Вся жизнь — тюрьма: на Украине объявили войну ворам в законе
Депутаты Верховной рады ввели уголовную ответственность для воров в законе. Криминальным боссам теперь грозит одиночная камера в СИЗО и 15 лет лишения свободы после приговора суда. «Известия» разбирались, как нововведение повлияет на украинскую организованную преступность.
Сезон посадок
Депутаты Верховной рады 4 июня одобрили законопроект о борьбе с преступной иерархией. Впервые в законодательстве появилось понятие «вор в законе». Таковым признается человек, который придерживается преступных традиций и правил поведения, «пользуется авторитетом» и координирует деятельность ОПГ.
Важно, что за сам статус наказания не полагается. Но за управление преступной группировкой криминальным боссам грозит от 12 до 15 лет заключения с конфискацией имущества. За объединение нескольких криминальных организаций — от 10 до 15 лет тюрьмы. За влияние в СИЗО на других заключенных предусмотрено содержание в одиночной камере.
Впервые в законодательство введено также понятие «сходка». Ее определяют как собрание, на котором планируют совершение преступлений, обсуждают материальное обеспечение или координацию преступной деятельности, в том числе распределение незаконных доходов или сфер влияния. За организацию и участие в сходке грозит лишение свободы на срок от семи до 12 лет.
Отдельное наказание предусмотрено также для госслужащих, уличенных в содействии ОПГ. Не забыли законодатели и о тех, кто просит бандитов «порешать вопросы» — надавить на бизнес-конкурентов, помочь с бытовыми проблемами. За такие обращения грозит от трех до семи лет лишения свободы.
Очередь к вору
На Украине насчитывается около 30 воров в законе. Они контролируют не только теневую экономику, но и взаимодействуют с политиками. «Они присутствуют везде в нашей жизни. Огромное количество депутатов имели с ними взаимоотношения. Было такое: нардеп набирает телефон секретаря вора в законе и набивается на встречу, записывается на прием на определенное время. Мафиози принимает народного депутата, бизнесмена, чиновника и помогает в решении жизненных или бизнес-проблем», — рассказывает бывший замглавы Нацполиции Украины Вячеслав Аброськин.
Один из самых влиятельных — вор в законе Умка (Сергей Олейник). Он возглавляет «восточный» клан — контролирует Днепропетровскую, Запорожскую и Харьковскую области. Объединение занимается нелегальными перевозками угля и сигарет из Донбасса на Украину, инвестирует в крупные строительные проекты.
Центральную и Западную Украину контролируют группировки вора в законе Недели (Андрей Недельский). Специализация этого объединения: нелегальная добыча янтаря, контрабанда древесины, сигарет, наркотиков в Европу, перегон автомобилей из Европы на Украину.
В 2015–2016 годах отношения между восточными и западными ОПГ Украины стали напряженными. Тогда Неделя потребовал от Умки отчислений в свой общак, тот взамен хотел получить долю в добыче янтаря, производстве алкоголя. В 2017 году стороны сняли взаимные претензии, все остались при своих. Но осенью 2019 года Неделю избили в киевском отеле, конфликт вспыхнул вновь.
Среди других криминальных авторитетов выделяется Лёра Сумской (Сергей Лысенко). Он контролирует места лишения свободы. Получает прибыль от незаконной деятельности заключенных — торговли наркотиками, телефонного мошенничества, «отжима» недвижимости и денег у состоятельных зэков-новичков. Лысенко также считают хозяином родной Сумской области. «Лёра контролирует губернатора, мэра, председателей районных администраций. Начальник милиции, прокурор, СБУ не могут решить те вопросы, которые ему по плечу», — жаловался в 2013 году депутат Верховной рады Геннадий Москаль.
В стороне от криминальных войн и «смотрящий» по Одесской области Антик (Антимос Кухилава). Он наладил крепкие связи с одесскими контрабандистами и таможенниками. Несколько лет назад правоохранительные органы пытались выдворить Антика в родную Грузию. Даже осудили чиновника миграционной службы, который незаконно выдал авторитету украинский паспорт. Но отнять документ у самого Антика суд не решился.
«Малявы» по СМС
Ряд депутатов раскритиковали закон о борьбе с преступной иерархией. По их мнению, в следовании преступным традициям можно обвинить и слушающего шансон таксиста, и подростков с сомнительными татуировками. «Это опасный законопроект. Если гражданин даст кому-то поручение, а потом тот человек совершит преступление, то правоохранительные органы смогут обоих привлечь к ответственности. Документ дает чрезвычайные полномочия полиции, которая убивает и насилует людей», — говорит представительница фракции «Голос» Александра Устинова.
Сотрудники силовых структур говорят, что доказать вину мафиози сложно. «Лидеры преступного мира перестали признавать свое место в преступной иерархии, как делали это раньше. Прошли сходки, на которых они постановили: допускается отрицать воровской статус, чтобы избежать лишения свободы», — отмечает бывший глава Государственной пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький.
Сотрудник уголовного розыска на условиях анонимности поясняет, что снижения уровня преступности ожидать не стоит. «В украинских тюрьмах и следственных изоляторах по-прежнему рулят «смотрящие» от воров в законе. Сами авторитеты, возможно, уедут из страны, но будут управлять всеми процессами через интернет. Прошли времена, когда в тюрьмы присылали рукописные «малявы». Сейчас достаточно послать СМС с подписью нескольких воров», — говорит собеседник. Он добавляет, что авторитеты вряд ли поедут в Россию, где приняты свои законы против ОПГ.
Украинский политолог Андрей Золотарёв в беседе с «Известиями» напоминает, что в 2015 году в стране ликвидировали управление по борьбе с организованной преступностью. «Полиция на данный момент не располагает кадрами для серьезной борьбы с мафией. Закон выглядит скорее политическим. Нынешний глава МВД Арсен Аваков получает дополнительные полномочия. Не факт, что он использует их для наведения порядка. Свой пост он занимает уже шесть лет. За это время ему не удалось наладить работу правоохранительных органов, вряд ли удастся и теперь», — отмечает политолог.