Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Нет онлайну: фестивали переносят сроки и отдают контент кинотеатрам
2020-06-06 17:54:47">
2020-06-06 17:54:47
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правообладатели не хотят давать фильмы для онлайн-премьер, сообщили «Известиям» директора смотров. Примеры виртуальных версий мероприятий в Дании, Швейцарии, Польше и других странах показали, что фестиваль как реальное событие они заменить не могут. Каннский кинофестиваль опубликовал свою программу 2020 года, но все фильмы будут представлены на других смотрах и в кинотеатрах под брендом фестиваля. То же сделают и Карловы Вары. «Известия» выяснили, каким будет алгоритм действий отечественных форумов.

Обещанного три месяца ждут

Когда пандемия поставила вопрос о переносе сроков массовых мероприятий, Голливуд немедленно перебросил свои релизы в основном на осень–зиму. Тем же путем пошли многие кинофестивали. Московский, например, заявил новыми датами проведения 1–8 октября. По словам программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, программа была собрана еще в апреле, но теперь есть возможность вернуться к фильмам, которые по тем или иным причинам отказали ММКФ и рассчитывали на другие фестивали, в том числе Каннский. Но если зарубежным гостям по приезде придется проходить 14-дневный карантин, никто к нам не поедет, считает Кирилл Разлогов.

Крупнейший смотр российского кино «Кинотавр» пока перенесен без точных дат, но с прицелом на сентябрь. В это время море в Сочи еще теплое, а фестиваль ассоциируется с приметами летнего курортного отдыха. Одна из важнейших проблем тут специфическая: все фильмы «Кинотавра» показывают в Зимнем театре, а он нарасхват весь год, удастся ли выделить место под фестиваль — вопрос.

— Этот год для нас сложный, — рассказала программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. — Четыре фильма программы не были закончены из-за коронавируса. Поэтому мы решили не рисковать и формировать программу из картин, которые уже сняты.

Есть и позитивные для фестиваля факторы, отметил эксперт. Часть правообладателей, не показавших свои картины на отмененных летних смотрах, может предложить их «Кинотавру».

«Окно в Европу»

Награды лауреатов кинофестиваля «Окно в Европу»

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

Августовский фестиваль «Окно в Европу» в Выборге, второй по значимости после «Кинотавра» национальный смотр, вынужден переехать на декабрь и пройдет ориентировочно с 7-го по 13-е. По словам программного директора Алисы Струковой, большая часть программы собрана из фильмов, которые были готовы до карантина. Тем не менее форум продолжит принимать заявки до 1 октября.

— Сложный год, но именно в таких экстремальных условиях иногда рождаются интересные вещи, — отметила Алиса Струкова. — В декабре Выборг очень красив, у всех будет предпраздничное настроение, к тому же первый фестиваль «Окно в Европу» проходил в декабре, что для нас символично.

Говоря о сроках и программах, собеседники «Известий» не скрывают беспокойства. С одной стороны, с июля анонсировано возобновление кинопоказа, доделываются неоконченные фильмы, объявлены даты фестивалей. С другой — ежедневный прирост заболеваемости существенно не снижается, вакцины нет и в случае эпидемиологической опасности форумы могут быть отменены буквально накануне открытия.

Аналогичные опасения посещают директоров зарубежных смотров. Венецианский кинофестиваль объявил, что переносить или отменять открытие не будет, но обсуждает варианты ухода в digital-формат. При том, что организаторы понимают: это крайне невыгодное решение — прошедшие в онлайне форумы это подтвердили.

Онлайн как предчувствие

С 29 мая по 7 июня в YouTube состоялся онлайн-кинофестиваль We Are One, продукт совместной работы МКФ всего мира, включая «Трайбеку», Канны, Венецию, Берлин, Торонто, Роттердам. Количество просмотров каждой картины не превышало 50 тыс. человек, что неудивительно: больших хитов и широко известных имен в программе не было. Правообладатели таких картин обычно желают, чтобы их фильм был сначала эксклюзивно представлен на престижном смотре — прежде всего профессионалам. Потом у него должен состояться марафон по фестивалям меньшего ранга, далее он выйдет в кинопрокат, а уже затем в онлайн.

Даже средние фестивали игрового кино от переноса в онлайн воздерживаются, да и документальные, для которых это более естественно, при первой возможности вернутся к обычному формату, — сказал Кирилл Разлогов. — Фестиваль — это праздник, непосредственное общение. Сейчас оно затруднено, но всё же необходимо. И в плане демонстрации фильмов мы скорее будем думать не об онлайне, а об организации части показов в автокинотеатрах. В санитарном плане это более безопасный способ.

«Кинотавр»

Зрители смотрят кино на площади перед Зимним театром на фестивале «Кинотавр»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Для «Кинотавра» онлайн — это не опция, считает Ситора Алиева. Каждый вечер на площадь перед Зимним театром приходят тысячи зрителей и смотрят кино даже под дождем. Кроме того, этот фестиваль — событие индустриальное, формирующее современный российский кинематограф. Фильмы демонстрируются на большом экране, их смотрят представители индустрии, и смотрят вместе. Это контакты, обмен идеями, взаимодействие людей кино.

Алиса Струкова, сравнивая «Окно в Европу» с «Кинотавром», где главные премьеры проводят для участников индустрии, отмечает, что в Выборге зал всегда состоит из профессионалов и жителей города и необходимо сохранить этот паритет. Хочется сделать подарок изголодавшемуся по хорошему кино зрителю и онлайн-вариант тут никак не подойдет, считает она.

А вот крупный столичный кинофестиваль Beat Film Festival пройдет онлайн в конце июля.

— Я не разделяю взгляды VOD-диссидентов, которые верят только в просмотр фильма на большом экране, — говорит директор фестиваля Алена Бочарова. — Как написал влиятельный отборщик фестиваля в Торонто Том Пауэрс, большинство открытий в кино он совершил за экраном компьютера, когда отсматривал заявки. Почему со зрителями не может случиться то же самое? И это уже вовсю происходит — вспомним, например, показанного онлайн «Короля тигров» или сериалы Паоло Соррентино.

Что касается окупаемости онлайн-версии, то она вполне может приблизиться к показателям офлайна, полагает Алена Бочарова. Ведь в интернете фестиваль посмотрят не только москвичи.

Ход конем а-ля Круазетт

Еще один пример поведения во время пандемии показал Каннский фестиваль. В то время как традиционный Каннский кинорынок пройдет в формате виртуальной площадки (для него разработана специальная платформа), брендированная программа форума разойдется по фестивалям мира, а отдельные ее фильмы будут демонстрировать в некоторых кинотеатрах Франции.

— Такое решение — часть рекламы фестиваля: он не умер! И в то же время это стремление помочь отобранным фильмам, хотя непонятна их дальнейшая фестивальная судьба, — подчеркнул Кирилл Разлогов. — Не каждый большой форум согласится их показывать. Мы еще не приняли решение на сей счет.

автокинотеатры

В связи с пандемией Канны возобновили традицию автокинотеатров, популярную в 1950-х годах в Америке и в 1970-х — во Франции

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/ L.Urman

Решение провести Каннский кинофестиваль в таком формате было болезненным и для города, лишившегося главного в году дохода, и для кинематографистов. Большое количество дебютов в линейке — следствие того, что в программе нет фильмов Леоса Каракса, Нанни Моретти, Дэвида Кроненберга, Джии Копполы, Паула Верхувена и других «каннских» авторов: им нужен для премьеры полноценный фестиваль. Нет в программе и российского кино, хотя оно было отобрано. Отборщик Каннского МКФ по России и Восточной Европе Жоэль Шапрон от комментариев отказался.

МКФ в Карловых Варах выбрал похожий вариант. 16 фильмов его программы будут демонстрировать в 96 кинотеатрах Чехии в начале июля — как раз в те дни, когда был запланирован фестиваль. Но только это будут не премьеры, а картины, выпущенные с конца лета 2019 года по февраль 2020-го.

— Нам нужно было принять решение не позднее апреля, — рассказал «Известиям» арт-директор фестиваля Карел Ох. — Уже тогда было ясно, что летом не получится провести какое-либо мероприятие, а вариант с онлайном нам чужд. Мы решили, что лучше вообще отменить фестиваль, чем показывать фильмы без физического присутствия зрителей, что, на мой взгляд, ключевой элемент любого ивента. Поэтому сказали себе: «Если зрители не могут приехать в Карловы Вары, нам нужно доставить фильмы к ним!»

Как отмечает Ох, уже тогда прогнозировалось, что кинотеатры к июлю все-таки откроются, и проработать все детали новой концепции было только вопросом времени. Но когда 96 кинотеатров откликнулись на эту идею, это был приятный шок.

— Причем, если большей частью аудитории станут, вероятно, завсегдатаи праздника, то для кого-то просмотры окажутся первой встречей с нашим фестивалем. Вся команда Карловых Вар предвкушает радость от этих новых знакомств, потому что планирует ездить на показы фильмов фестиваля по всей Чехии, — добавил Карел Ох.

Канны сделали свой ход, и он важен для всего современного кинопроцесса. Этот смотр, по сути, лейбл, который означает путевку в жизнь для всех отобранных фильмов, так что его руководители поступили разумно: выдали картинам знак качества и отпустили в свободное плавание. Можно было долго держать картины на «полке», а Канны развязали им руки. Важно, что многие правообладатели поддержали такое решение. В программе остались Уэс Андерсон, Франсуа Озон, Томас Винтерберг, Шарунас Бартас, режиссерский дебют Вигго Мортенсена, два фильма Стива МакКуина, аниме Горо Миядзаки, пиксаровский суперхит «Душа». И следить за путешествием программы по другим фестивалям будет весь мир.