Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первые объявленные кандидатуры в администрацию президента США Джо Байдена говорят о возвращении к власти людей из окружения Барака Обамы. Штаб победившего на выборах 3 ноября демократа анонсировал, что госсекретарем станет Энтони Блинкен, советником главы Белого дома по национальной безопасности — Джейк Салливан, а постпредом при ООН — Линда Томас-Гринфилд. Кроме того, в большую политику возвращается и бывший шеф американской дипломатии Джон Керри. Он займет пост спецпредставителя президента по климату. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, новая команда Вашингтона окажется более традиционной и профессиональной, нежели при Дональде Трампе. И хотя российско-американские отношения вряд ли ждет какая-то реставрация, для будущего взаимодействия двух стран в этом можно даже найти плюсы.

Первые пошли

Пока Дональд Трамп безуспешно пытается оспорить свое поражение в судах и напоминает подписчикам в Twitter, что именно он 3 ноября «выиграл выборы», еще не объявленный официально, но уже очевидный победитель президентской гонки Джо Байден анонсирует назначения в свою администрацию. Причем объявить миру о первых кандидатурах штаб демократа тоже решил при помощи Twitter.

Одной из вызывающих наибольший интерес должностей всегда был пост главы госдепартамента США. Кандидатур в СМИ фигурировало несколько, включая бывшего постпреда при ООН, а затем и советника президента по нацбезопасности времен Барака Обамы — Сьюзан Райс. Однако команда Джо Байдена не стала выдвигать людей, назначение которых потенциально может застрять в республиканском сенате, и остановила свой выбор на Энтони Блинкене.

Байден
Фото: REUTERS/Joshua Roberts

По мнению американских СМИ, в целом умеренные взгляды, по меркам, конечно, политической элиты США, 58-летнего Тони Блинкена позволят ему безболезненно пройти одобрение сенатом. Выпускник Гарварда и Колумбийского университета был вхож в администрацию президента еще в 90-х годах, когда работал в команде спичрайтеров Билла Клинтона. В 2002–2008 годах руководил аппаратом комитета сената по международным делам, которым заведовал тогда никто иной, как Джо Байден. А при Бараке Обаме будущий госсекретарь был вначале советником вице-президента по нацбезопасности, потом замсоветника уже главы Белого дома в этой же области. А к приходу в Овальный кабинет Дональда Трампа Энтони Блинкен служил замглавы госдепартамента.

В целом, его назначение отвечает тем задачам, о которых Джо Байден говорил во время предвыборной кампании. Будущий госсекретарь считается сторонником восстановления «ядерной сделки» с Ираном, а также выступает за возвращение Вашингтона к Парижскому соглашению по климату.

Советником по нацбезопасности у 78-летнего президента будет 43-летний Джейк Салливан, который во времена того же Барака Обамы работал помощником госсекретаря Хиллари Клинтон, а затем был старшим советником ее предвыборного штаба в 2016 году. Кроме того, некоторое время он успел послужить советником по нацбезопасности и у Джо Байдена — в бытность того вице-президентом. Он также сыграл важную роль в разработке иранской «ядерной сделки», а с 2016 года — после поражения Хиллари Клинтон на выборах — занимался исследованиями, написав множество эссе, — как сделать так, чтобы внешняя политика США больше соответствовала внутренним потребностям Америки.

Джейк Салливан

Джейк Салливан

Фото: Global Look Press/Ron Sachs/Consolidated News Photos

Новый постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд, как утверждает Politico, считается одной из наиболее авторитетных темнокожих женщин-дипломатов в Вашингтоне. Впрочем, ее медийная узнаваемость, пожалуй, пока ограничивается тем, что у нее 35-летний опыт дипломатической карьеры, за которую она успела побывать послом в Либерии и помощником госсекретаря по Африке.

Возвращается во власть и госсекретарь Джон Керри — он станет спецпосланником президента по климату. А вот Национальную разведку США впервые возглавит женщина — Аврил Хайнс, при Бараке Обаме работавшая на разных должностях в ЦРУ. Министром же внутренней безопасности станет — тоже впервые — латиноамериканец Алехандро Майоркас, который во времена последней демократической администрации был директором иммиграционной службы.

Те же, но без иллюзий

Нет ничего неожиданного в том, что Джо Байден начал искать ресурсы для своей команды среди людей, так или иначе связанных с Бараком Обамой, считает глава Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. По его словам, это дает повод для слухов, что предыдущий президент-демократ станет закулисным дирижером новой администрации. Впрочем, Барак Обама сегодня и без этого остается самым популярным представителем Демпартии и ее неформальным лидером. Вполне вероятно, что бывший глава Белого дома будет помогать в укреплении позиций свой партии к следующим выборам. Тем более, что внутри нее сейчас хватает проблем. Например, надо как-то привести в умеренное состояние крыло, за последние годы сильно ушедшее в левый радикализм.

— Самое главное, что подбирается команда гораздо более опытных и профессиональных бюрократов, нежели та, что была у Трампа. Тем более, он ее регулярно перетряхивал, — сказал «Известиям» эксперт. — Конечно, эти люди будут продолжать уже заданный курс в отношениях с Россией, который, кстати, начал формироваться еще при Обаме. Неприятие внешеполитического курса РФ и КНР — то, что удерживает двухпартийный консенсус на плаву. Однако в случае с администрацией Байдена, возможно, контакты с Москвой станут более традиционными.

Джо Байден и Барак Обама
Фото: Global Look Press/Olivier Douliery/dpa

По его мнению, одной из главных проблем последних четырех лет были иллюзии о намерениях Дональда Трампа подружиться. Это в какой-то степени повлияло на нашу политику на американском направлении, поскольку некоторое время бытовало представление, что «в Вашингтоне все плохие и просто не дают Трампу поладить с Москвой», считает политолог.

— То, что такой завораживающей риторики со стороны президента США не будет, может подействовать на российско-американские отношения отрезвляюще, — заключил Валерий Гарбузов.

Между тем, тот же Тони Блинкен зарекомендовал себя как последовательный сторонник жесткого курса по отношению к РФ и адепт теории российского вмешательства в выборы президента США 2016 года, отметил в беседе с «Известиями» американский политолог Эдуард Лозанский. Учитывая, что Блинкен и Джейк Салливан были сотрудниками непосредственно Джо Байдена во времена его вице-президентства, «следует полагать, что его высказывания о России как о главном противнике США формулировались не без участия» этих двух политиков.

— Его заявления резко контрастируют с теми, которые озвучивали назначенные на эти должности Трампом в 2016-м Рекс Тиллерсон и Майкл Флинн. Впрочем, оба быстро сошли с дистанции и вместо движения к «хорошим отношениям» начались лавины санкций и скатывание к опасной черте. Впрочем, Байдену в отличие от Трампа не нужно будет всё время доказывать, что он — не агент Кремля. Поэтому есть маловероятный, но всё же шанс, что он и его советники поймут: пора остановиться и начать диалог с Москвой с чистого листа, — заключил эксперт.

В любом случае, если в 2016 году победа Дональда Трампа даже закончилась дружными аплодисментами депутатов Госдумы в зале заседаний (что потом многие осудили), то в 2020-м российские политики более осторожны в оценках и не спешат прогнозировать будущее отношений Москвы и Вашингтона.

Прямой эфир