Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На саммите в Швейцарии решили привлечь к диалогу все стороны конфликта на Украине
Мир
Саркози выступил против принятия Украины в Евросоюз
Мир
Глава МИД Мексики указала на необходимость участия РФ в переговорах по Украине
Происшествия
Трассу М-4 «Дон» временно перекрыли из-за массового ДТП
Мир
Bloomberg рассказало о возможном уходе французов с нигерийского уранового рудника
Спорт
За первые три дня Игр БРИКС сборная России завоевала 160 медалей
Мир
Салливан заявил о желании США узнать мнение Китая об инициативе Путина
Мир
Журналист Карлсон назвал Байдена умирающим у всех на глазах инструментом демократов
Мир
Еврочиновники сравнили ситуацию во Франции с Brexit 2016 года
Общество
Столичная прокуратура взяла под контроль дело об отравлении людей в Москве
Спорт
Сборная Испания разгромила Хорватию в матче Евро-2024
Общество
К обучающимся по программе «Время героев» ветеранам СВО приехали жены и дети
Мир
Мелони связала разблокировку российских активов с мирным процессом по Украине
Мир
У берегов Йемена тонет загоревшееся после атаки хуситов судно
Общество
В Москве после случаев отравления едой возбудили уголовное дело
Мир
МИД Саудовской Аравии заявил о необходимости участия РФ в переговорах по Украине
Мир
Politico опубликовала высмеивающие ситуацию в Европе карикатуры

Минтранс рассматривает возможность создания Речного фонда

Ведомство хочет сформировать источник финансирования речной инфраструктуры по аналогии с дорожной отраслью
0
Минтранс рассматривает возможность создания Речного фонда
Фото: REUTERS/Ilya Naymushin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Министерстве транспорта России прорабатывается возможность создания Речного фонда по аналогии с автодорожной отраслью. Его источниками в первую очередь, как и для существующего с 2011 года Дорожного фонда, должны стать акцизные и инфраструктурные сборы.

Об идее создания Речного фонда «Известиям» рассказал заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Олерский. По его словам основным источником наполнения станет «безусловно акциз» и в меньшей степени — «инфраструктурные сборы». 

— Наша основная задача — снизить нагрузку на автомобильные дороги. Это можно сделать путем перемещения части грузов на железнодорожный и внутренний водный транспорт. Но это невозможно сделать административными методами, только экономическими. А для этого необходимо привести в порядок инфраструктуру. А на это нужны деньги, — говорит Виктор Олерский.

Помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин уверен, что для развития внутренних водных путей необходимо иметь средства, поступающие от пользователей рек. Однако в случае внутренних водных путей сложным моментом выступает тот факт, что контроль за реками осуществляется сразу рядом ведомств — Минприроды, Минэнерго и Минтрансом.

— Но в целом мне кажется, что сама идея эта правильная. Не знаю, будет это фонд или, может быть, какие-то субсидии, но что-то необходимо делать, — уверен Игорь Левитин.

По его мнению, по рекам, так же как и по автомобильным дорогам, необходимо выйти на стопроцентное финансирование содержания. К сожалению, по его словам, размеры федерального бюджета не позволяют достичь этого показателя. Более того, в европейской части страны, где функционирует Единая глубоководная система (ЕГС), существуют три лимитирующих участка (Городецкие шлюзы, Нижне-Свирский шлюз, Нижний Дон). По словам Игоря Левитина, для снятия этих ограничений и увеличения глубины до необходимых отметок необходимо 80 млрд рублей. При наличии Речного фонда средства были бы направлены именно на ликвидацию узких мест, не сомневается он.

— Вопрос создания Дорожного фонда обсуждался 10 лет. Сколько будет обсуждаться создание Речного — не знаю. А вдруг повезет, и на Госсовете решение будет принято, — предположил Игорь Левитин, говоря о заседании, которое должно состояться 17 августа 2016 года.

Текущее финансирование содержания внутренних водных путей осуществляется за счет федерального бюджета в объеме 60% от нормативно установленного — 13 млрд рублей из необходимых 21–22 млрд рублей, сообщил Виктор Олерский. В то же время средства для ликвидации узких мест в этом объеме финансирования не предусмотрены. Более того, по его мнению, средства Речного фонда могли бы быть направлены и на поддержку судостроения.

На поддержку судостроения надеется и генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов. Сейчас его компания приобретает два круизных судна предварительной стоимостью 6,4 млрд рублей. Однако о расширении объема заказа речи пока не идет, поскольку данный контракт, по словам Константина Анисимова, очень финансово сложен и дорогостоящ. В данном случае средства на закупку судов выделяются через Минпромторг Объединенной судостроительной компании (ОСК), которая, в свою очередь, через свою лизинговую компанию передает их заводу, выбранному для реализации проекта.

— К созданию Речного фонда я отношусь положительно. Лишь бы это было поддержано государством. Конечно, если бы был какой-то фонд, особенно для строительства нового флота было бы неплохо, — сообщил он «Известиям».

Сейчас в России флот круизных кораблей состоит из 130 единиц, из которых 90 осуществляют работу. Причем, по данным заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Сергея Корнеева, средний возраст судов для речных круизов — 43 года.

— На ходу 90 судов, в затонах еще 30, но они уже вряд ли выйдут, так как требуют большого ремонта и модернизации. Каждый год будут списываться 5–10 судов, и лет через 10 останется 50–60, — полагает он.

Что касается инфраструктуры внутренних водных путей, то по словам главы Московского речного пароходства, согласно соответствующему постановлению правительства, стопроцентное финансирование будет обеспечиваться уже с 2018 года. На ликвидацию лимитирующих участков на ЕГС средства также, по его словам, уже предусмотрены.

— Планируется, что Городецкий гидроузел начнет строиться в 2017 году и будет построен к 2020 году, а Богаевский гидроузел примерно на год позже — к 2020–2021-му. На это требуется 40 млрд и 40 млрд рублей, — рассказал Константин Анисимов.

Эти средства, по его словам, заложены в стратегии развития речного транспорта до 2020 года.

Однако, судя по активной проработке вопроса создания Речного фонда, в то, что заложенные в стратегических документах объемы финансирования будут на самом деле выделены, сложно поверить.

По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаила Блинкина, гарантированные глубины и габариты судовых ходов — это прежде всего вопрос денег. Поэтому с созданием Речного фонда, так же как с Дорожным, реализация которого обсуждалось многие годы, затягивать не имеет смысла.

— Мировой опыт есть. Это надо сделать, — такое мнение высказал Михаил Блинкин в рамках национального туристического форума «Реки России», который состоялся накануне в Тверской области.  

Сейчас, согласно докладу заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрия Костина, сделанному на форуме, общая протяженность сети внутренних водных путей в России составляет около 101 тыс. км. При этом глубина на 1756 км, или 25% от всей протяженности сети, ниже нормативной — менее 4 м.

— Особенностью перевозок внутренним водным транспортом является тот факт, что их эффективность зависит от состояния инфраструктуры и пути. При нарушении фактических глубин судовладельцам приходится уменьшать загрузку судов, что, в свою очередь, уменьшает эффективность рейсов, — отметил Юрий Костин.

Из-за существующих «узких» мест на сети внутренних водных путей отменено значительное количество рейсов.

— По оценкам экспертов, в 2015 году по этой же причине не состоялось около 30% круизных рейсов, — сообщил он.

При этом, по его словам, существующие проблемы с инфраструктурой возникли в том числе из-за длительного периода недофинансирования ее содержания.

Комментарии
Прямой эфир