«Послания» дошли до адресатов
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![«Послания» дошли до адресатов](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/article-2017-05/81dca5c29875b23ee62f8fc51e24a529.jpg?itok=KA7ATv40)
«Послание к человеку» — один из трех старейших кинофестивалей страны — прошел в Санкт-Петербурге в 26-й раз. За последние два года фестиваль под руководством его президента Алексея Учителя пережил заметную трансформацию.
— В этом году фестиваль «Послание к человеку» побил свой прежний рекорд по количеству принятых заявок: 7 тыс. фильмов самых разнообразных жанров были присланы в адрес отборочной комиссии, — рассказал «Известиям» Алексей Учитель. — Это значит, что наш фестиваль не только сохраняет репутацию, созданную благодаря Михаилу Литвякову и другим отцам-основателям, но и становится более престижным, значимым.
Фестиваль строился по новой формуле: конкурсы документального, короткометражного и анимационного кино по-прежнему в центре, но рядом, в соседних залах, показали игровые артхаусные хиты — фильмы Кена Лоуча и Пола Верховена.
Картину Верховена «Она» приехала представлять французская звезда Изабель Юппер, символически выстрелившая из пушки в Петропавловской крепости (в прошлом году на ее месте была Настасья Кински). А открытие фестиваля прошло на Дворцовой площади, где несколько тысяч человек под дождем героически смотрели фильм «О, интернет: грезы цифрового мира» Вернера Херцога в присутствии самого автора. Стопроцентно документальную, посвященную соблазнам и опасностям виртуального мира, картину, имя Херцога и форма подачи сделали максимально зрительской.
Сетка программ «Послания» была сверстана так, чтобы зритель, пришедший на картину «Тони Эрдманн» Марен Аде (вероятный фаворит оскаровской гонки), заглянул в соседний зал, где крутят экспериментальные короткометражки, авторскую анимацию или ретроспективные работы классиков документального кино — легендарных Криса Маркера и Фредерика Уайзмана. Кстати, 86-летний Уайзман в будущем году получит почетный «Оскар» за вклад в кинематограф, а в качестве своеобразной репетиции «Послание» наградило американского ветерана своим призом.
Каждый конкурс (их было официально три, а фактически пять) судило свое авторитетное жюри: всего их насчитывалось шесть, включая студенческое. Большое международное возглавлял бельгийский режиссер Густ ван ден Берхе, надежда европейского авторского кино: его фильмы показывались в программе «Кино сверхреальности». Также в жюри вошли писатель Джонатан Литтелл, автор нашумевшей «Благоволительницы», известные режиссеры Ханна Полак, Александр Расторгуев, Иван И. Твердовский.
Одним из главных претендентов на главный приз считался фильм Виталия Манского «В лучах солнца», снятый в конфликте с властями Северной Кореи. Картина получила приз международной кинокритики ФИПРЕССИ и приз российской прессы, однако у главного жюри оказались другие предпочтения.
В документальном полнометражном конкурсе главной награды удостоилась сербская лента «Глубина два» — чрезвычайно смелая по содержанию и форме. Режиссер Огнен Главонич рассказывает историю истребления группы албанцев, преимущественно женщин, стариков и детей, чьи тела были обнаружены в 2001 году в пригороде Белграда.
Лучшим короткометражным документальным фильмом стала работа «Я не отсюда» Маите Альберди (Чили, Дания, Литва), а лучшим короткометражным игровым — «Импорт» режиссера Эны Сендияревич (Нидерланды).
В российском национальном конкурсе также победило радикальное кино. Главный приз разделен между дебютным фильмом «Огонь», в котором дебютантка Надя Захарова экспрессивно монтирует поэтические визуальные образы, и «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич — субъективный портрет известного политика.
В этом году фестиваль, сохраняя профессиональный уровень, сделал принципиальный шаг к своему адресату — зрителю.
Справка «Известий»
«Послание к человеку» — старейший российский фестиваль документального кино, ежегодно проходящий в Санкт-Петербурге. В этом году за семь дней на фестивале было показано 205 документальных, игровых и анимационных фильмов в трех конкурсных и нескольких параллельных программах.