Российские банки готовы перейти границу
Сразу несколько российских банков рассматривают возможности привлечения средств на внешних рынках капитала. Бинбанк, Абсолют-банк и «дочка» французской Societe Generale рассказали «Известиям» о планах по размещению евробондов. После введения санкций выходы российских компаний на внешние рынки стали крайне редкими. Но сейчас сильный рубль возвращает интерес к таким сделкам.
Как минимум три крупных банка рассматривают возможности размещения евробондов: принадлежащий бизнесменам Микаилу Шишханову и Михаилу Гуцериеву Бинбанк, косвенно контролируемый РЖД Абсолют-банк и ипотечный банк «Дельтакредит», входящий в группу Societe Generale (SG). Стабилизация в российской экономике и снижающиеся ставки делают размещения привлекательными для эмитентов.
— Бинбанк рассматривает возможность нового выхода на международный рынок долгового капитала в 2017 году, — рассказал «Известиям» директор департамента долгового финансирования и инвестиционно-банковских продуктов Бинбанка Денис Тулинов.
Этот банк уже выходил на международный рынок капитала в 2016-м, разместив еврооблигации на $150 млн. Инвесторами тогда выступили резиденты Гонконга, Сингапура, Цюриха, Женевы и Лондона.
Присматривается к международным рынкам капитала и «Дельтакредит».
— Мы внимательно следим за ситуацией на внешних долговых рынках и вместе с другими банками группы SG в России изучаем возможности выхода на них при благоприятной конъюнктуре, — сообщила «Известиям» финансовый директор банка «Дельтакредит» Елена Кудлик.
Начальник управления продаж казначейских продуктов Абсолют-банка Владимир Борисов сообщил, что банк «открыто смотрит на рынки капитала».
— Для принятия решения о внешнем займе в первую очередь руководствуемся экономической эффективностью, — пояснил он.
Мощное укрепление рубля открыло корпоративным заемщикам возможность вернуться на мировой рынок капитала. Прежде девальвация национальной валюты вместе с санкциями фактически закрывала для российских компаний внешние рынки. Однако оба фактора постепенно стали ослабевать. В прошлом году рубль вырос по отношению к доллару на 19%, к евро — на 26%. При этом ряд российских компаний смогли разместить евробонды даже вопреки санкциям. Например, Альфа-банк привлек $400 млн в ноябре 2016 года и еще $300 млн в декабре, при этом интерес зарубежных инвесторов превзошел первоначальные ожидания банка.
В итоге объем рынка евробондов российских эмитентов, включая суверенные размещения, достиг $186 млрд, увеличившись за год на 5,7% против падения на 15% в 2015-м.
— Ставки на российском долларовом рынке сейчас находятся вблизи исторических минимумов, — отмечает руководитель дирекции анализа долговых инструментов банка «Уралсиб» Ольга Стерина. — Среднесрочные бумаги качественных эмитентов дают доходность в 4%. Ставки для банков второго эшелона чуть выше, чем для заемщиков экстра-класса, и составляют 6-8%. Такие доходности были на рынке в 2013 году — до ввода санкций и начала рецессии в российской экономике.
По мнению Ольги Стериной, ставки для российских эмитентов привлекательны, и время выхода на рынок благоприятное, учитывая перспективы повышения ставки ФРС в текущем году. После повышения ставки ФРС, как ожидается, любые заимствования в валютах развивающихся стран станут менее выгодными для компаний из этих стран.
Впрочем, многие банки не хотят рисковать, выходя на международные рынки капитала. Большинству кредитных организаций хватает денег, привлекаемых от клиентов внутри страны для обеспечения фондирования. Кроме того, ликвидностью поддерживает банки и ЦБ.
— Многие банки сейчас успешно закрывают свои потребности в фондировании за счет привлечения средств от физлиц — самого дешевого источника, — пояснил директор департамента операций на финансовых рынках банка «Русский стандарт» Максим Тимошенко. — Ставки по депозитам стабильно снижаются.
По данным ЦБ, в первой декаде января средняя максимальная ставка в топ-10 банках, привлекших наибольший объем средств физлиц, составила 8,4%. С начала 2016 года этот показатель потерял более чем 1,5 процентного пункта.
Ставки на зарубежных рынках не всем кажутся привлекательными. Директор департамента международного бизнеса Уральского банка реконструкции и развития Сергей Сисошвили считает их высокими.
— Привлекая дорогие средства на внешних рынках и далее хеджируя валютный риск, мы будем вынуждены финансировать клиентов по неподъемным ставкам, — уверен Сергей Сисошвили. — Сейчас это никому не интересно — ни предприятиям, ни банкам. Еще одним сдерживающим фактором является настороженное отношение иностранных инвесторов к России: существующие санкции, лишение банковских лицензий, падение ВВП.
Дешевле всех традиционно может привлечь средства суверенный заемщик. Например, Минфин размещал евробонды осенью прошлого года под 4%, банки первого эшелона — с премией к этой ставке (например, Альфа-банк разместился в декабре под 8%), прочие банки — по еще более высоким ставкам. Доходность любого размещения складывается из межбанковской ставки размещения (например, лондонская LIBOR) и риска на конкретного заемщика. Чем менее он надежен, тем дороже размещение.
По мнению Сергея Сисошвили, для зарубежных партнеров работа в нынешних условиях с российскими банками несет риски. Поэтому игроки финансового рынка «ожидают стабилизации, и только потом начнут предпринимать какие-то действия».
Три крупнейших внешних заемщика среди банков (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) из-за санкций сейчас не могут привлекать средства за границей. При этом на 2017 год у них запланированы погашения прежних валютных кредитов. Сбербанк уже в феврале–марте гасит три эмиссии в долларах и швейцарских франках, Группа ВТБ — шесть траншей в долларах, франках и австралийских долларах, Газпромбанк — три выпуска в долларах и китайских юанях.
В пресс-службе Сбербанка «Известиям» сообщили, что банк погасит все свои обязательства «точно и в срок», при этом «активность банка на внешнедолговом рынке будет соответствовать всем применимым санкционным ограничениям».