Худая крыша: как школы подготовились к 1 сентября
Генеральная прокуратура России поручила региональным прокурорам проверить готовность школ к 1 сентября. Особое внимание будет уделено вопросам денежных поборов с родителей, укомплектованности штата, наличию материально-технической базы и учебников, а также организации питания. Кроме того, проверяющие оценят соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Что ждет прокуроров на местах — выясняли «Известия».
Сами себе комиссия
На прошлой неделе министр просвещения Сергей Кравцов на совещании у президента Владимира Путина сообщил, что полностью готовы к учебному году 36 485 образовательных организаций. По данным Росстата, на 2019 год, в России насчитывается около 41 тыс. школ. В Минпросвещения в ответ на запрос «Известий» о ситуации с приемкой школ пояснили, что полная информация по этому вопросу появится только после 20 августа — к этому дню система школьного образования должна быть полностью готова встретить учеников.
Еще до объявления всероссийской проверки прокуратура Алтайского края заинтересовалась информацией СМИ о ненадлежащем состоянии школы в Панкрушихинском районе Алтайского края. Речь идет о Березовском филиале Панкрушихинской школы, которую, как сообщает ведомство, приняла комиссия к новому учебному году. Теперь прокуроры будут проверять, созданы ли безопасные условия для обучения детей, надлежащим ли образом комиссия провела проверку.
Поводом для проверки стало обращение членов родительского комитета Березовской средней школы к депутатам Алтайского Заксобрания Сергею Серову и Евгении Боровиковой. Родители попросили помочь им организовать капремонт ветхого здания. Они сообщили, что почти во всех кабинетах протекает кровля, в стенах имеются трещины, из-за проливов потолка постоянно замыкает проводку. Однако это не мешает комиссии Минобрнауки ежегодно принимать школу к новому учебному году. В этом году комиссия посетила школу 14 августа, сделала замечания по поводу пожарной безопасности, которые нужно было устранить к 17 августа, и на этом всё.
Боровикова в беседе с «Известиями» сообщила, что сама училась в этой школе. Тогда это была самостоятельная средняя общеобразовательная школа, теперь — филиал, в котором до 9 класса учатся 59 детей.
— Еще с тех времен капитальный ремонт вообще не делался. В 1999 году было даже обрушение крыши, — говорит она. — В школе холодно. Система отопления центральная прогнившая, и зимой изо рта идет пар. Туалеты внутри здания, предназначенные для младших классов, не работают — всегда закрыты. Детям приходится ходить на улицу, но и там туалеты тоже оставляют желать лучшего. Всё течет — особенно весной и осенью во время дождей. В пяти кабинетах ставят тазики и ведра. В стенах большие трещины, окна прогнившие. Проводку делать не берутся, потому что сначала надо перекрыть крышу, иначе всё так и будет заливать водой.
По ее словам, школу неоднократно просили поставить в очередь на капитальный ремонт, но этого не происходило, а в этом году комитет по образованию Панкрушихинского района подал заявку на эту программу только 9 июля, поэтому до 1 сентября провести масштабный ремонт не получится.
Однако директор Панкрушихинской школы Юрий Гребенщиков не согласен с мнением о плачевном состоянии здания.
— Школу приняли, какие проблемы? В обращении родительского комитета претензии были сильно завышены, — заявил он «Известиям». — Летом проводился текущий ремонт, а позже в школе будет капитальный. Но 1 сентября дети пойдут в школу. Представитель прокуратуры сказал, что школу закрывать не будут, потому что нет таких нарушений, чтобы ее закрыть.
Боровикова считает, что ситуация с приемкой аварийной школы — не какой-то уникальный случай: во многих сельских школах Алтайского края приемка проходит формально, все проблемы аварийных зданий остаются на следующий год. Дело в том, считает депутат, что приемкой школ занимается муниципалитет, и получается, что начальники управлений образования сами себе комиссия — сами проверяют и сами ставят подписи.
— Это объясняется еще и тем, что денег на ремонт нет. Муниципалитеты откладывают на потом, на авось, а комиссия на многое закрывает глаза и допускает школы, — полагает Боровикова.
Из краевой прокуратуры и краевого управления Роспотребнадзора на запрос «Известий» о состоянии здания и его готовности к учебному году на момент публикации ответа не поступило.
«Когда принимали, дождей не было»
В Челябинской области депутаты Княженского поселения Брединского района написали обращение к губернатору Алексею Текслеру, заявив, что местная школа находится в катастрофическом состоянии.
«На протяжении последних десяти лет дети вынуждены заниматься в немыслимых условиях: плафоны наполняются водой, в коридорах и классах стоят ведра и тазы, наполненные водой, вода капает на головы детей. В течение года школа не успевает просыхать, так как в школе сыро. Стены покрываются плесенью», — пишут депутаты в обращении.
Они заявили, что весной из-за сильного урагана с крыши слетела вся мягкая кровля — и в трехэтажном здании вода бежит до первого этажа. Раньше заливало только третий этаж. При этом сдвигов в вопросе капитального ремонта школы, как утверждают депутаты, нет.
Здесь проблемой тоже заинтересовалась прокуратура, которая начала проверку жалобы депутатов.
Начальник управления образования Брединского района Ирина Голдова в комментарии «Известиям» заявила, что ситуация не такая, как описали депутаты, и сообщила, что школа принята к началу учебного года — с учетом того, что до 1 сентября мягкая кровля будет отремонтирована. По ее словам, деньги на это выделены.
— Школа 1982 года постройки, она трехэтажная. Проектная мощность — 464 места, а фактически там обучается 51 человек. В 2016 году производился частичный ремонт мягкой кровли и устройство стропильной кровли над спортивным залом на сумму 261 тыс. рублей. Чтобы заложить финансовые средства, должна поступить заявка от руководителя, плюс необходима смета — на какую сумму нужно планировать ремонт. Но с 2016 года от директора школы в управление образования заявок больше не поступало, — объясняет Голдова.
По ее словам, весной сильный ураган завернул мягкую кровлю на крыше. Без заявления от директора была составлена смета и выделены деньги — правда, только 17 августа. Сейчас уже определен подрядчик, ремонтные работы начнутся с 21 августа и до 1 сентября должны успеть. Правда, школу приняли и так, с дырявой крышей.
— Когда школу принимали, дождей не было, всё было нормально, смета была составлена. Мы знали, что деньги дадут, — заявила Голдова.
Аналогичные проблемы есть и в учебных заведениях Республики Алтай: там сотрудники управления Роспотребнадзора заявили, что в ряде школ в Турочакском, Кош-Агачском районах и Горно-Алтайске до сих пор не начался ремонт, хотя, например, в Кош-Агачской средней школе после дождя затопило классы на втором этаже и актовый зал.
Проблемы ряда школ в других регионах признают, однако нередко после каких-либо происшествий. Например, в Омске учеников гимназии № 88 распределяют по другим школам по причине аварийности здания. В этой гимназии в сентябре 2019 года на ученицу обрушился потолок, она была госпитализирована.
В Звериноголовской СОШ в Курганской области учеников временно переводят в другие школы, потому что в здании идет капитальный ремонт. Учитель Владимир Кочеулов рассказал «Известиям»: чуть более 10 лет назад для того, чтобы починить в здании протекавшую крышу, пришлось обращаться в СМИ — и только после сюжета на федеральных каналах в школе заменили мягкую кровлю, построив крепкую стропильную. Однако спустя 10 лет почему-то решили новую крышу снять, снова соорудив мягкую кровлю.
— Когда разбирали крышу, прошел сильный ливень, и все кабинеты с третьего по первый этаж пролились, теперь они в аварийном состоянии, — рассказал Кочеулов. — И компьютеры, и принтеры — вся техника оказалась залита водой. Ремонт там теперь, наверное, на несколько лет растянется. Там же всё в подтеках. Кто понесет ответственность?
Куда девать детей
Экс-глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Виктор Болотов считает: процедура приемки школ сама по себе рабочая, а в возникающих проблемах все-таки надо разбираться на местах.
— Школа принимается по нескольким основаниям. Ее принимают органы Роспотребнадзора, у которых достаточно жесткие критерии, пожарный надзор, а также представители районного отдела образования, которые смотрят на готовность школы к образовательному процессу, — объяснил Болотов. — За состоянием школы — течет крыша или нет — следит Роспотребнадзор, который смотрит, можно ли проводить там занятия. Часть проверок проводится по бумагам, часть — на месте. Но это не та ситуация, когда директор пишет, что всё нормально, а комиссия подписывает: в школу обязательно выезжают и смотрят.
Он отмечает: если готовность школ именно к учебному процессу проверяют районные чиновники, то безопасность школы — представители ведомств, не подчиненных местным администрациям. Однако проблем всё равно может быть много — например, директор подписывает акт приемки ремонтных работ без проверки, или район не выделяет деньги на ремонт.
— Все мы люди: может происходить и такое, что акт о готовности подписывается, а школа на самом деле не готова. Но бывало и такое, что школу не принимали из-за плохо покрашенных полов, хотя проводить образовательный процесс там было можно, — рассказывает Болотов.
По его словам, много проблем у чиновников возникает, если школа не принята — непонятно, куда девать детей: есть ли рядом школа в транспортной доступности, или нет. Поэтому все ремонтные работы стараются провести в течение лета.
— В сельской местности за последние годы построено очень много школ, которым городские позавидуют. Но остались и школы без туалетов и воды — у муниципалитетов нет денег. В итоге одни делают вид, что всё в порядке, а другие делают вид, что все проверили, — говорит Болотов.
В чем выгода
Преподаватель истории сельской школы в Нижегородской области, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков отмечает: финансирования для школ хотелось бы больше, однако директорам совсем не выгодно наплевательски относиться к состоянию здания.
— Школы ведь готовят не к комиссии, а к учебному году, — говорит Казаков. — Может, где-то что-то и опускается, но кому из директоров выгодно взять и не подготовить школу? Им принимать детей в течение девяти месяцев, чтобы они были в нормальных условиях. А начнется учебный год, что-то потечет, окна вывалятся — директору за это отвечать, штраф платить. Вопрос другой — нужно понимать, что содержание зданий находится на уровне муниципалитета, которому может не хватать денег. И действительно, в каких-то районах, областях, где средств не очень много, трудности возникают.
Отвечать действительно директорам: так, в январе 2020 года прокуратура Сахалинской области через суд оштрафовала директора школы в селе Чехов за организацию учебного процесса в аварийном здании. Стены школы, в том числе несущие, в этой школе имели трещины, аварийным был спортзал, часть учебного корпуса школы, мастерские. На время разбирательств учеба в школе была прекращена. А в феврале 2020 года селу пообещали построить новую школу — только после того, как делом занялась прокуратура.