Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дистанционной торговле создали ГОСТ

Он обяжет продавцов предоставлять максимум информации о товаре
0
Дистанционной торговле создали ГОСТ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российский институт потребительских испытаний (РИПИ) разработал ГОСТ для дистанционной торговли.  Это первая попытка создания национального стандарта, регламентирующего все аспекты работы онлайн-ритейла. Например, интернет-продавцов хотят обязать выкладывать фотографии товара со всех сторон и сообщать максимум информации о продукте, чтобы не разочаровать покупателя. 

В конце прошлого года Российский институт потребительских испытаний создал и разослал на согласование заинтересованным организациям ГОСТ «Руководство по добросовестной практике предоставления потребителю услуг по интернет-торговле (дистанционной торговле) потребительскими товарами» (есть у «Известий»).

В РИПИ оперативно не смогли ответить на вопросы «Известий».

В Росстандарте уточнили, что планируемый срок издания приказа агентства об утверждении стандарта — октябрь 2017 года, действовать ГОСТ должен начать с 1 июня 2018 года.

ГОСТ дает определения основных понятий онлайн-торговли: продавца, покупателя, дистанционной торговли, доставки товаров, торговой площадки. По новому стандарту интернет-магазин должен содержать всю юридическую информацию о продавце, оформлении заказа и его подтверждении, предусматривать оплату и доставку разными способами, а также рассказывать о возможности возврата товара в случае возникновения проблем. ГОСТ также обязывает продавца размещать на сайте исчерпывающую информацию о товаре: разноплановые фотографии покупки, сертификаты, факты о потребительских свойствах, месте изготовления, сроки службы, цену и т.д.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сочли документ сырым, не учитывающим реалии рынка и дублирующим действующее законодательство. Например, ГОСТ обходит стороной и никак не учитывает правовой статус агрегаторов вроде AliExpress или «Яндекс.Маркета», которые продают на своей площадке товары третьих лиц. Одна из проблем состоит в том, что купленный с помощью агрегатора товар нельзя вернуть или обменять — маркетплейсы являются лишь онлайн-витринами и не отвечают за предлагаемые товары. Эту проблему с 2015 года пытался решить Роспотребнадзор, подготовив поправки в закон «О защите прав потребителей». Они приравнивали агрегаторы к онлайн-магазинам и обязывали их отвечать за качество предлагаемых товаров. Но поправки были раскритикованы участниками и экспертами рынка, и документ не дошел до стадии межведомственного согласования.

Хотя, например, глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов уверен, что пока нет реальных судебных исков от потребителей, то проблемы в вопросе агрегаторов не существует. 

Также крупнейшие онлайн-торговцы считают упущением созданного ГОСТа отсутствие требования по указанию фактического адреса интернет-магазина, по которому потребитель может обменять товар или вернуть за него деньги, подать претензию или обратиться в суд, вернуть денежные средства. Наличие адреса создает дополнительные гарантии защищенности потребителей, упрощает контрольно-надзорные мероприятия, подчеркивают в АКИТ. В ассоциации считают, что не следует обязывать продавцов возвращать деньги за товар тем же способом, которым была произведена оплата покупателем.

— Это противоречит правилам продажи товаров дистанционным способом, которые дают право выбора покупателям, — уточнили в ассоциации.

В НАДТ уверены, что никаких глобальных проблем, которые стоило бы решать на законодательном уровне, в дистанционных продажах нет.

Старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк соглашается, что представленный проект ГОСТа нуждается в доработке.

— Его разработчики упустили из виду ряд юридически значимых моментов: во-первых, нуждается в уточнении и выработке четких критериев ряд понятий, таких как, например, «доступный интерфейс», во-вторых, авторы проигнорировали то обстоятельство, что приведенное в тексте определение торговой интернет-площадки выносит за пределы правового поля сайты-агрегаторы, — сказал Тарас Хижняк.

Сейчас на онлайн-торговлю распространяются положения закона «О защите прав потребителей», правила продажи товаров дистанционным способом, а также правила продажи отдельных видов товаров и ГОСТ об обычной торговле. Между тем в конце 2016 года Минэкономразвития при разработке поправок в ряд документов, позволяющих снять ограничение с продаж ювелирных изделий в интернете, указывало на несогласованность действующих норм и неоднозначность их толкования. Ведомство пытается решить эти проблемы в том числе с помощью введения определения разносной торговли.

По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, объем продаж в интернете в 2016 году составит 0,9 трлн рублей, а в 2017 году — 1,1 трлн рублей.

Прямой эфир