Прощай, блокбастер: кинопроизводителям придется отказаться от массовки
Выполнение всех рекомендаций Роспотребнадзора по возобновлению кинопроизводства увеличит бюджет картин на 50–60%, сообщили «Известиям» в Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Кроме того, ограничения при съемке массовых сцен заставят кинематографистов отказаться от производства фильмов с участием большого количества актеров и технического персонала. Тем не менее отдельные кинокомпании уже приступают к работе. «Известия» выяснили, на чем базируется их оптимизм и можно ли снять фильм, следуя рекомендациям Роспотребнадзора.
Вежливый отказ
По данным АПКиТ, кинопроизводящие компании уже потеряли несколько миллиардов рублей из-за отмены съемок и показов фильмов. И дальнейшие простои чреваты крахом индустрии. Именно поэтому ассоциация обратилась в Роспотребнадзор с просьбой выработать рекомендации для возобновления кинопроцесса.
Однако, по мнению опрошенных «Известиями» участников рынка, следование всем 26 пунктам документа сулит индустрии новые убытки. Их выполнение затянет съемочный процесс в полтора раза, причем каждый день обойдется на столько же дороже. Помимо привычных в период пандемии требований — использования масок, измерения температуры, дезинфекции, тестов работников на коронавирусную инфекцию — в списке есть и специфические ограничения. Например, в пределах съемочной площадки на каждого артиста должно приходиться не менее 4 кв. м и индивидуальный набор грима. Но главное — ограничивается использование массовки, что ставит под удар съемку любого кино, кроме «комнатного» артхауса.
— Мне кажется, что эти рекомендации малоприменимы для кинопроизводства, — поделился с «Известиями» генеральный директор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. — Мерить температуру, носить маски, протирать всё и даже проветривать павильоны — не самое страшное. Основная проблема — дистанция. Ведь съемочная группа — это всегда некая концентрация людей, там вряд ли можно держаться друг от друга на расстоянии.
«Мосфильм» в основном работает с большим зрительским кино, но, может быть, время ограничений станет золотым для авторского?
— Не думаю, что посткарантин — пора рассвета авторского кино, — считает продюсер Катерина Михайлова. — Я работаю с такими проектами, но и у меня самая маленькая группа без артистов — 50 человек. Я очень бережно отношусь к каждому и понимаю, что расстояние между людьми на площадке, а тем более в кадре, соблюсти невозможно. Исключаются не только массовые сцены, но также любовные. И даже при всей осторожности нельзя исключить риск заражения. В данной ситуации выгоднее не снимать, чем выполнять рекомендации Роспотребнадзора.
Ведомство скорее продемонстрировало желание помочь, резюмировал Карен Шахназаров. Но разрешение на работу в таком виде больше похоже на вежливый отказ и о полноценных съемках пока можно забыть, считает он.
Лазейка для умных
В Роспотребнадзоре, в свою очередь, полагают, что рекомендации — это нечто вроде подпорки, с которой пусть медленно, но реально можно двигаться к цели.
— Не только кинематографисты столкнулись с условиями, когда невозможно провести массовое мероприятие, — пояснили «Известиям» в службе. — Документ готовился исходя из текущей ситуации. Основная его задача — сохранение здоровья членов съемочных групп. При улучшении эпидемиологической обстановки в рекомендациях, разумеется, возможны послабления.
Кроме того, сообщили в федеральной службе, степень вирусной опасности в регионах различна. И там, где она невелика, местные органы Роспотребнадзора могут облегчить требования к кинопроцессу.
В Москве сейчас самые тревожные показатели по коронавирусной инфекции. Если где и снимать кино, то только в провинции. На это и делалась ставка, сообщили в АПКиТ. Был поднят опыт зарубежных стран, где уже возобновились киносъемки, изучены аналогичные рекомендации из Америки, Германии, Чехии, Польши, Швеции, Дании. И оказалось, что там правила работы съемочных групп в ситуации эпидемиологической угрозы еще жестче. Другое дело, что из всех правил возможны исключения. Например, в России имеются регионы, в частности Татарстан и Крым, которые активно зазывают к себе кинопроизводителей и готовы всячески содействовать их работе. Но чтобы разрешить съемки, местным властям необходимо иметь рекомендации Роспотребнадзора. Теперь они есть.
— С появлением этого документа мы разослали письма главам регионов с просьбой разблокировать запрет на работу киносъемочных групп, — рассказала «Известиям» член рабочей группы АПКиТ, генпродюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова. — Ведь сейчас кинематографисты даже не могут приехать в экспедицию, поскольку в большинстве регионов прибывших отправляют на двухнедельный карантин. Что касается организации работы, то тут как с правилами безопасности. Все расписываются в журнале, что с ними ознакомлены, но пожары все равно случаются. Как говорят специалисты, заразиться можно, взявшись за поручень в транспорте или за тележку в магазине. Так что безопасность — личное дело каждого.
По словам Ирины Смирновой, 90% съемочных групп готовы выйти на площадку хоть завтра. В том числе потому, что это не самые богатые люди, замечает продюсер. К тому же кинопроизводство не попало в список наиболее пострадавших от кризиса отраслей и не может рассчитывать на меры господдержки. Для многих единственный выход в такой ситуации — как можно быстрее начать съемки.
— Приятно видеть, что киноиндустрия стала одной из первых отраслей, получивших рекомендации Роспотребнадзора, это позволяет думать, что кинокомпании скоро вернутся к активному рабочему режиму, — сказал «Известиям» генеральный продюсер Art Pictures Vision Дмитрий Табарчук. — Мы надеемся, что выход из карантина даст послабление в исполнении данных рекомендаций, так как, безусловно, в этих условиях работать будет непросто по многим причинам.
Он отметил, что осложнится работа с массовыми сценами и историческими картинами. Кроме того, увеличатся прямые и косвенные расходы на производство.
— Под прямыми расходами в данной ситуации я имею в виду тестирование съемочной группы и актеров, закупку средств защиты, очистителей воздуха, дополнительные вагоны для грима и костюма, под косвенными — сложности, которые будут с объектами, уменьшение выработки (количество полезного хронометража снятого за смену). Кроме того, мы будем вынуждены вносить изменения в уже готовые сценарии, по которым снимаются картины, например, часть сцен придется переносить из интерьеров на натуру. Думаю, что по ряду проектов все-таки будут максимально сдвинуты сроки производства, чтобы дождаться снятия всех ограничений, — пояснил Дмитрий Табарчук.
Он добавил также, что не только продюсеры несут ответственность за здоровье сотрудников, но и все члены съёмочной группы, включая актеров, лично отвечают за свои действия как на территории съемочной площадки, так и вне ее.
— Работа в предоставленных Роспотребнадзором рекомендациях имеет производственные трудности, но сейчас других вариантов нет. Будем работать, как только разрешит исполнительная власть на местах, — подчеркнул Дмитрий Табарчук.
Компания «Кинопрограмма 21 век» одной из первых приступила к работе. Готовятся съемки молодежной комедии «Флэшмоб». Режиссер Алена Рубинштейн завершает онлайн-кастинг. Сидя перед несколькими мониторами, разыгрывает сцены с актерами. И готовится к экспедиции.
— Снимать картину будем в Севастополе, туда уже вылетел директор съемочной группы, — рассказал генпродюсер компании Владимир Есинов. — Режима самоизоляции в Севастополе с 18 мая нет. Ждем, когда власти откроют город. И как только, так сразу заедем и будем снимать. Надеюсь, не надо будет карантинить по приезде две недели.
Актеры счастливы, что наконец-то поедут на съемки, отметил генпродюсер. Кроме молодых артистов в фильме снимутся мастера — Роман Мадянов и Василий Мищенко. Рекомендации Роспотребнадзора съемочная группа посчитала выполнимыми.
— Сейчас будем работать над локальными сценами, а массовые перенесли на конец июля, — пояснил Владимир Есинов. — Наше желание сделать комедию до конца года перевешивает все возможные препятствия. Люди ждут добрых, веселых, жизнеутверждающих фильмов.
Цена кадра
Вопрос, сколько будет стоить киносъемочный процесс в условиях эпидемиологической неопределенности, пока остается открытым. Ведь даже в сравнительно благополучном Крыму остается риск второй волны коронавируса.
Говорить о вписывании в рамки запланированного бюджета точно невозможно, утверждает Ирина Смирнова. Можно спрогнозировать, что затраты на производство увеличатся минимум в полтора раза, выработка упадет в среднем на 30%. Каждый месяц работы съемочной группы без дополнительных факторов в среднем обходится в 3–4 млн рублей. Плюс затраты на маски, перчатки, дезинфекцию и анализы.
Культурные ведомства Швеции и Дании в аналогичных условиях разрабатывают для работающих кинокомпаний меры компенсации на «противовирусные расходы».
Минкультуры после публикации рекомендаций Роспотребнадзора объявило о создании на базе департамента кинематографии единого координационного центра по вопросам возобновления съемочного процесса. Пока он выступает в качестве посредника между регионами и кинематографистами.
— Ведомство направило письма в адрес руководства субъектов Российской Федерации с просьбой в самое ближайшее время представить информацию о возможных сроках возобновления киносъемочной деятельности на территории отдельно взятого региона в строгом соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, — сообщил «Известиям» замминистра культуры Максим Ксензов.
Что касается материальной компенсации, то наши кинодеятели на нее не рассчитывают. Любое финансовое взаимодействие с государством — не самая простая для бизнеса вещь, считает Ирина Смирнова. Главное — чтобы кинематографистам разрешили работать, а уж с бюджетами они сами разберутся, добавила она.