Мы с готовностью открываем двери нашего музея для современных мастеров. Например, несколько лет назад у нас показывал свои произведения Ансельм Кифер (немецкий живописец и автор инсталляций. — «Известия»).

Почему Пабло Пикассо доминирует на арт-рынке на протяжении многих десятилетий? В первой двадцатке самых дорогих картин целых пять его полотен.

— Потому что он продемонстрировал абсолютно новый подход ко всем аспектам живописи и скульптуры. И сегодня любой художник, который задается теми же вопросами, должен обязательно понять, какие ответы предложил на них Пикассо. Он может следовать в его фарватере или выбрать собственный путь, но должен себя позиционировать по отношению к автору «Герники».

— Так или иначе, сегодня выставок Пикассо во всем мире многократно больше, чем Родена.

— Опять-таки, это связано с тем, что они творили в разные эпохи: Роден — на рубеже XIX и XX столетий, тогда как Пикассо стал знаменем авангарда всего минувшего века. Однако и Родена постоянно показывают в разных странах.

— «Алжирские женщины» Пикассо ушли с молотка на аукционе за рекордные для него $179,3 млн, тогда как лучший результат Родена — всего $20,4 млн за «Вечную весну».

— Как вы понимаете, цены диктуются рынком. Есть и еще один момент: картины Пикассо существуют в одном экземпляре, тогда как роденовские скульптуры — в нескольких.

— Не так давно вы рассказывали «Известиям», что для пополнения бюджета во время пандемии Музею Родена приходится продавать официальные копии его произведений.

— Речь идет не о копиях, а о строго зафиксированном тираже его скульптур. Следуя воле Родена, мы продолжаем их продавать и обеспечиваем существование музея на протяжении целого столетия. В прошлом году они по-прежнему пользовались большим спросом. Роден оказался человеком очень предусмотрительным и сделал всё, чтобы музей в финансовом плане мог существовать долгие годы после его смерти. Нам это до сих пор удается.

— Сейчас все французские музеи во главе с Лувром остаются закрытыми, тогда как все магазины — от больших до самых маленьких — продолжают работать. Разве это справедливо?

— Мы ждем с нетерпением момента, когда нам удастся снова распахнуть двери. На днях открылся наш сад при Музее Родена. Публика очень рада, потому что это еще и сад скульптур, в котором установлены десятки его работ во главе с «Мыслителем».

— Покажете ли вы выставку «Роден–Пикассо» онлайн, если ее придется в последний момент отложить из-за коронавируса?

— Заранее мы ничего не готовили. Но начинаем это делать, поскольку ситуация остается тревожно-неопределенной. Мы не исключаем, что выставку надо будет перенести на какое-то время. Так или иначе, экспозиция двух музеев будет проходить в течение целого года. Если ее придется отложить на несколько недель, у нас останется достаточно времени, чтобы показать ее публике. Поэтому мы сейчас готовы к любым неожиданностям.

— В настоящий момент COVID-19 явно сильнее искусства?

— Несомненно, но это временный успех пандемии. В конце концов, верх одержит искусство, без которого общество не может существовать.

— Несмотря на наступление коронавируса, вы готовите новые проекты?

— На следующий год у нас намечена выставка «Роден и египетское искусство». Великий скульптор собрал огромную коллекцию, насчитывающую более тысячи артефактов, включая саркофаги, которая до сих пор почти неизвестна широкой публике.

Справка «Известий»

В собрании Музея Родена около 7 тыс. скульптур, столько же рисунков, 10 тыс. фотографий и несколько тысяч других произведений искусства. Среди них самые знаменитые творения мастера — «Мыслитель», «Врата ада», «Поцелуй» и другие. Часть из них выставлена в парке, который примыкает к музею. Специальный зал посвящен скульптору Камилле Клодель, которая была музой и спутницей Родена. В обычное время Музей Родена ежегодно посещают около 600 тыс. человек.

Скрытая часть

Прямой эфир