Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Очень нужный и своевременный фильм

Писатель Вадим Левенталь — о том, чем плохо кино «Левиафан» Андрея Звягинцева
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Левиафан» Звягинцева получил «Золотой глобус» и, скорее всего, получит «Оскар» в той же номинации — «За лучший иностранный фильм». Режиссер и продюсер настаивают на том, что они снимали общечеловеческую историю, которая знакома и понятна любому из жителей пяти континентов. Какая разница, что действие происходит именно в России, подумаешь? Тем более что изначальным импульсом для идеи фильма послужила история, случившаяся в Штатах. Всё это твердят из раза в раз создатели фильма, как будто хотят заранее отвести от себя подозрения в том, что они снимали кино про сугубо русские ужасы в расчете на русофобские фестивальные аплодисменты — не исключено даже, что в самоощущении это так и есть.

Тем не менее нужно признать, что фильм у них получился, как бы сказал Ленин, очень нужный и своевременный. Именно в тот момент, когда всему миру вешают на уши лапшу про ужасного русского медведя, который опять, как и в 1945-м, по словам украинского премьера, угрожает свободе всех добрых людей, появляется фильм, в котором все возможные ужасы по случайному стечению обстоятельств происходят именно в России. Так получилось, что субъективно снимали библейскую притчу, а объективно — сняли кино про «рашку»; как говорится, в умелых руках всё что хочешь балалайка.

Впрочем, всё это, конечно, дело десятое, главный вопрос — как кино-то? Ну как, как. Как всегда у Звягинцева. Формально красивое, технично снятое, смонтированное и озвученное, кадры выше всяких похвал, иногда даже немного слишком великолепные, с угрюмой и почти убедительной игрой прекрасно подобранных артистов, со вкусом найденной натурой и ветхим домом, в котором живет суровый русский мужик.

При этом кино насквозь фальшивое, ложно многозначительное, с удивительными вампуками в сюжете и прямолинейное, как удар молотком по голове. Начиная с «Возвращения», Звягинцев неизменно берет зрителя за грудки и глушит по затылку какой-нибудь тяжеленной метафорой, обязательно говорящей о Боге, причем для верности несколько раз подряд, как несколько раз в «Левиафане» повторяются слово в слово одни и те же диалоги.

Фильмы Звягинцева склеены из готовых деталей, как какой-нибудь пластмассовый самолетик. Это всегда так, и «Левиафан» не исключение. Если чиновник, то обязательно продажный кровопийца, если большой священник, то обязательно лицемер, а если маленький — то непременно «духовный». Водку тут пьют стаканами и из горла, в машине слушают «Владимирский централ», иконки на торпеде соседствуют с голыми красотками, а на месте несправедливо отнятого у главного героя уютного дома ставят роскошный храм. Ах, да. Пока герой пьет водку из горла, по телевизору показывают новости про «Пусси Райот», а в финальной проповеди местный злодей-архиерей клеймит пляски в храме.

Впрочем, живая жизнь и здравый смысл находят способ отомстить за себя самым неожиданным образом. Ибо «Левиафан» был задуман как фильм о драме Иова, а получился фильмом про то, что бабы дуры и всё зло от баб. Ведь если главная героиня не соблазнила бы лучшего друга своего мужа, то «ничего бы не было»: ей бы не пришлось потом бросаться со скалы в море, а на главного героя не повесили бы ее убийство. При этом роковой шаг героини не оправдывается никак — она просто поднимается в номер к московскому гостю, а почему вдруг, так и остается неясным. Как будто и в самом деле уж такое баба существо, что просто не может не наставить мужу рогов при первом же удобном случае. При всей прогрессивности и режиссера, и его поклонников мне всегда казалось, что в действительности «философия» Звягинцева по-средневековому, в худшем смысле этого слова, мракобесна.

«Левиафан» плох, разумеется, не потому, что он про русские ужасы. Искусство всегда занимается критикой действительности. Социальной действительности в том числе. Можно до бесконечности перечислять американские, европейские, японские фильмы про то, как ужасна жизнь и там, и тут. Фильм плох просто потому, что его автор — режиссер от ума, а не от таланта. Многие комментаторы вспоминают в связи с «Левиафаном» балабановский «Груз-200», ужас в котором, уж конечно, куда более ужасен, но который при этом придуман талантливо. Высказывание кино «Груз-200» действительно поднимается до общечеловеческого, экзистенциального уровня. Я бы добавил, что, так мне почему-то кажется, вздумай американцы награждать «Груз-200» как лучший иностранный фильм, его автор послал бы награждающих куда подальше.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением