«Дядя Мурата был чудовищно сильный, просто Геракл»
Сегодня, 31 октября, экс-чемпион IBF и WBA в крузервейте Мурат Гассиев дебютирует в супертяжелом весе. На турнире «Бойцовского клуба РЕН ТВ» в Сочи он проведет бой с Нури Сефери. Накануне поединка «Спорт-Экспресс» и «Известия» поговорили о карьере Мурата с его тренером Виталием Слановым.
— Гассиев пришел в зал бокса «Ариана» в 15 лет. И сначала вы его брать не хотели. Почему?
— Он пришел, когда набор закончился. Набор идет в сентябре, а он пришел в начале октября. Мест уже не было. Его привели старший брат и друг брата. Но Мурат проявил упорство. Сказал: «Поставьте меня с кем угодно, я у любого выиграю». Мы поставили его в спарринг с парнем, который уже занимался, не новичком, и поняли, что в нем что-то есть. Мурат выиграл за счет мужества и силы духа. Пришлось его взять.
Помню, лет в 16 он пришел на тренировку с разбитым кулаком. Я понял, что эта боевая травма была получена на улице. Он говорит: «Бытовой случай». Я ему объяснил, что боксеру драться на улице ни в коем случае нельзя, он считается вооруженным человеком. После таких случаев больше не было.
— Мурат был прилежным учеником?
— Да. К тому же отличался смекалкой. У него аналитический склад ума. Всё быстро схватывает. Очень способный. Не только в ринге. Я бы не сказал, что в нем было что-то выдающееся. Мурат выделялся, но были ребята и одареннее. Однако наверх поднялся именно Мурат. Большую роль в этом сыграла и его семья. Мама приветствовала его занятия боксом, брат всё контролировал.
— Вы хорошо знаете его семью?
— Их в Осетии все знают. Дядя Мурата был чудовищно сильный, Геракл. О нем легенды у нас рассказывают до сих пор. Мама же знаменита в Осетии тем, что выигрывала в юности турниры по бегу, толканию ядра, штангу поднимала как мальчики. Была очень развита физически. Генетика сильная. Отец умер, когда Мурат был еще маленький. И отца ему заменил брат. Он контролировал Мурата, оберегал от плохого влияния, от улицы. Брат для Мурата главный авторитет.
Я понял, что из Мурата получится серьезный боксер, когда он выступал на Международном юниорском турнире имени Павлюкова в Туапсе. Сборная России выставила два состава. Олег Меньшиков включил Мурата в команду. И Мурат три боя выиграл досрочно — у боксеров из Казахстана, Узбекистана и Ирландии, а в финале победил россиянина, чемпиона Европы.
— Любительская карьера Гассиева получилась совсем недолгой, в профессионалах он начал выступать уже в 17 лет. Почему так рано?
— Было два ключевых боя, когда Мурата немножко засудили. Даже не немножко... Подобное случалось и с другими моими боксерами. Мне кажется, профессиональный бокс более справедлив. Мы тогда поговорили с Муратом, и он согласился с тем, что надо переходить в профи. Дебютировал он в неполные 18 лет — во Владикавказе. Под танки мы его сразу не бросали, вели аккуратно. Но уже в 19 лет он провел 10-раундовый бой за титул WBC Youth World с хорватом Ивицей Бакуриным. Потом был 12-раундовый поединок с Исмаилом Абдулом. Так Мурат взрослел.
Кстати, первый бой — с Романом Мирзоевым — получился сложным. Опыта Мурату не хватило. Он в первом раунде налетел, уверенно его взял. Забрал и второй раунд, но уже не так сильно. А потом устал, выдохся, так как не рассчитал силы. Через год они снова встретились, и Мурат выиграл быстро.
— В 2014 году Гассиев улетел тренироваться в США — в зал Абеля Санчеса, расположенный на высокогорье, в Биг-Бэре (штат Калифорния). Почему именно туда?
— Для дальнейшего роста это было необходимо. Мурат к тому времени уже стоял в спаррингах с Денисом Лебедевым, когда тот готовился к бою с Гильермо Джонсом (весна 2013 года), и с Марком Хуком в Германии (весна 2014 года). И выглядел очень прилично. Намного лучше, чем Хук. Преимущество было серьезным. Спарринги длились на протяжении 22 дней. Затем Мурат в Германии досрочно выиграл у непобежденного боксера, после чего полетел в Америку.
Зал в США для Мурата выбрали менеджеры. Большую роль в этом сыграл Геннадий Головкин, который тренировался у Абеля Санчеса. И Мурат сделал большой скачок вперед. Были очень успешные бои с Томасом, Муром, Шиммеллом. Определяющим стал бой с Лебедевым. Он должен был показать, станет ли Мурат большим боксером или нет. И Мурат победил.
В США он возмужал, набрался опыта. Важно, что всегда рядом с ним был Головкин. Он личным примером показывал, как надо. Ну и Санчес — большой тренер, что бы ни говорили. Может, на каком-то этапе и нужно было что-то поменять, но в первые годы Мурата в Америке у него был значительный прогресс.
— Санчеса многие критикуют…
— Про любого можно сказать что-то плохое. Вот Ломаченко — великий тренер. А сейчас читаешь: и это в бою с Лопесом было сделано неправильно, и это тоже... Но если бы Василий ринулся в атаку с первого раунда, как обычно, то, вероятно, всё бы для него закончилось очень плохо — Лопес для этого веса страшно бьет. У Санчеса же Головкин долгие годы показывал хорошие результаты, а до него — Терри Норрис.
Если будет нужно, Мурат снова поедет к Санчесу. Это не исключено. У Абеля великолепные отношения с тренерами, которые могут обеспечивать спарринг-партнерами. В России же сейчас нам со спарринг-партнерами тяжеловато. Их всего трое — Андрей Федосов, Юрий Быховцев и Хетаг Моураов, а хотелось бы человек пять-шесть.
— Гассиев дошел до финала Всемирной боксерской суперсерии, где сразился с Александром Усиком. Российский боксер проиграл единогласным решением судей. Это был последний бой Мурата в первом тяжелом весе. Почему проиграл, как думаете?
— Усик — выдающийся боксер. Плюс у Мурата были тяжелые травмы. Он долго восстанавливался после операций. Только чудо могло помочь ему выиграть в том бою. Удивительно, что он вообще смог добоксировать в таком состоянии. Если бы Мурат был в порядке, мы увидели бы совсем другой бой. Я не говорю, что он бы точно выиграл. Но бой был бы более конкурентным и зрелищным.
— Какой поединок Мурата лучший, на ваш взгляд?
— С Кшиштофом Влодарчиком. А какой был накал до поединка... Просто сумасшедший. Польские болельщики сильно подогревали ситуацию. Ходили по городу со своими флагами... Я до боя не мог спать от напряжения, а после него не спал от восторга. Так что дней 10 вообще не спал!
— Бой с Усиком прошел в июле 2018 года. С тех пор Гассиев не провел ни одного поединка. Его дебют в супертяжелом весе срывался несколько раз. Почему?
— Настроение было плохим. Лечение, операции, потом всё по новой. Он отдавал себя полностью, потом всё срывалось... Сейчас он в порядке. Думаю, ко второму бою в тяжах он восстановится почти полностью. Цели у нас самые серьезные. Иначе не надо было возвращаться. Тем более практически со всеми топами Мурат спарринговался. Было четыре спарринга с Уайлдером, четыре — с Руисом. Чтобы никого не унижать, скажу, что всё прошло нормально. Можно сказать, хорошо. С Руисом вообще хорошо. С Уайлдером было тяжело, но не тяжелее, чем Уайлдеру с Муратом.
Бой с Нури Сефери станет для Гассиева первым почти за 2,5 года.