Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нынешние бомбардировки Йемена, предпринятые Саудовской Аравией под предлогом необходимости водворить на законное место изгнанного мятежниками президента этой злополучной страны, вызвали полное понимание Госдепартамента США. То, что действия саудитов законны и приемлемы, сообщила публике сама Псаки.

При этом год назад, когда йеменского типа коллизия возникла на Украине — там мятежники изгнали законного президента Януковича, — США решительно поддержали устроителей государственного переворота, признали их законной властью, подлежащей всяческой защите и покровительству со стороны Соединенных Штатов. Год назад Киев не бомбили, но если бы какая-нибудь соседняя держава решила подобно саудитам водворить Януковича на прежнее место — тем более с применением бомбардировочной авиации — реакцию США и возглавляемого ими мирового сообщества нетрудно смоделировать.

На эту тему есть множество поучительных басен и парабол. Можно вспомнить дедушку Крылова: «Волк, близко обходя пастуший двор // И видя, сквозь забор, // Что, выбрав лучшего себе барана в стаде, // Спокойно Пастухи барашка потрошат, // Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде: // «Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, // Когда бы это сделал я!».

Можно вспомнить историю про сиамского принца, который в феврале 1917 года обучался в Петрограде в Пажеском корпусе и радостно приветствовал революцию, тут же нацепив красный бант. Будучи спрошенным, сообразно ли члену сиамского королевского дома приветствовать такие дела — ведь подобное может и в Сиаме случиться, принц улыбнулся тонкой восточной улыбкой и отвечал: «Сиам — совсем другое дело».

Можно употребить выражение «двойные стандарты». Можно, наконец, констатировать: «Они уничтожили меру вещей, созданную цивилизацией». Ибо можно мерить какой угодной мерой, но мерить единообразно. Когда же мера произвольно варьируется в зависимости от того, что измеряют, это значит, что меры более нет вообще.

А где нет меры вещей, там господствуют законы первобытного леса — добро пожаловать в прекрасный новый мир. В сущности, довольно старый. Во все века сильный творил, что хотел, и оправдывал свои деяния с большей или меньшей долей лицемерия. То, что творится сейчас, производит особо яркое и выпуклое впечатление, поскольку совпали два фактора. С одной стороны, Соединенные Штаты провозгласили, что им есть дело до всего, что происходит в подлунном мире, то сеть претензии на вмешательство носят всеобъемлющий характер. С другой стороны, уровень лицемерия тоже зашкаливает.

Завоеватели прошлого были в этом отношении много честнее, а равно циничнее. Наполеон и Гитлер исходили скорее из принципа «Сила — так и не дает ответа» и гораздо меньше говорили — если говорили вообще — про неслыханные блага свободы и процветания, которые приносят их вмешательство. Здесь, вероятно, отчасти сказываются традиции англосаксонской культуры. При том, что лицемерие — порок общечеловеческий, всё же никакая другая культура в своих высоких образцах не уделила столько внимания обличению этого греха. Возьмем хоть английскую литературу XIX века. Обыкновенно так обличают то, что зашкаливает.

Сочетание гипокризии («мягкой силы») и экспансионизма («грубой силы»), причем когда и то и другое является в гигантских размерах, вызывает соответствующую реакцию. Тут не только верующие, но даже и неверующие могут вспомнить, кто еще сочетает подобные качества и кого называют лжецом и человекоубийцей.

Впрочем, вспомнили довольно давно. На днях исполнилось 16 лет гуманитарным бомбардировкам Сербии. Тогда реакция на лицемерие действительно была шоковая. Перед американским посольством в Москве бушевала толпа, и для многих — и даже очень многих — тогда начался процесс переосмысления многих доселе не подвергавшихся сомнению догм. «Мы так Вам верили, товарищ Клинтон, как, может быть, не верили себе» — а в 1999 году перестали верить. Собственно, тогда начался процесс, приведший сегодня к 86-процентному рейтингу Путина.

Теперь же очередное выступление Псаки и очередное использование эластичной меры вещей — на сей раз с Йеменом и саудитами — никого особенно не потрясло, разве что дало очередной повод для зубоскальства. Но в принципе такая реакция хуже для sujet de question, нежели бурные протесты 1999 года.

Тогдашнее негодование было кризисом веры во всеблагость заокеанской державы, каковые кризисы, вообще говоря, всякую веру сопровождают и иногда она от этого в итоге делается только крепче. Тогда это была только духовная развилка. «Я знаю, что все повеления далекого хозяина есть чистейшее добро. Или все-таки нет?».

К 2015 году внутренняя борьба сменилась хладнокровным «<Говори, говори>, приятно слушать». Повиновение далекому хозяину теперь возможно только за страх, причем и страх-то тает на глазах. Повиновение ему за совесть — удел совсем малого стада.

Когда на упреки в двойных стандартах представители высшей идеологии отвечали: «Ничего, слушать будете стоя», они не учли, что при таком образе общения верных рабов почти не останется, будут одни рабы лукавые, да и тех будет делаться всё меньше. Цена лицемерия, ничего не попишешь.

Комментарии
Прямой эфир