Россия планирует создать зоны свободной торговли с 12 странами
В правительстве рассматривают возможность создания свободных экономических зон не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. В сентябре будет подготовлен подробный отчет о перспективах подписания соглашений о свободной торговле (ССТ) c 12 странами. В шорт-лист вошли: Египет, Израиль, Индия, Китай, Индонезия, Иран, Камбоджа, Республика Корея, Венесуэла, Никарагуа, Перу, Чили. Как пояснили в Министерстве экономического развития, вопрос о заключения соглашений о свободной торговле регулярно поднимается торговыми партнерами России на различных уровнях, в том числе на двухсторонних межправительственных комиссиях.
Между тем Россия входит Евразийский экономический союз наряду с такими странами, как Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Это накладывает определенные обязательства на российскую сторону, и заключение подобных соглашений не может производиться без учета интересов всех стран — участниц ЕАЭС.
— Наряду с увеличением числа ССТ наблюдалось и расширение географии регионального торгово-экономического сотрудничества. Так, если исторически ССТ заключались с участием государств, близких территориально, то в настоящее время можно говорить о создании значительного числа кросс-региональных ССТ, объединяющих государства, не только не имеющих обшей таможенной границы, но и в ряде случаев расположенных на различных континентах, — пояснили в Минэкономразвития.
Подобные соглашения предусматривают гораздо более глубокую взаимную либерализацию в сфере торговли товарами и услугами, инвестиционного сотрудничества, чем уже имеющиеся многосторонние обязательства России, поэтому возможная экономическая интеграция за пределами постсоветского пространства должна отвечать не только текущим, но и стратегическим интересам национального бизнеса и экономики. Ведь заключение подобных соглашений влечет за собой изменения условий доступа на рынок страны: отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения по товарам.
— Необходимо также учитывать весь комплекс интересов и рисков, связанных с глубокой взаимной либерализацией, в том числе в областях, которые относятся к внутренним мерам регулирования предпринимательской деятельности и торговли, — отметили в ведомстве.
В связи с этим российской стороной будет произведена оценка баланса выгод и потерь от подобных соглашений и планируется проработать различные варианты их охвата в зависимости от предполагаемой экономической интеграции и наличии у стран — партнеров по ЕАЭС аналогичных соглашений.
Подливает масла в огонь и то, что в прошлом году США и Япония договорились с 11 странами о создании крупнейшего торгового союза. По задумке Штатов Транстихоокеанское партнерство должно снизить экономическое влияние Китая и его партнеров в рамках АСЕАН и АТЭС на международной арене. По экономическим прогнозам новый союз будет контролировать 40% всей мировой торговли. Естественно, Россию в этом союзе не ждут.
По мнению исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Мурычева, поиск потенциальных партнеров связан в первую очередь не с ответом США на их новое партнерство, хотя и этот мотив присутствует, а в большей степени с будущим развитием самой России.
— Инициатива идет в рамках ЕАЭС. Расширять состав торговых партнеров такими ускоренными темпами, конечно, не стоит. Нужно для начала углубиться во внутренние торговые отношение и развивать их. Но это правильная программа развития, и сейчас идет поиск потенциальных партнеров, лояльных к России, с которым есть опыт торговых отношений и есть желание увеличивать товарооборот, совместные прямые инвестиции и создавать новые производства. Нам есть что предложить в рамках свободной торговли, — отметил Александр Мурычев.
Напомним, что первым международным документом о зоне свободной торговли между ЕАЭС и третьей стороной стало соглашение с Вьетнамом, которое было подписано в мае 2015 года. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами ЕАЭС и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров.