Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Свидание с Джокондой и медальоны Пикассо: что продают на аукционах в пандемию
2020-12-07 17:25:35">
2020-12-07 17:25:35
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Полотно Айвазовского — за $3 млн, работа Жан-Мишеля Баския — в несколько раз дороже, золотые медальоны Пикассо — всего за £10 тыс, а «Мона Лиза» — бесценна и не продается, но можно побороться за эксклюзивное «свидание» с ней. Лоты месяца интригуют и ценами, и разнообразием. Несмотря на бушующую по всему миру пандемию, крупнейшие аукционные дома и не думают сбавлять активность, хотя часть торгов проходит в онлайне. «Известия» выбрали наиболее интересные предложения декабря.

Jean-Michel Basquiat «Portrait of A-One A.K.A. King»

Один из самых дорогих лотов месяца — почти двухметровое (по каждой стороне) полотно Жан-Мишеля Баския, оцененное Phillips в $10–15 млн. Оно уйдет с молотка на вечерних торгах в Нью-Йорке, мировой столице contemporary art.

A-One — это граффитист, друг художника, а прозвище Король, обыгранное примитивистски изображенной короной, — свидетельство уважительного отношения коллег по стрит-арту. Как всегда у Баския, центральная фигура окружена словами, хаотичными линиями, псевдодетскими рисуночками. Стиль автора узнаваем, но всё же это не самая показательная его работа. Аукционный дом приводит фотографию токийской ретроспективы 2019 года, где портрет экспонировался рядом со знаменитым безымянным изображением черепа, выполненным в том же 1982 году. Его цена в 2017 году превысила $110 млн, хотя размер — сопоставим. Это объясняется прежде всего художественными достоинствами — там и центральный образ, и цветовое решение более выразительны. Произведение хотят включить в масштабную экспозицию Фонда Луи Вюиттона, посвященную Уорхолу и Баския — она запланирована на 2022 год. Это должно увеличить его стоимость.

Золотые медальоны Пабло Пикассо

пикассо
Фото: Getty Images/David Cliff/NurPhoto

Пикассо — один из тех художников, которые работали практически во всех возможных жанрах и со всеми материалами. Например, керамике с его рисунками регулярно посвящают отдельные торги — настолько это ходовой товар и столь велик его выбор. Что и говорить о еще более привычной тиражной графике, скульптурах и прочем. Гений умел поставить свое искусство на поток. А знали ли вы, что Пикассо делал еще и гравировку по золоту? Аукционный дом Bonhams предлагает на лондонских торгах побороться за два медальона, на аверсе которых — рельеф, выполненный автором «Авиньонских девиц».

Тираж каждого экземпляра — 20 штук, диаметр — 5,2 и 5,3 см. Проба золота, увы, не указана в описании лотов. Но в данном случае это менее важно, чем сами рисунки. На одном изображен кентавр, на втором — флейтист, сидящий под деревом, и всадники, позади которых виден горный пейзаж. Медальон с кентавром стоит дороже — £10–15 тыс. против £8–12 тыс., но это, видимо, из-за чуть большего размера и значимости сюжета для творчества Пикассо (кентавр — один из излюбленных символов художника). Чисто визуально нам кажется куда интереснее другой сюжет, и можно только подивиться мастерству — уместить целую сцену на крошечном пространстве, да еще и сделать ее стилистически узнаваемой.

Иван Айвазовский «Кораблекрушение на побережье Черного моря»

Обычно мы стараемся рассказывать в этой рубрике о будущих аукционах. Но не назвать в числе главных лотов декабря триумфатора торгов русского искусства Sotheby’s — более чем двухметровое (по широкой стороне) полотно Ивана Айвазовского — мы не могли. Работа 1887 года ушла за £2,314 млн при оценке £1,2–1,8 млн. Это типичный для живописца сюжет с кораблекрушением и штормом. Затонувшая шхуна — на заднем плане, а на переднем — волны удивительно красивого желтоватого оттенка и крошечные фигурки спасшихся людей.

Здесь надо понимать, что Айвазовский — относительно локальный феномен. Конечно, на Западе тоже есть ценители его искусства, но в Европе хватало и своих маринистов. Лишь для российских зрителей он — «наше всё». Поэтому даже на Sotheby’s его покупают в основном россияне или эмигранты. И тот факт, что, несмотря на пандемию, итоговая сумма существенно превысила эстимейт, означает, что и в такие бурные времена Айвазовский непотопляем, деньги на него у богачей найдутся всегда.

Кстати, показательно, что оцененная выше и заявленная топ-лотом торгов картина Натальи Гончаровой как раз осталась непроданной.

Осмотр «Моны Лизы»

мона лиза
Фото: REUTERS/Benoit Tessier

И, наконец, самый экстравагантный и необычный лот месяца. С 1 по 15 декабря на сайте Christie’s проходит аукцион Bid for the Louvre, объявленный великим музеем, чтобы хоть как-то компенсировать убытки этого года. Здесь есть как произведения современного искусства, предоставленные художниками, так и акции типа экскурсии по Лувру в сопровождении директора или путешествия на крышу здания. Но даже среди этого набора вне конкуренции — возможность личного присутствия (с одним спутником) на ежегодном осмотре жемчужины коллекции, «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.

Как известно, эта вещь уже много лет не покидает Лувр и, скорее всего, никогда его не покинет, там же она выставлена за пуленепробиваемым стеклом и окружена заграждениями, мешающими подойти близко. Тот счастливчик, который согласится раскошелиться на €10–30 тыс., сможет увидеть шедевр не просто вблизи, а еще и без стекла. И нет сомнений, что предложение окажется востребованным, хотя едва ли в мире найдется другое произведение, за возможность кратковременного «свидания» с которым люди заплатили бы такие деньги.

Читайте также