Развозжаев и фигуранты дела «Оборонсервиса» рассчитывают на амнистию

Защита активиста «Левого фронта» Леонида Развозжаева, осужденного за организацию массовых беспорядков, не исключает, что он, а также другие проходящие по этому же делу могут попасть под амнистию, если в России успеют принять поправки в Уголовный кодекс о коэффициентах при исчислении срока наказания с учетом времени, проведенного арестантами в СИЗО. Аамнистия также может коснуться некоторых фигурантов уголовных дел о крушении поезда в Московском метрополитене, авиакатастрофе в аэропорту Внуково, а также осужденных по делу «Оборонсервиса».
Под амнистию к 70-летию Победы, проект которой Владимир Путин внес в Госдуму, могут попасть до 60 тыс. заключенных и до 200 тыс. условно осужденных. Амнистия будет действовать полгода. На свободу могут выйти люди, осужденные на сроки не более 5 лет, совершившие преступления по неосторожности (около 3,3 тыс. человек), а также несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет включительно за умышленные преступления, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы (400 человек). На амнистию могут рассчитывать и те осужденные, кому осталось сидеть менее года, — таких в России около 50 тыс. человек.
Последний вариант считают перспективным защитники активиста «Левого фронта» Леонида Развозжаева. В июле 2014 года Мосгорсуд приговорил его, а также координатора движения Сергея Удальцова к 4,5 года заключения каждого по делу об организации массовых беспорядков на Болотной площади в мае 2012 года. Развозжаеву зачли в предстоящий срок время, проведенное им в СИЗО с октября 2012 года. Удальцов с февраля 2013 года находился под домашним арестом. Обоих этапировали в колонию общего режима.
Дело против Удальцова и Развозжаева по ч. 1 ст. 212 УК РФ («Организация массовых беспорядков») было возбуждено Следственным комитетом России 17 октября 2012 года после проверки фактов из фильма «Анатомия протеста-2», который вышел на канале НТВ 5 октября. Эта статья считается тяжкой — наказание до 10 лет лишения свободы. Согласно проекту постановления об амнистии к 70-летию Победы, ее действие не распространяется на осужденных по статье 212 УК, однако защитники Развозжаева не теряют надежду.
— В тексте амнистии есть один пункт, который может быть применен к Развозжаеву, — рассказал «Известиям» адвокат Дмитрий Аграновский. — Речь идет о сокращении наказания для тех, кому осталось отбывать срок менее года. При варианте амнистии 1995 года этот пункт затрагивал абсолютно всех осужденных, без ограничений. В том числе и осужденных за убийства.
По словам адвоката, формально Развозжаеву еще сидеть около 2 лет, однако защита надеется на принятие поправок в ст. 72 УК («Исчисление сроков наказания и зачет наказания»), которые в феврале этого года внес в Госдуму член фракции КПРФ Константин Ширшов. Он предлагает применять коэффициенты при исчислении срока наказания с учетом времени, проведенного осужденными под стражей. Например, один день в СИЗО засчитывать как два дня в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии или как три дня в колонии-поселении. Коэффициент не будет применяться, если осужденный отбывает срок в тюрьме, колонии особого и строго режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа. Этот законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.
— Если закон о пересчете будет принят, он будет иметь обратную силу и распространит свое действие на уже осужденных людей, — добавил Аграновский. — По нему могут пересчитать срок Развозжаеву, Удальцову и всем осужденным по «Болотному делу», после они уже могут попасть под действие амнистии.
В случае принятия закона на амнистию сможет рассчитывать и фигурантка громкого дела о хищениях в «Оборонсервисе» экс-глава военно-картографической фабрики Минобороны Наталья Дынькова. В 2014 году ее осудили на 3 года лишения свободы по ст. 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»).
— Конечно, Дынькова рассчитывает на амнистию, — рассказал «Известиям» ее адвокат Александр Васильев. — У нее достаточно много совпадений по параметрам амнистии. Ей уже больше 50 лет, она впервые совершает преступление.
Дынькова подходит под амнистию также и потому, что по ст. 165 УК РФ максимальный срок наказания составляет 5 лет. А в нынешней редакции законопроекта уже одно это обстоятельство автоматически означает применение амнистии к человеку — правда, если преступление было совершено по неосторожности.
Еще один претендент на амнистию — сын Дыньковой Николай. Он был приговорен к 2 годам колонии-поселения в том же 2014 году. Поскольку Николай Дыньков впервые совершил преступление и до окончания срока ему остался год, он также попадает под амнистию.
На помилование надеются и фигуранты другого громкого уголовного дела о крушении самолета с главой французской корпорации Total Кристофом де Маржери в столичном аэропорту Внуково. Как заявил «Известиям» адвокат диспетчера старта Романа Дунаева, обвиняемого по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»), амнистия может быть применена и к его клиенту.
— Когда акт об амнистии вступит в законную силу, мы будем рассматривать возможность применить этот акт к обвиняемому Дунаеву, — сообщил «Известиям» адвокат Игорь Чернецкий.
В ходе расследования крушения были арестованы авиадиспетчер Александр Круглов, ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Владимир Леденев, диспетчер-стажер Светлана Кривсун, руководитель полетов Внуковского центра управления воздушным движением Роман Дунаев и водитель снегоуборочной машины, с которой самолет столкнулся при взлете, Владимир Мартыненко. Сейчас Дунаев находится под домашним арестом, как и Светлана Кривсун. Трое других фигурантов — Круглов, Леденев и Мартыненко — находятся в СИЗО. На амнистию по всем параметрам может рассчитывать и главный обвиняемый — Владимир Мартыненко, который был за рулем снегоуборочной машины. Ему более 55 лет, он впервые на скамье подсудимых, и ему инкриминируется нетяжкое преступление.
Согласно проекту амнистии, на прощение могут рассчитывать и основные фигуранты дела об аварии в столичном метро летом 2014 года, которая унесла жизни 23 человек. Как рассказал «Известиям» адвокат старшего дорожного мастера пути Валерия Башкатова Сергей Князькин, защита рассмотрит вопрос о применении амнистии только в одном случае — если суд вынесет обвинительный приговор.
— Защита полностью уверена в невиновности Башкатова, однако суд может посчитать иначе, — рассказал «Известиям» Князькин. — И если приговор будет обвинительным, мы вправе рассчитывать на амнистию и будем ее добиваться.
У Валерия Башкатова есть все шансы на амнистию в этом случае: ему 67 лет, он впервые обвиняется в преступлении по нетяжкой статье УК.