Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последний день августа Nestlé Health Science объявила о покупке биофармацевтической компании Aimmune Therapeutics, после чего акции последней взлетели в цене на 171% всего за одну торговую сессию. И это далеко не единственный пример того, как инвестиции в биотехнологии могут принести колоссальную прибыль. «Известия» разбирались, может ли частный инвестор из России заработать на этой отрасли.

Американские горки

Подразделение компании Nestlé, занимающееся созданием специализированного питания, — Nestlé Health Science — объявило о покупке Aimmune Therapeutics. Эта компания занимается созданием и продажей препаратов против пищевой аллергии.

логотип компании Nestle
Фото: REUTERS/Denis Balibouse

Самой значимой частью этой новости стала стоимость, за которую Nestlé приобрела акции перспективной компании, — $34,5 за штуку. Тем самым суммарная оценка Aimmune составила $2,6 млрд, хотя до этого ее акции стоили всего $12,6. Рынок отреагировал молниеносно: за одну торговую сессию ценные бумаги компании подорожали на 171%.

Это далеко не единственный случай того, как акции биофармацевтических компаний резко растут в цене. Например, в конце июля Eastman Kodak объявила, что начнет выпускать лекарственные субстанции и дженерики (лекарства, содержащие активные фармацевтические ингредиенты, идентичные запатентованным первоначальным разработчиком лекарства). По словам президента США Дональда Трампа, такой ход позволит стране избавиться от давней проблемы: подавляющее большинство компонентов для производства лекарств ей приходится закупать в Китае и Индии.

После этой новости акции компании моментально взлетели в цене — с первоначальных $2,1 до $33,2. Правда, спустя несколько дней они так же стремительно рухнули из-за сообщений о том, что у компании возникли проблемы с привлечением кредита, на который она рассчитывала. Но инвесторы, успевшие купить ее акции до взлета, всё равно остались в выигрыше: сейчас ценные бумаги Eastman Kodak стоят $7,35 за штуку.

Существенный рост показывают и другие, более известные широкому кругу людей компании. В беседе с «Известиями» генеральный директор Gamesup42 Игорь Ивченко отметил, что с весны акции американской Moderna выросли на 50%, TG Therapeutics — на 100% за три месяца, а CRISPR Therapeutics — на 25%. Все они заняты разработкой вакцины от COVID-19.

Откуда у акций ноги растут

Опрошенные «Известиями» эксперты отмечают, что рынок биотехнологий стал очень привлекательным с точки зрения частных инвестиций, ведь наряду с технологическими компаниями из IT-сектора он является одним из самых быстрорастущих в мире.

производство лекарственных препаратов
Фото: TASS/DPA

Так, аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк заметил, что с начала года индекс S&P 500 (включает крупнейшие американские компании по рыночной капитализации) вырос на 8,5%, в то время как технологические компании показали гораздо более стремительный рост. За тот же период фонд Technology Select Sector SPDR Fund (XLK) поднялся на 33,9%.

Аналогичный фонд по биотехнологическому сектору — SPDR S&P Biotech (XBI) — прибавил 15,9%, что почти в два раза больше, чем широкий S&P 500, и быстрее, чем сектор здравоохранения, прибавивший 6,3% с начала года.

Котировки акций компаний из этого сектора будут в целом расти и дальше, уверен Игорь Ивченко, отметивший, что три главных направления в долгосрочной перспективе — биотехнологии, фармацевтика и генная инженерия.

Дело в общей тенденции на планете: человечество стремительно стареет, категория молодых сокращается. Потому вопросы поддержания здоровья, активного долголетия и продления жизни (а также генные модификации) приобретают очень большое значение для всего мира, — объясняет эксперт.

Игорь Ивченко уверен, что дело тут даже не в пандемии, обеспечившей стремительный рост фармрынка: количество эпидемий будет нарастать вместе с развитием промышленности, это неизбежно. Поэтому и вопросы борьбы с вирусами также актуальны, но большее значение имеют технологии для увеличения продолжительности жизни и работоспособности людей. Поэтому фармкомпании, биологические стартапы и лаборатории, институты генно-модифицированных продуктов и инструментов — это будущее человечества и оптимальный инструмент для инвестиций на длительный период.

Аналитик БКС Денис Буйволов тоже видит инвестиционную перспективу в биотехкомпаниях. В частности, он считает, что существенным прорывом для многих заболеваний может стать генная терапия, которая позволяет заменить дефектный ген, вызывающий серьезные заболевания, такие, например, как спинальная мышечная атрофия (СМА) или гемофилия. А в онкологии были одобрены три клеточные CAR-T-терапии для лечения разных видов рака крови с очень впечатляющими результатами эффективности, но пока с существенными побочными эффектами.

Но в ближайшее время всё внимание в любом случае будет приковано к разработчикам вакцины от коронавируса. Но в этом смысле непрофессиональным инвесторам лучше присмотреться к акциям крупных компаний вроде Pfizer, AstraZeneca и Johnson & Johnson. Дело в том, что, в отличие от той же Moderna, их бизнес значительно диверсифицирован, и риск существенного падения цен в случае, если вакцину разработать они так и не смогут, гораздо ниже.

Глобальный рынок биотехнологий достигнет $775 млрд к 2024 году. Ожидаемые темпы роста — 10-12% в год, — предположил Игорь Ивченко.

Инвестиции — дело рисковое

— Акции биотехнологических и фармацевтических компаний, причем не только иностранных, но и российских, —​​​​​​​ в этом году очень интересная идея, —​​​​​​​ соглашается замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. —​​​​​​​ Правда, идея столь же рискованная, сколь интересная: например, с точки зрения российского законодательства, которое теперь запрещает неквалифицированным инвесторам покупать акции иностранных компаний, если они не входят в разрешенный список ЦБ РФ».

завод
Фото: TASS/Zuma

Учитывая, что эмитентами таких ценных бумаг зачастую являются компании со средней и малой капитализацией, неквалифицированные инвесторы вряд ли смогут получить к ним доступ. Но и в новом законе (о категоризации инвесторов) есть лазейка: он разрешает неквалифицированным инвесторам приобретать сложные инструменты на сумму до 100 тыс. рублей. Это называется «последним словом».

В любом случае к таким инвестициям нужно относиться ответственно, напоминает Игорь Ивченко.

— Делать это стоит после определенной подготовки: нужно многое прочитать о том, как делаются инвестиции в фармрынок и биотехнологии. Ведь можно приобрести акции крупной компании, которые затем снизятся, если очередное лекарство не пройдет испытания. Или новая технология не найдет массовое применение, — сказал эксперт, напомнив, что акции Biogen обвалились на 34%, после того как компания прекратила испытание препарата для лечения болезни Альцгеймера.

Отметим, что над компаниями с американского рынка сейчас нависла довольно значительная угроза. Денис Буйволов из БКС говорит, что главным риском остаются приход демократов к власти и запланированная ими реформа здравоохранения (это может ударить по ценам на лекарства и, как следствие, выручке биотехнологических компаний).

В России тоже есть способы инвестировать в биотехнологии и фармацевтику, напоминает Наталья Мильчакова из ИАЦ «Альпари». Некоторые компании также показывают существенный рост.

Например, с начала года ценные бумаги «Фармсинтеза» выросли на 71%, а акции «Института стволовых клеток человека» — на 74%. Розница тоже растет в цене: так, «Аптечная сеть 36,6» с начала года подорожала на 10,8%. Но это притом, что индекс Мосбиржи упал на 3,3% — с 3076 до 2975.

Читайте также
Прямой эфир