Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Идеология слабости

Политолог Евгений Кожокин — о том, почему нынешняя российская оппозиция застряла в прошлом
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Григорий Алексеевич Явлинский — человек-символ, символ прекрасной надежды российской интеллигенции на справедливое мироустройство, на честную политику, на взаимопонимание и сотрудничество демократической, свободной России с демократическим, свободным Западом. Он всегда выступал за экономику без откатов, без рейдерства и кумовства. У него совершенно незапятнанная репутация.

И все же...

Григорий Алексеевич перестал понимать (а может, и не понимал никогда), что главное в демократии — люди: несовершенные, простые и сложные, умные и глупые, иррациональные и разумные. Но мнение всех их исключительно важно для человека, искренне верящего в идеалы демократии.

Рассуждая о Крыме, Григорий Алексеевич говорит о международно признанных границах, о реакции других стран, о безопасности нашей страны. Но он не говорит об одном — не говорит потому, что даже думать об этом не хочет. О мнении и желаниях двух миллионов человек, живущих в Крыму, думавших в 2014 году, думающих и сейчас, прежде всего о своей личной безопасности и безопасности своих семей. Не интересуясь этими людьми, Григорий Алексеевич строит красивые фразы о дорожной карте и чуть-чуть не договаривает. Но слово «аннексия» в его устах всё выдает — его карта с его дорогой ведут к тому, чтобы вернуть Крым Украине.

Григорий Алексеевич, а население пойдет в прикупе с полуостровом?

Простите, Григорий Алексеевич, но вы больше не демократ, как не демократы американские, британские и многие прочие господа, требующие возвращения Крыма Украине.

У Явлинского, как, к сожалению, у многих других, считающих себя демократами и либералами, сохраняются, увы, уже далеко не юношеские иллюзии, а закоренелые заблуждения по поводу Запада. Политические элиты Запада — не плохие и не хорошие. Они нормально эгоистичные, и отстаивают они свои интересы. Хотя различия в интересах европейских и американских элит есть. У первых гораздо больше совпадений с нашими интересами.

Но в Европе не изжит мюнхенский синдром, когда, как в 1938 году, ради сохранения спокойствия и dolce vita они предали свои национальные интересы.

И сейчас европейцы поддаются давлению Вашингтона даже во вред самим себе.

Все эти простые вещи, борясь за демократию в России, мы должны понимать. С этим пониманием нам предстоит жить и не уповать на чью-либо помощь, добиваясь развития демократии в нашей стране. Демократия здесь нужна только нам — россиянам: русским, татарам, чеченцам, чувашам... Всем гражданам России, ибо без демократии капитализм отвратителен.

Григорий Алексеевич, вам не хватает веры в свою страну и даже в самого себя. И поэтому вы культивируете идеологию слабости. Слабость вы пытаетесь лечить импортными лекарствами. У них красивые обертки, но они не лечат, они усугубляют болезнь.

Для США и для значительной части политических элит стран Евросоюза мы — проигравшая сторона в холодной войне, и они считают, что мы должны вести себя так, как подобает побежденным.

Слушаться победителей и уступать, уступать, уступать.

За каждую уступку с нами готовы расплачиваться красивыми словами о том, что «мы идем по правильному пути».

Мы уступили безнадежно много. И если не хотим полного саморазрушения как политическая нация, как социум, мы больше не пойдем на уступки. Уверенная в себе нация — это и важнейшая предпосылка здоровой экономики. И эти простые выстраданные максимы — составная часть нашей демократической идеи сегодняшнего и завтрашнего дня. А вы, Григорий Алексеевич, остались в прошлом, в том прошлом, в котором вы многое сделали для российской демократической идеи и для демократии в целом.

Григорий Алексеевич, выборы скоро пройдут, и у вас будет много свободного времени. Съездите в Крым. Не ради политики, а ради истории, большой истории, в которой, конечно, место вам уже отведено.


Автор — проректор МГИМО (У) МИД России

Все мнения>>

Комментарии
Прямой эфир