Айтиважно: как решить проблему нехватки IT-специалистов
Зампредседателя правительства Дмитрий Чернышенко недавно озвучил серьезную проблему: в России ощущается нехватка специалистов в области информационных технологий. Сейчас дополнительно необходимо 150 тыс. профессионалов, а к 2024 году — 300 тыс. человек. При этом если три года назад количество бюджетных мест в вузах, где учились по IT-специальностям, было менее 40 тыс., то в настоящее время — почти 80 тыс. мест. Где обучают IT-кадры, какие специалисты нужны сейчас и какие меры предпринимаются, чтобы утолить кадровый голод, — в материале «Известий».
Любознательным помогут
О нехватке кадров Дмитрий Чернышенко рассказал в ходе открытого урока всероссийского проекта для школьников «Урок цифры», то есть обращаясь к потенциальным будущим айтишникам. Сейчас этот проект в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» позволяет всем учащимся получить знания от ведущих технологических компаний, развить навыки и компетенции цифровой экономики. Можно зайти в любое время на сайт и посмотреть уроки по большим данным, сетям, облачным технологиям, персональным помощникам.
По словам Дмитрия Чернышенко, каждый год количество бюджетных мест по цифровым профессиям увеличивается: если три года назад их было менее 40 тыс., то к 2024 году эта цифра достигнет 120 тыс. человек в год.
Перспективы вроде неплохие, но как заметил нижегородский одиннадцатиклассник Алексей Архипов, «во многих школах уроки информатики проходят раз в неделю» и тут же поинтересовался у вице-премьера: «Как в таких условиях становиться профессионалами в IT?»
«Недавно были обозначены пять целей для достижения в 2030 году. И одна из них — это цифровая трансформация. Никогда раньше такого не было. Конечно, нужно самим образовываться в этом направлении», — заметил Дмитрий Чернышенко. Впрочем, для тех, кто сам потянется к знаниям, в следующем году государство подготовило две меры поддержки.
«Первая — выбери курс на свой вкус, успешно пройди его и тебе возместят 50% от стоимости. Вторая — пройди конкурсный отбор и тебе полностью оплатят обучение».
Кроме того, за успехи в области математики, информатики и цифровых технологий школьники могут получить грант в размере 125 тыс. рублей. Заявку нужно подать не позднее 10 октября на сайте госуслуг. Эти средства, как заметил Дмитрий Чернышенко, можно направить на оплату дополнительных курсов по IT.
Тестировщики, ау!
Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», в беседе с «Известиями» перечисляет, кто же сейчас так востребован: разработчики, системные инженеры, тестировщики, датасайнтисты. И это далеко не весь перечень. Эксперт озвучивает данные недавнего исследования: кроме программистов в первую 20 наиболее востребованных удаленных IT-вакансий вошли аналитики данных, специалисты техподдержки, продакт-аналитики, сисадмины, системные и бизнес-аналитики, инженеры техподдержки, аналитики CRM и продакт-менеджеры.
По мнению доцента департамента программной инженерии факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Павла Манахова, сейчас и в будущем нужны специалисты в области дополненной и виртуальной реальности.
«По данным Hired.com , количество вакансий AR/VR-разработчиков за год выросло на 1400% (с 2019 на 2020 год). Учитывая, что AR/VR-отрасль продолжает развиваться, даже несмотря на ситуацию с пандемией, я думаю, потребность компаний в квалифицированных AR/VR-разработчиках и в России будет только расти», — говорит «Известиям» эксперт.
Говоря о специалистах, необходимых сейчас и в будущем, и.о. директора направления «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика» Валентина Куренкова упоминает Fullstack-разработчиков, инженеров данных, специалистов по информационной безопасности, DevOps-инженеров, специалистов по «облакам» и IoT. И если резюмировать, то кажется, что специалисты нужны по всем IT-направлениям.
«Ситуация с пандемией не просто выявила важность цифры, но и обнажила дефицит квалифицированных IT-кадров, спрос на которых точнее всего сформулировал бизнес. В какой бы сфере ни был занят сотрудник — кадровое администрирование, дизайн, маркетинг, образование — ему требуются навыки в области цифровых технологий, — поясняет «Известиям» Валентина Куренкова. — В сложившейся ситуации свою актуальность подтвердил федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», нацеленный на освоение гражданами цифры и всего, что связано с цифровой грамотностью и повышением квалификации в области IT».
Эксперт замечает, что в комплексе к 2024 году мероприятия федерального проекта позволят приблизить долю IT-специалистов в отечественной экономике к уровню европейских стран, а именно, 2,4–4% от общей численности работающего населения.
Повседневная необходимость
Ренат Лашин замечает, что IT-кадров постоянно не хватало, а после объявления президентом и правительством курса на цифровизацию потребность в дополнительных кадрах стала весьма ощутима.
«Подсчитано, что для перехода на цифровую экономику России необходимо готовить около 500 тыс. специалистов в год», — отмечает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт». По его словам, в 2018 году число работающих программистов было на уровне 500 тыс. человек. И спрос на них только увеличивается.
Как исправлять ситуацию? Опрошенные «Известиями» эксперты отмечают, что уже сейчас намечается некий «ренессанс» цифрового образования: планируется увеличить количество бюджетных мест по IT-специальностям в вузы, развиваются образовательные продукты и проекты от ведущих игроков рынка, в том числе по переподготовке специалистов для IT. А доступность программ из любой точки страны и мира только упростила задачу.
«Переучиваться никогда не поздно. Случаи, когда люди перешли в IT уже в зрелом возрасте из другой профессии, очень распространены. В штате компаний есть технические специалисты, которые пришли из медицины, автопрома, даже авиации», — замечает Ренат Лашин.
Программистов пробуют воспитать и с младых ногтей. Так, в столице школьников активно вовлекают в область цифровых технологий в рамках проекта «IT-класс в московской школе». Как недавно отметила вице-мэр Анастасия Ракова, в этом году в 10-е классы проекта зачислено более 1,9 тыс. московских школьников — в два раза больше, чем в 2019-м. А всего количество учеников в IT-классах выросло втрое — почти 3 тыс.
«В проекте уже задействовано 67 школ, в которых при непосредственном участии российских IТ-компаний идет обучение по шести актуальным направлениям: программирование, робототехника, моделирование и прототипирование, информационная безопасность, технологии связи и большие данные», — говорит представитель АРПП, которая выступает партнером проекта. Компании заинтересованы в «выращивании» будущих кадров, поэтому в рамках учебной программы предусмотрены хакатоны, стажировки, разбор реальных кейсов.
Научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, преподаватель «IT-класса» Ольга Максименкова отмечает, что изменения в IT происходят с ошеломляющей быстротой. К примеру, только за прошедший год продвинутые лингвистические модели позволили научить компьютер синтезировать тексты по качеству и даже осмысленности не хуже человеческих.
«Вместе с отраслью трансформируется и система подготовки специалистов. Многие изменения в IТ-образовании ведут к лучшему, т.к. они позволяют не только получать знания от лучших специалистов, но и решают такие бытовые вопросы, как технологическая оснащенность. Мы все понимаем, что невозможно готовить программиста, не подпуская его к компьютеру, специалиста по анализу данных без доступа к данным, — говорит «Известиям» эксперт. — Кроме того, компьютерная грамотность, похоже, становится повседневной необходимостью, такой как умение читать или считать».
«Даже химиков берем»
Цифровизация проникает во все сферы жизни, а искусственный интеллект сейчас выступает едва ли не главным ньюсмейкером. Только и слышно: ИИ сделал то, ИИ сделал это. Из последнего — искусственный интеллект уже научился находить опасных водителей.
Специалист по глубоким нейронным сетям и машинному обучению, генеральный директор компании «Наносемантика» Станислав Ашманов приводит метафору: искусственный интеллект — это новое электричество, которое нужно всем. Интерес к этой теме бешеный, а людей пока не хватает.
«Для меня дешевле нанять студента и обучить его внутри компании, потому что на рынке дикий кадровый голод и этот голод в основном организован крупными компаниями — банками, IT-компаниями, телеком-операторами, которые забирают народ к себе на какие-то невероятные зарплаты», — говорит «Известиям» Станислав Ашманов.
Кстати, о зарплатах. Портал Superjob представил рейтинг вузов России по уровню зарплат занятых в IT-отрасли молодых специалистов, окончивших вуз в 2014–2019 годах. Первая тройка выглядит так: МФТИ (средняя зарплата 180 тыс. рублей), Бауманка и ИТМО (160 тыс. рублей), МГУ (155 тыс. рублей).
Что касается кадров для ИИ, то, по словам Станислава Ашманова, удобнее вырастить своего специалиста в компании еще и потому, что в вузе работе с искусственным интеллектом обучить сложно.
«Это прикладная дисциплина, инженерная, которую хорошо можно освоить, только работая на производстве. Технология непростая — ее нельзя взять и, не имея математического образования, освоить за год. Нужна хорошая математическая, алгоритмическая база», — отмечает эксперт.
Директор по развитию образовательных проектов компании «Яндекс» Сергей Бражник замечает, что базовые знания дают многие университеты, а вот со специализацией уже сложнее.
«Хорошая ситуация у ряда ведущих вузов, таких как ВШЭ (факультет компьютерных наук), МФТИ, СпБГУ. У «Яндекса» есть Школа анализа данных, которая готовит специалистов мирового уровня по машинному обучению, но этого, конечно, недостаточно. Надо наращивать «производство» и специализацию кадров в вузах и не только. Сейчас популярный онлайн-сервисы ДПО по повышению и переквалификации граждан, кто в IТ никогда не специализировался», — говорит «Известиям» эксперт.
Было бы желание и интерес, остальное, как показывает практика, решается упорством.
«Даже химиков берем. Есть один парень из Казани — разработчик мобильных приложений. Раньше он занимался полимерами, но главное, что у него склад ума «технарский», — рассказывает Станислав Ашманов о своих нетипичных кадрах. — Есть сотрудник, который окончил Бауманку и занимался проектированием лопаток для двигателей МС-21. Уже два года работает Data scientist и приносит огромную пользу. На самом деле нужно нормальное математическое образование, понимание того, что такое алгоритм, и мозги. В остальном — всё наживное. Сейчас к нам на работу хочет прийти парень, который окончил МГИМО (кафедру менеджмента и маркетинга), но сам освоил программирование, делает ботов в Telegram».
Перекрыть отток
По словам Станислава Ашманова, будут кадры, если действительно увеличивать количество бюджетных мест, развивать обучение школьников — тот же столичный проект IT-классов стоит масштабировать на всю страну. Хотя и сейчас пилотный проект не без проблем.
«Для IT-классов школьная программа написана одним уважаемым вузом, но при этом они просто взяли свою программу для бакалавров (а бакалавр, на минуту, — это четыре года обучения после 11-го класса) и сжали ее до двух лет. Абсурд! Школьники, которые никогда ничего не программировали, должны в 10-м классе освоить программу бакалавров за два года. Преподаватели ропщут — они сами не знают, а должны школьников учить. Поэтому мы переписываем эту программу: добавим больше практики и меньше теории — матан ребята успеют и в вузе изучить, — говорит эксперт. — Нужно в первую очередь обучить учителей, а они научат школьников».
Валентина Куренкова также отмечает, что проблему нехватки кадров надо решать именно со школьной скамьи — как показывают опросы, родители только за такой подход: «Начинать стоит с цифровой переподготовки преподавателей школ, именно они должны стать «цифровыми евангелистами» для молодого IT-поколения».
Станислав Ашманов говорит о другой сложности — освоив столь нужную здесь специальность, ребята уезжают за границу, им не объясняют, почему надо оставаться здесь.
«Сбербанк дает кучу рабочих мест, «Газпромнефть», сам «Газпром», все крупнейшие банки... Реально много работы. Мне кажется, надо просто об этом рассказывать. А так студент говорит, что хочет уехать работать в Google, и преподаватели понимающе кивают: «Понятно, нормальная цель», — говорит Станислав Ашманов.
Эксперт упоминает книгу «Гении и аутсайдеры» Малькома Гладуэлла о том, как одни люди достигли успеха, а другие нет, хотя обладали одинаковыми способностями. Приводит пословицу: «Лучше быть большой рыбкой в маленьком пруду, чем маленькой в большом».
«Россия — это, на мой взгляд, достаточно полноводный пруд, при этом не такой большой, как Китай или Америка, — считает Станислав Ашманов. — Можно запросто уехать и работать в Google, Amazon, Facebook, но ты будешь винтиком в огромной машине. А в России можно сделать что-то свое — потенциал очень большой».
По его словам, можно давать больше грантов на то, чтобы студенты не боялись создавать свое дело, знали о венчурных фондах, и вдохновлять историями успеха.
«Есть компании из Воронежа, которые работают с Warner Bros., в Самаре делают софт мирового уровня. В регионах есть примеры — пусть их не очень много, как в Кремниевой долине, но они есть. Это позитивная пропаганда, причем без обмана — не запретительными методами (паспорта отнять), а чтобы люди поняли, что и здесь можно сделать что-то значимое».