Манна поднебесная: пандемия вытеснила китайских туристов из России
До начала пандемии коронавируса Россия стабильно принимала порядка 2 млн китайских туристов в год. Сильнее всего ударила остановка въезда из Поднебесной, конечно, по теневому китайскому туристическому рынку в России. Но пострадали и легальные туроператоры. Отечественные компании очень ждут возвращения гостей из Китая, самого массового въездного рынка в России. Подробнее — в материале «Известий».
Счастье в несчастье
Потери российского турбизнеса в сфере въезда оказались гораздо серьезнее, чем прогнозировалось в начале пандемии. По данным на конец ноября текущего года, от перекрытия границ страна потеряла порядка 600 млрд рублей, или около 70% доходов. Об этом «Известиям» сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова. Отели в Москве, по самым скромным оценкам специалистов, недосчитались более 50 млрд рублей, Санкт-Петербурга — более 20 млрд.
В структуре въездного турпотока в Россию последние несколько лет уверенно лидировал Китай. В прошлом году Россию посетили 1,2 млн организованных туристов из КНР, въехавших по групповым безвизовым спискам. В первом же полугодии 2020 года в Россию прибыло всего 47,6 тыс. граждан Китая, то есть лишь около 4% от прежнего числа. Лидерами по приему организованных туристов из Китая в России остаются Москва, Санкт-Петербург, Приморский край и Амурская область.
Китайский рынок является для России не только самым массовым, но и самым проблемным. По оценкам специалистов, до 40–50% организованных туристов из Китая обслуживаются в России китайскими компаниями, формально зарегистрированными на территории РФ, однако фактически действующими как подразделения отправляющих китайских туроператоров. Одним словом, доходы от приема китайских туристов в России идут преимущественно китайской стороне.
Закрытые двери
Негативный эффект от остановки въездного туропотока из Китая первым ощутил на себе как раз нелегальный китайский рынок «только для своих». Российский бизнес, даже сильно ориентированный на китайцев, был открыт и для граждан других стран, поэтому ему адаптироваться легче.
«Конечно, индустрии, ориентированной на прием китайских туристов, сильно досталось. На сегодняшний день ее объемы глобально снизились», — рассказал «Известиям» Фан Фэй, основатель платформы «Серый Мокко», объединяющей китайских и российских китаистов.
Одними из первых жертвами коронавируса пали магазины сувениров, закрылись даже некоторые продуктовые лавки в районе ВДНХ, где находится всем известный «Космос», входящий в топ-10 отелей по приему китайских туристов.
Немного лучше, по словам Фан Фэя, чувствуют себя рестораны китайской кухни. Закрылись только небольшие кафе, которые были «заточены» исключительно на обслуживание групп китайских туристов. «Другие рестораны ищут новых клиентов среди россиян. Потому что многие даже граждане Китая, которые живут в России, сейчас не так активно ходят в кафе», — рассказывает Фан Фэй.
Член совета Ассоциации «Мир без границ», председатель совета директоров туроператора «Чайна Трэвел» Сергей Назаров описывает схожую картину. «Обороты китайского турбизнеса в России упали в десятки раз. Большая часть сувенирных магазинов закрылась, другая часть живет в режиме ожидания. Что касается ресторанов, то те из них, что были ориентированы исключительно на обслуживание китайских туристов, в большинстве своем закрылись либо выживают за счет обслуживания диаспоры», — говорит Назаров.
Остались без брони
По словам экспертов, отелям, в отличие от ресторанов, которые смогли как-то «поддержать штаны», очень плохо. Например, у гостиничного комплекса «Измайлово» на долю гостей из КНР приходилось в предыдущие годы в высокий туристический сезон до 30% загрузки. «Заменить на данный момент гостей из Поднебесной, к сожалению, некем. Туристы из других стран также не могут восполнить потерянные объемы в силу всем известных обстоятельств, а немногочисленных российских туристов просто на всех не хватает. На текущий момент загрузка комплекса в среднем составляет 25–30%, падение доходов по году составит 85%», — рассказала «Известиям» Наталья Иванцова, коммерческий директор «Измайлово».
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов отметил, что в среднем загрузка отелей сейчас находится на уровне 30–40%. «Потери, действительно, очень существенны. Впереди январь — традиционно низкий по загрузке месяц. Конечно, отели ищут способы выживания. Мы наблюдаем ценовое соперничество между отелями. Дисконт по ряду московских гостиниц достигает более 50%», — рассказывает Прасов.
Эксперты напоминают, что гостиниц, которые находятся под полным контролем «китайской мафии», в Москве нет. А что до другого «теневого» бизнеса, то, по словам ряда наблюдателей, его существенное сокращение дает надежду на «обеление» рынка в будущем.
Всерьез и надолго
Между тем большая часть экспертов, с которыми побеседовали «Известия», не склонны недооценивать жизнеспособность китайских теневых структур. «Китайский бизнес чрезвычайно гибок. Вопреки расхожему мнению, китайские предприниматели в большинстве случаев не имеют существенных капитальных вложений в туристских объектах в России, все полученные деньги инвестируются обратно в Китай, где и производятся основные взаиморасчеты. Такое предприятие может свернуть свою деятельность и возобновить ее заново в считаные дни. Сейчас теневые предприятия в сфере въездного туризма из Китая простаивают, однако юридические лица не закрыты и при изменении ситуации все они легко вернутся к работе», — уверена Виктория Баргачева, председатель региональной общественной организации «Санкт-Петербургская ассоциация гидов-переводчиков китайского языка».
Более того, при возобновлении деятельности китайские теневики окажутся в более выгодном положении, чем ослабленная российская туротрасль. Значительные финансовые резервы, поддержка головной китайской компании и отсутствие обязательных выплат и расходов на персонал позволят им пережить кризис любой продолжительности без существенных потерь, чего не скажешь о российских туроператорах, говорят эксперты.
Гораздо больше, чем китайские, пострадали российские компании, которые предоставляли партнерам из КНР отдельные услуги в сфере туризма. В абсолютных цифрах это не очень значительное число участников рынка, но они действительно находятся в тяжелом положении.
«Тут нужно вспомнить, что одна из специфических черт китайского группового въездного туризма — долгие неплатежи. Китайские теневики вынуждают своих контрагентов работать на условиях многомесячных задержек платежей. Поскольку большинство расчетов производятся вне российской юрисдикции, получить деньги бывает непросто. Оплата зачастую происходит в конце туристского сезона, зимой. Эпидемия усугубила проблему неплатежей. Неоплатные долги, образовавшиеся на февраль 2020 года, исчисляются весьма значительными суммами, превосходящими активы конкретной компании. Учитывая ситуацию, можно предположить, что многие долги придется списывать», — рассказывает «Известиям» Баргачева.
Компании, которые не работали преимущественно с Китаем (а это подавляющее большинство российских туроператоров), пострадали меньше. В период пандемии, конечно, всем непросто, но у них был более маржинальный и лучше просчитываемый бизнес, более диверсифицированная деятельность, менее рискованная клиентура.
Отмыть, причесать
Эксперты надеются на позитивные сдвиги в борьбе с «черным» китайским рынком в области туристических услуг. На панельной дискуссии Ассоциации «Мир без границ», которая прошла в октябре текущего года, эксперты заявили, что в решение проблемы с приемом китайских туристов в России их соотечественниками должен вмешаться Ростуризм. Одним из эффективных инструментов борьбы против серых схем по приему китайцев может стать исключение компаний из списков по безвизовому соглашению за несоответствие банковской отчетности действительности, а также внесение Китая в список стран, въездной туризм откуда субсидируется. По мнению наблюдателей, таким образом можно будет стимулировать «белые» турпотоки. Ведь для получения субсидий туроператорам придется предоставлять информацию о своих затратах.
Еще одна важная мера в борьбе с нелегальным китайским рынком — требование гражданства своей страны для занятости в туризме, в первую очередь для гидов-переводчиков. «Если закон о гидах будет принят, он создаст основу для обеления рынка», — говорит Виктория Баргачева.
Деловой подход
Пока же весь въездной рынок, по словам Сергея Назарова, находится в состоянии глубокой заморозки. «Мы сейчас где-то в Антарктиде. Большая часть компаний работает в дежурном режиме. По самым оптимистичным прогнозам, китайцы начнут возвращаться в Россию не раньше весны 2021 года. Но для того чтобы перезапустить туризм, уйдет еще минимум несколько месяцев. Восстанавливаться китайский инкаминг начнет с делового туризма. И если въездной турпоток — это в основном китайцы, приезжающие с целью туризма, то основу выездного турпотока в Китай составляли именно бизнес-путешественники», — говорит Назаров.
Напомним, на недавно прошедшей конференции Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств вице-премьер Дмитрий Чернышенко пригласил китайских инвесторов участвовать в строительстве отелей в России.
«Инвестиционное сотрудничество, если будет развиваться, то оно вольно и невольно будет сопровождаться шлейфом разных других совместных бизнесов. Без этого и не получится. И всё это вместе будет способствовать росту потока, расширению географии, развитию разных видов туризма. Но пока говорить об этом рано. Давайте не забывать, что у России объективно пока очень низкий международный инвестиционный рейтинг и очень низкое доверие со стороны китайского бизнеса», — говорит Иван Введенский, председатель Ассоциации «Мир без границ».
Оптимизм на фоне неопределенности
По вопросу, изменит ли пандемия потребительское поведение китайских туристов, мнения экспертов разделились.
Сейчас в Китае, как и в России, туриста ориентируют, прежде всего, на внутренний туризм. Происходит постепенное смещение предпочтений китайских туристов от массового группового обслуживания к индивидуальным поездкам и кастомизированному сервису. По оценкам специалистов, после снятия ограничений первая волна заграничных поездок граждан КНР будет сформирована самостоятельными путешественниками активного возраста.
Присутствие на российском рынке теневых схем обслуживания привело к тому, что за нашей страной закрепился статус дешевого массового направления для пенсионеров с низким качеством обслуживания, говорит Баргачева. Главная задача на сегодня, по словам экспертов, эту ситуацию изменить, позиционировать Россию правильно, повысить ее конкурентоспособность.