Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали до +9 и облачность в Московском регионе 11 мая
Общество
Суд заключил под стражу водителя влетевшего в Троицкий мост Петербурга Porsche
Общество
Очевидец падения автобуса в реку в Петербурге рассказал о спасении людей
Происшествия
В Курской области средствами РЭБ перехвачены два украинских беспилотника
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Госдеп США одобрил продажу Украине трех систем HIMARS за $30 млн
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Житель Челябинской области выиграл 607 млн рублей в лотерее «Спортлото»
Общество
СК РФ возбудил второе уголовное дело после падения автобуса в реку в Петербурге
Мир
В парламенте Грузии сообщили о задержанном в ходе протестов россиянине
Мир
NBC News узнал о разработке McDonald's в США дешевого комбо для бедных граждан
Политика
Мишустин заявил о планах по модернизации первичного звена здравоохранения
Общество
Водитель упавшего в реку автобуса задержан и допрошен как подозреваемый
Мир
СМИ сообщили о передаче Парижем подлежавших утилизации ракет SCALP Киеву
Мир
Противники Tesla начали штурм помещения завода в Германии
Политика
Мишустин пообещал учитывать в работе прозвучавшие в Госдуме темы
Мир
СМИ сообщили о прибытии первых F-16 на Украину в течение нескольких недель
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Легендарный диктор советского телевидения Игорь Кириллов не любит вспоминать войну, гордится парадами на Красной площади и верит, что 75-летие Великой Победы Россия все-таки отметит грандиозным торжеством. Об этом народный артист СССР рассказал в интервью «Известиям».

— Игорь Леонидович, вам легко дается изоляция?

— Нет, нелегко. Я не могу выйти погулять. Это не очень приятно. Надо двигаться обязательно.

— Спорт? Зарядка?

— Мысленно с ними. Но хочется погулять. Пока двигаюсь только по квартире, как могу.

— Как вы относитесь к тому, что 9 мая не будет парада на Красной площади?

— Конечно, с большой горечью. Потому что дата очень значительная. Время идет. Всё меньше остается участников войны. Ну а если взвесить все за и против, то к отмене парада нужно относиться еще и рационально. Мы все сейчас переживаем, да и не только мы — весь мир, эту ужасную трагедию с коронавирусом. И если руководство нашей страны перенесет парад на другой месяц, может быть, и на осень, ничего страшного, не стоит огорчаться.

диктор советского телевидения Игорь Кириллов

Диктор советского телевидения Игорь Кириллов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Обещают, что самолеты пролетят над Красной площадью.

— И это прекрасно. Но всё же нужно стремиться, чтобы 75-летие Великой Победы мы, как всегда, отметили на Красной площади. Церемония должна быть масштабной и торжественной, на трибунах должны присутствовать ветераны — самые уважаемые люди нашей страны. Это важно не только для пожилых людей, но и для молодежи, которая только начинает по-настоящему понимать значение Великой Отечественной войны в жизни нашего народа. Это не просто слова. Это идет от сердца и души.

— Как вы относитесь к сентенциям, мол, парады в России — демонстрация силы, угроза для мира?

— С юмором и презрением. А иначе нельзя относиться, мы в жизни никогда и никому не угрожали и угрожать не собираемся. Основная цель нашего народа — жить в мире! Дайте нам спокойно строить, созидать. Только не мешайте.

Кстати, уже во многих странах, и даже не совсем дружественно к нам относящихся, по-моему, начинает проклевываться желание всеобщего мира. А коронавирус — мучитель земного шара — послужил хорошим уроком того, как нужно беречь друг друга.

— На ваш взгляд, коронавирус способствовал улучшению политической обстановки?

— Конечно. Наши врачи выезжали помогать болеющей Европе. В свой адрес они получали только слова благодарности и восхищения. Не только сейчас Россия протянула руку помощи. Так было и в СССР, и в постсоветское время. Всегда помощь нуждающимся странам была во главе угла, это в традиции нашего народа. В трагические времена она ярко проявляется. Я приветствую такие жесты. Низкий поклон нашим врачам, военным, которые, несмотря на сложную обстановку в своей стране, помогают другим.

Военные врачи из России помогли вылечить 40 пациентов с коронавирусом в Бергамо

Военные врачи из России помогли вылечить 40 пациентов с коронавирусом в Бергамо

Фото: ТАСС/Минобороны РФ

— Вы помните самый первый парад Победы на Красной площади, который вы вели?

Вы многого хотите. Не помню. Это было давно, когда я еще был молод. Телевизионная техника была совсем другой. Не такая совершенная и мобильная. Очень сложно было работать. Для радио и телевидения была отведена пятая трибуна, ближняя к Спасской башне. Среди моих коллег были участники Великой Отечественной войны. Потрясающий диктор Виктор Иванович Балашов. Виктор Николаевич Гусев, заведующий отделом информации. Ветеранов у нас было очень много. Кто-то на всю жизнь остался инвалидом, вернулся с войны без руки или без ноги. Но их это не ограничивало в работе. А у молодого поколения воспитывало уважение к фронтовикам.

На парадах мы встречались с героями из всех союзных республик. Общаться с ними в эфире было честью. А примером того, как нужно вести диалог, особенно в праздничной программе, стала для меня народная артистка СССР Валентина Леонтьева. Я ее считаю своим учителем. Она была не только изумительным журналистом, но и великой актрисой, великолепно освоившей все жанры, которые на тот момент существовали на телевидении. Валентина Михайловна говорила мне: «Разговаривать с человеком надо от сердца, от души. Переживать всё то, что пережила страна».

Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский (на первом плане) со сводным полком Третьего Белорусского фронта на Параде Победы на Красной площади по окончании Великой Отечественной войны, Москва, СССР, 24 июня 1945 года

Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский (на первом плане) со сводным полком 3-го Белорусского фронта на Параде Победы на Красной площади по окончании Великой Отечественной войны, Москва, СССР, 24 июня 1945 года

Фото: ТАСС/Макс Альперт

— Какой вы помните войну?

На эти страшные годы выпало мое детство. Война началась, когда мне было восемь лет. Но я не люблю говорить об этом. Есть люди, которые много достойнее меня вспоминать и рассказывать об увиденном и пережитом. А я слишком поздно родился, чтобы быть взрослым участником войны. Думаю, это приоритет не моего поколения, а более старшего.

— Вы жили в Москве. Город бомбили. Вы наверняка были тому свидетелем?

— Ну конечно. Помню, объявили воздушную тревогу. И мы с мамой пошли в метро «Павелецкая». Метро тогда спасало от бомбежки. Но я не хотел спускаться. Мне надо было посмотреть, как самолеты будут бомбить город. Но мама была настойчива. Да и милиция помогала всем спускаться. А когда мы вышли после тревоги, на площади у вокзала были кучи песка. Им засыпали зажигательные бомбы, которые немцы бросали с самолетов, слава богу, не фугасы. Так что мы вовремя спрятались.

Москву в войну маскировали, чтобы враг не заметил наших красивейших строений. Когда повзрослел, поумнел, то оценил, каких колоссальных трудов стоило спрятать дорогие для каждого из нас здания. Особенно Кремль.

Красноармейцы у зенитной пулеметной установки М4 на крыше гостиницы «Москва» при авианалете немецких самолетов во время Великой Отечественной войны, Москва, СССР, 1941 год

Красноармейцы у зенитной пулеметной установки М4 на крыше гостиницы «Москва» при авианалете немецких самолетов во время Великой Отечественной войны, Москва, СССР, 1941 год

Фото: ТАСС/Олег Кнорринг

— Москва многое пережила, но в отличие от Ленинграда в столице не было такого голода.

— Не было. Но мне боль ленинградцев известна не понаслышке. Моя родная тетя, двоюродный брат и сестра пережили блокаду. Кстати, Валентина Михайловна Леонтьева тоже блокадница. Ей было 17 в 1941-м. Она особо не делилась воспоминаниями об осажденном Ленинграде. Но однажды в Останкино приехал Анатолий Собчак. Он вручил Валентине Леонтьевой медаль как блокаднице. Ей было очень приятно. Наш отдел дикторов, режиссеры пришли ее поздравить. Вот тогда она многое рассказала...

— Как вы узнали, что закончилась война?

Это было ночью. По радио сообщили. Наш сосед по квартире дядя Петя разбудил всех. И мы начали праздновать. Непередаваемые чувства. А уже вечером я добрался до Красной площади. Мы жили на Таганке. Метро там тогда не было. И я, 12-летний мальчик, шел пешком. То, что я увидел на Красной площади, до конца жизни буду помнить. Такого я больше никогда не переживал. Вокруг были рыдания, слезы, смех, необыкновенная радость. Все ликовали и ждали салюта. Поднимали и бросали в воздух тех, кто был в военной форме. Передать на словах это невозможно. Я вспоминаю, и у меня комок в горле. 9 мая 1945 года — самый счастливый день в моей жизни. Хорошо, что у нас есть песня «День Победы». Она о том, чему я был свидетелем в тот день. Когда ее слышу, обязательно встаю.

Празднование Дня Победы на Красной площади, Москва, 9 мая 1945 года

Празднование Дня Победы на Красной площади, Москва, 9 мая 1945 года

Фото: ТАСС/Евгений Умнов

Наша страна выдержала такую войну... А то, что сейчас на Западе стараются переиграть историю, отобрать у нас Победу и среди тех, кто этим занимается, страны-союзницы, очень страшно. Я серьезно переживаю. Мне стыдно за тех, кого в 1945-м освобождали от фашистов наши солдаты, а теперь они называют Россию оккупантом. Как может повернуться язык? Как можно дойти до такой степени безумства?

— Подтверждение ваших слов — снос памятников воинам-освободителям в Прибалтике, Польше, Чехии, факельные шествия на Украине. Что это?

— Это — черная неблагодарность. Может, коронавирус поганый как-то поможет успокоить, остепенить зарвавшихся, недобитых фашистов. Как ни печально, но они по сей день существуют.

А говорить об Украине мне не очень бы хотелось. Для меня это болезненная тема и личная трагедия. Я никогда не считал Украину отдельной страной. У меня есть родственники там. Это была чудесная, прекрасная, радостная, танцевальная часть нашей огромной страны. Мне казалось, что дружбу, которую закрепил более 300 лет назад Богдан Хмельницкий, ничто не сможет разрушить. Потребуется много сил, терпения, чтобы молодое поколение хорошо стало понимать и знать историю своей родины. Я глубоко убежден: всё встанет на свои места.

— Проблема в том, что молодежи кажется: 1945-й где-то очень далеко. Великая Отечественная для них почти то же самое, что война 1812 года. Как исправить положение?

— Война 1812 года была уроком для наших врагов. Не надо воевать с Россией. А уж Великая Отечественная стала для них не уроком, а «урочищем» на долгие, долгие и хорошо бы на вечные времена.

А с молодежью надо чаще разговаривать. Я рад, что появился «Бессмертный полк». В его рядах часто вижу малышей. Они идут с фотографиями своих прадедов, прабабушек. Это очень правильно. И хорошо, что есть кино о войне, снятое во время войны. Фильмы, которые мы так любили, снимались в сложной обстановке. Киностудии были в эвакуации в Алма-Ате. Игра тех актеров долгие годы потрясала ветеранов: это было не только точно снято, но и душевно сыграно. Показывать эти фильмы по разным каналам моего родного телевидения было бы не просто необходимостью, но частью воспитания патриотизма.

Акция «Бессмертный полк»

Акция «Бессмертный полк»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Сейчас на телевидении часто слышишь ругань, крики. Всё реже встретишь человека с хорошим русским языком. Как вы к этому относитесь?

— Бывший руководитель Гостелерадио Леонид Кравченко говорил, что телевидение — это зеркало жизни, хотите вы этого или нет. К сожалению, русский язык находится в ужасном состоянии. Новые лица на каналах показывают не самый лучший образец «великого и могучего». Ученые-слависты предупреждают, что язык надо беречь. В этом сила и мощь наша.

Для меня образец для подражания — Юрий Борисович Левитан. Моя великая учительница Ольга Сергеевна Высоцкая познакомила меня с ним на радио. С тех пор мы подружились. Юрий Борисович был профессионал, личность, чрезвычайно скромный человек. Правда, его всегда выдавал голос. И тогда люди впадали в ступор. Его узнавали. Но он относился к такой реакции весьма снисходительно.

Я не забуду его голос из репродуктора. У бабушки на кухне висела эта черная тарелка. Однажды в самое тяжелое время радиопрограмму прервали и Левитан сообщил: «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой!» Голос Юрия Левитана для страны в годы войны и в деле победы имеет огромное значение. Его слушали, верили в то, что мы победим — и мы победили.

— А сейчас есть голос, за который можно в бой идти?

— Я не думаю. Но если вдруг, то такой голос появится. Дело не в голосе, а в том, что подрастает другое поколение, у которого свое видение жизни, войны и мира. Поэтому о войне говорить не нужно. Надо заботиться и беречь мир. Мирное небо — самое прекрасное, что у нас есть. И у телевидения, радио в этом особая роль. В тяжелые моменты борьбы с коронавирусом оно должно собирать людей, не разобщать. Мы должны верить, что победим этого незримого безжалостного врага. А самое главное — мне бы хотелось, чтобы в это 75-летие с большим уважением вспомнили всех, кто не дожил до победы, отдал свои жизни за нас.

Справка «Известий»

Игорь Кириллов родился 14 сентября 1932 года в Москве. В 1955 году окончил Театральное училище имени Щепкина. С 1955- го по 1957-й — актер Московского театра драмы и комедии (Театра на Таганке). С 1957 года — работает на телевидении. С 1960-го по 1989-й — ведущий программы «Время». С 1965-го — ведущий телевизионных трансляций парадов на Красной площади. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Трудового Красного Знамени и другими государственными наградами. Народный артист СССР.

Прямой эфир