Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Протестные выходные в Белоруссии закончились полным разгоном шествия: спустя полчаса после начала демонстрации ОМОН пригнал водометы, и улица Немиги очень быстро опустела. По этой причине масштабного воскресного марша 20 сентября не получилось — на улицы вышло не более 60 тыс. человек. Как отмечают опрошенные «Известиями» очевидцы, в этот день силовики пресекали любые попытки собраться. В Бресте милиция применила против толпы слезоточивый газ, а под вечер в городе начались стычки между ОМОНом и демонстрантами. Между тем, как выяснил корреспондент «Известий» в Минске, протестующие решили создать дружины для охраны маршей — пока речь идет о сопровождении женских акций, но вероятно, что дружинники начнут выходить на все митинги. А оппозиционный Telegram-канал NEXTA опубликовал личные данные 1 тыс. сотрудников милиции и пригрозил, что это только начало.

Протест и оборона

Над площадью Победы среди уже привычных уху кричалок «Жыве Беларусь» и «Милиция с народом» слышен ритмичный стук — порядка 60 омоновцев выстроились в линию и бьют в щиты. Бьют в качестве предупреждения: расходитесь, сейчас начнутся задержания.

Бойцы в зеленой униформе и касках стоят у въездов во дворы и у входов в подземные переходы, чтобы протестующие не смогли обойти кордоны и уйти ко дворцу Независимости — резиденции президента республики.

Telegram-канал NEXTA призвал демонстрантов взять дворец в кольцо, чтобы «отомстить» за задержанных на «блестящем марше» в субботу, 19 сентября. «Блестящим» он стал по настоянию редакторов NEXTA: канал попросил участников шествия прийти в ярких вещах, чтобы максимально привлечь к себе внимание.

«Вчера они прижимали и теснили наших женщин, сегодня мы им ответим тем же». Этот призыв так и остался призывом — к резиденции Александра Лукашенко толпа так и не подошла. На подъездах к дворцу уже традиционно дежурили 10 БТР, силовики растянули через весь проспект Победителей колючую проволоку.

женщины и бтр
Фото: REUTERS/Stringer

Помимо дворца Независимости в предложенный в Telegram маршрут входило и окружение Верховного суда республики — здание находится в 200–300 м от резиденции президента, то есть подпадает под периметр обороны дворца. Поэтому туда протестующие также идти не решились.

Стоит отметить, что большинство задержанных на субботнем «блестящем марше» — их, по данным TUT.by, было порядка 40 человек — отпустили уже утром воскресенья. Части из них выписали штрафы, остальных отправили по домам без составления протокола.

Главная же новинка субботнего марша — дружинники. Протестующие решили организовать группы из 10–15 крепких мужчин, чтобы охранять шествие и не давать милиции разрывать сцепки.

— Идея создать дружину родилась после видео с задержаниями девушек, когда мы увидели, как наших сестер, мам, дочерей пакуют в автозаки. Мы решили их защитить. Никакого оружия у нас, естественно, нет. Мы здесь не для мордобоя — мы, чтобы укрепить сцепки, — рассказал «Известиям» один из дружинников.

К новым методам перешел и канал NEXTA: 20 сентября ресурс с двухмиллионной аудиторией опубликовал личные данные 1 тыс. сотрудников ОМОНа и милиции с номерами телефонов и адресами. Канал уточнил, что первые 200 из списка уже обратились в фонд BYSOL, чтобы их исключили из этой «тысячи».

«Клубы по интересам»

Тактика силовиков меняется от воскресенья к воскресенью, на этот раз главным было не допустить образования большой колонны. Задержания и разгон митингующих начались сразу, а не спустя час-два, как было раньше.

В районе ТЦ «Галерея» на улице Немиги в 14:00 появились первые митингующие с бело-красно-белыми флагами. Спустя 15–20 минут к ТЦ пригнали автозаки, выбежавшие из них силовики задержали свыше 10 человек. Первая протестная волна была рассеяна за пять минут.

задержание
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Тогда NEXTA решил пойти на хитрость и опубликовал новый маршрут, предполагающий сбор протестующих у стелы «Минск город-герой». Там, по данным корреспондентов «Известий», собралось порядка 30–40 тыс. человек — в разы меньше, чем в предыдущие воскресенья.

— Такого малого количества не было даже в дождливые дни. Видимо, тактика по мгновенному разгону сработала — люди не идут в общей толпе, поэтому масштаба сегодня нет. Возможно, если собрать все маленькие «ручейки» из протестующих, наберется тыс. 60–70, но это всё равно почти в два раза меньше, чем неделю назад, — рассказал «Известиям» один из очевидцев.

Когда шествие у стелы разогнали, протестующие двинулись к Немиге, но омоновцы продолжили выполнять задачу не дать толпе собраться в крупную колонну. К шести часам вечера, по оценке корреспондента «Известий», от толпы осталось порядка 20 тыс. человек, продолжавших уходить в сторону площади Победы.

— Я не согласна, что протест сдулся, просто стали больше разгонять. И больше нет цельной картинки: люди разбросаны по разным концам города, протест перебирается во дворы, — сказала «Известиям» одна из участниц шествия.

Она также заметила, что людей с детьми в шествии больше нет, и предположила, что это связано с недавней историей Елены Лазарчик: женщину задержали после протестной акции 17 сентября, а ее шестилетнего сына Артема забрали в приют, «так как его никто не забирал из школы после 18:00». На следующий день у приюта собралось порядка сотни человек, они требовали вернуть ребенка. 19 сентября Артем вернулся в семью.

— Мальчика временно направили в детский приют, чтобы обеспечить безопасную среду. Поскольку Лазарчик ранее лишалась родительских прав, без документов, которые проясняют сложившуюся ситуацию в семье, просто отдать ей ребенка нельзя, — пояснила свою позицию директор социального центра-приюта Фрунзенского района Марина Станкевич.

флаг
Фото: ТАСС/Наталия Федосенко

Другой собеседник «Известий» признал, что плакатов и БЧБ-флагов стало заметно меньше — люди с символикой рискуют быть задержанными в первую очередь. «Вообще, чувствуется общее напряжение, будто бы все пришли сюда, как на работу», констатировал очевидец.

— В вузе прямого давления на нас нет, но каждую неделю уточняют, кто будет в Минске на выходных. Потом звонят в воскресенье, выясняют, дома ли мы. Но у нас нормальный деканат, не отчитывают, просто просят быть осторожнее, — рассказала «Известиям» студентка, участница протестной акции.

Протесты и дальше пойдут на убыль, поскольку реальных результатов от них нет. Максимум они продлятся до ноября — до первых холодов, отметил в беседе с «Известиями» политолог, руководитель аналитического центра Ecoom Сергей Мусиенко.

Масштаб шествий сильно уменьшился, это больше не ежедневные акции протеста, а локальные шествия, больше похожие на собрания «клубов по интересам», резюмировал эксперт.

Читайте также
Прямой эфир