Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Армия
Трофейную технику НАТО привезли на Поклонную гору
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Экономика
За три года число работающих граждан вырастет на 1,5 млн
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +22 градусов в Москве 25 апреля
Мир
Хуситы атаковали эсминец США и два коммерческих судна в Аденском заливе
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
В МЧС предупредили о грозе, дожде и ветре в Москве в ближайшие дни
Мир
В США допустили отказ от помощи Украине до выборов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последний день августа Nestlé Health Science объявила о покупке биофармацевтической компании Aimmune Therapeutics, после чего акции последней взлетели в цене на 171% всего за одну торговую сессию. И это далеко не единственный пример того, как инвестиции в биотехнологии могут принести колоссальную прибыль. «Известия» разбирались, может ли частный инвестор из России заработать на этой отрасли.

Американские горки

Подразделение компании Nestlé, занимающееся созданием специализированного питания, — Nestlé Health Science — объявило о покупке Aimmune Therapeutics. Эта компания занимается созданием и продажей препаратов против пищевой аллергии.

логотип компании Nestle
Фото: REUTERS/Denis Balibouse

Самой значимой частью этой новости стала стоимость, за которую Nestlé приобрела акции перспективной компании, — $34,5 за штуку. Тем самым суммарная оценка Aimmune составила $2,6 млрд, хотя до этого ее акции стоили всего $12,6. Рынок отреагировал молниеносно: за одну торговую сессию ценные бумаги компании подорожали на 171%.

Это далеко не единственный случай того, как акции биофармацевтических компаний резко растут в цене. Например, в конце июля Eastman Kodak объявила, что начнет выпускать лекарственные субстанции и дженерики (лекарства, содержащие активные фармацевтические ингредиенты, идентичные запатентованным первоначальным разработчиком лекарства). По словам президента США Дональда Трампа, такой ход позволит стране избавиться от давней проблемы: подавляющее большинство компонентов для производства лекарств ей приходится закупать в Китае и Индии.

После этой новости акции компании моментально взлетели в цене — с первоначальных $2,1 до $33,2. Правда, спустя несколько дней они так же стремительно рухнули из-за сообщений о том, что у компании возникли проблемы с привлечением кредита, на который она рассчитывала. Но инвесторы, успевшие купить ее акции до взлета, всё равно остались в выигрыше: сейчас ценные бумаги Eastman Kodak стоят $7,35 за штуку.

Существенный рост показывают и другие, более известные широкому кругу людей компании. В беседе с «Известиями» генеральный директор Gamesup42 Игорь Ивченко отметил, что с весны акции американской Moderna выросли на 50%, TG Therapeutics — на 100% за три месяца, а CRISPR Therapeutics — на 25%. Все они заняты разработкой вакцины от COVID-19.

Откуда у акций ноги растут

Опрошенные «Известиями» эксперты отмечают, что рынок биотехнологий стал очень привлекательным с точки зрения частных инвестиций, ведь наряду с технологическими компаниями из IT-сектора он является одним из самых быстрорастущих в мире.

производство лекарственных препаратов
Фото: TASS/DPA

Так, аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк заметил, что с начала года индекс S&P 500 (включает крупнейшие американские компании по рыночной капитализации) вырос на 8,5%, в то время как технологические компании показали гораздо более стремительный рост. За тот же период фонд Technology Select Sector SPDR Fund (XLK) поднялся на 33,9%.

Аналогичный фонд по биотехнологическому сектору — SPDR S&P Biotech (XBI) — прибавил 15,9%, что почти в два раза больше, чем широкий S&P 500, и быстрее, чем сектор здравоохранения, прибавивший 6,3% с начала года.

Котировки акций компаний из этого сектора будут в целом расти и дальше, уверен Игорь Ивченко, отметивший, что три главных направления в долгосрочной перспективе — биотехнологии, фармацевтика и генная инженерия.

Дело в общей тенденции на планете: человечество стремительно стареет, категория молодых сокращается. Потому вопросы поддержания здоровья, активного долголетия и продления жизни (а также генные модификации) приобретают очень большое значение для всего мира, — объясняет эксперт.

Игорь Ивченко уверен, что дело тут даже не в пандемии, обеспечившей стремительный рост фармрынка: количество эпидемий будет нарастать вместе с развитием промышленности, это неизбежно. Поэтому и вопросы борьбы с вирусами также актуальны, но большее значение имеют технологии для увеличения продолжительности жизни и работоспособности людей. Поэтому фармкомпании, биологические стартапы и лаборатории, институты генно-модифицированных продуктов и инструментов — это будущее человечества и оптимальный инструмент для инвестиций на длительный период.

Аналитик БКС Денис Буйволов тоже видит инвестиционную перспективу в биотехкомпаниях. В частности, он считает, что существенным прорывом для многих заболеваний может стать генная терапия, которая позволяет заменить дефектный ген, вызывающий серьезные заболевания, такие, например, как спинальная мышечная атрофия (СМА) или гемофилия. А в онкологии были одобрены три клеточные CAR-T-терапии для лечения разных видов рака крови с очень впечатляющими результатами эффективности, но пока с существенными побочными эффектами.

Но в ближайшее время всё внимание в любом случае будет приковано к разработчикам вакцины от коронавируса. Но в этом смысле непрофессиональным инвесторам лучше присмотреться к акциям крупных компаний вроде Pfizer, AstraZeneca и Johnson & Johnson. Дело в том, что, в отличие от той же Moderna, их бизнес значительно диверсифицирован, и риск существенного падения цен в случае, если вакцину разработать они так и не смогут, гораздо ниже.

Глобальный рынок биотехнологий достигнет $775 млрд к 2024 году. Ожидаемые темпы роста — 10-12% в год, — предположил Игорь Ивченко.

Инвестиции — дело рисковое

— Акции биотехнологических и фармацевтических компаний, причем не только иностранных, но и российских, —​​​​​​​ в этом году очень интересная идея, —​​​​​​​ соглашается замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. —​​​​​​​ Правда, идея столь же рискованная, сколь интересная: например, с точки зрения российского законодательства, которое теперь запрещает неквалифицированным инвесторам покупать акции иностранных компаний, если они не входят в разрешенный список ЦБ РФ».

завод
Фото: TASS/Zuma

Учитывая, что эмитентами таких ценных бумаг зачастую являются компании со средней и малой капитализацией, неквалифицированные инвесторы вряд ли смогут получить к ним доступ. Но и в новом законе (о категоризации инвесторов) есть лазейка: он разрешает неквалифицированным инвесторам приобретать сложные инструменты на сумму до 100 тыс. рублей. Это называется «последним словом».

В любом случае к таким инвестициям нужно относиться ответственно, напоминает Игорь Ивченко.

— Делать это стоит после определенной подготовки: нужно многое прочитать о том, как делаются инвестиции в фармрынок и биотехнологии. Ведь можно приобрести акции крупной компании, которые затем снизятся, если очередное лекарство не пройдет испытания. Или новая технология не найдет массовое применение, — сказал эксперт, напомнив, что акции Biogen обвалились на 34%, после того как компания прекратила испытание препарата для лечения болезни Альцгеймера.

Отметим, что над компаниями с американского рынка сейчас нависла довольно значительная угроза. Денис Буйволов из БКС говорит, что главным риском остаются приход демократов к власти и запланированная ими реформа здравоохранения (это может ударить по ценам на лекарства и, как следствие, выручке биотехнологических компаний).

В России тоже есть способы инвестировать в биотехнологии и фармацевтику, напоминает Наталья Мильчакова из ИАЦ «Альпари». Некоторые компании также показывают существенный рост.

Например, с начала года ценные бумаги «Фармсинтеза» выросли на 71%, а акции «Института стволовых клеток человека» — на 74%. Розница тоже растет в цене: так, «Аптечная сеть 36,6» с начала года подорожала на 10,8%. Но это притом, что индекс Мосбиржи упал на 3,3% — с 3076 до 2975.

Прямой эфир