Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Мы отстроили крепость Форт-Росс один в один»

Режиссер Юрий Мороз — о Русской Америке, умных телесериалах и социальном театре
0
«Мы отстроили крепость Форт-Росс один в один»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прокат вышел фантастический экшен «Форт-Росс: В поисках приключений» — о путешествии трех наших современников в позапрошлый век, когда будущие декабристы обороняли Русскую Америку от пиратов и индейцев. Корреспондент «Известий» встретился с режиссером картины Юрием Морозом.

— У проекта была длинная предыстория. 

— Еще в 2009 году друг Дмитрия Харатьяна (продюсер фильма. — «Известия»), журналист и телеведущий Дмитрий Полетаев написал сценарий об истории крепости Форт-Росс — опорного пункта российской экспансии в Америке. Мы долго пытались его запустить, но не получалось. Тогда я посоветовал Полетаеву сделать на основе сценария книгу. Она вышла в 2010 году. Мы продолжали искать финансирование, переписывали сценарий, рылись в архивах. Оказалось, что прапрадед Димы Харатьяна как раз служил в Российско-Американской компании. Взяв за основу этот частный сюжет, в 2011-м мы сняли документальный фильм «Русская Америка», где постарались рассказать историю освоения русскими Калифорнии. Эта картина в итоге очень помогла нам — мы собрали бюджет: деньги и Министерства культуры, и Фонда кино, и частные инвестиции.

— Какова была география съемок?

— Начинали с локальных экспедиций — в Москве, Петербурге, Калифорнии, где находится исторический Форт-Росс, который, к сожалению, сейчас выглядит очень современно. Поэтому для съемок событий 1812 года мы построили его заново — в натуральную величину: в Белоруссии нашлась подходящая территория. Здесь же мы строили пиратский трехмачтовый корабль, который затем по частям перевезли на Мальту — традиционное место для водных съемок. На Мальте мы отсняли и остальные локации «исторической Калифорнии» — пиратскую деревню и испанскую миссию.

— В фильме заняты также иностранные актеры. Как работалось с ними?

— Большой разницы я не обнаружил — кроме присутствия переводчика. Снялось три испанских артиста. Из них в нашей стране больше известна Лайа Коста — по фильму «Три метра над уровнем неба. Я тебя хочу». Прекрасная актриса, поразившая меня своим профессионализмом. Она пришла на кастинг с тетрадью, где детальным образом была разобрана ее роль, хотя никто от нее этого не требовал.

За всё время работы у нас с ней возникла только одна трудность. Лайу позвали сниматься в популярный испанский сериал про больницу, на роль больной раком девочки, и к нам на съемочную площадку она вернулась стриженная под ноль. Полфильма ей пришлось отходить в парике.

С Максимом Матвеевым, который сыграл главную роль тележурналиста Димы, я уже работал раньше в «Пелагее и белом бульдоге», поэтому знал, что при всей своей героической внешности он достаточно ироничен и идеально подойдет. Анну Старшенбаум я приметил после одного из первых ее фильмов. Совершенно отвязная девушка. По сюжету, ее героиня Марго — американка с русскими корнями, то есть не совсем стереотипная «русская красавица», более открытая, свободная. Была идея взять именно американскую актрису, но Анна подошла лучше.

— Вы начали карьеру режиссера с фантастической картины «Подземелье ведьм» по Киру Булычеву, однако не возвращались к этому жанру больше 20 лет. Сейчас проще или сложнее оказалось снимать такое кино?

— Фантастика — особый жанр со своими законами и устойчивыми амплуа героев. Как правило, это очень дорогое кино с большим объемом графики. Для меня этот технический момент сейчас был особенно интересен. Когда мы снимали «Подземелье ведьм», графики еще не было. Весь инопланетный антураж создавался с помощью комбинированных съемок и масштабных декораций: мы вручную строили все эти космические корабли. Фильм по тем временам вышел достойный.

Однако с тех пор технологии быстро ушли вперед, а с ними и наши представления о том, как должна выглядеть фантастика, но мне нравится поступать наперекор. Я закончил очень «социалистическую» мастерскую Герасимова (во ВГИКе), где, конечно, не принимали такие фильмы, как «Подземелье ведьм». Но это не помешало мне его снять.

— Несколько лет назад вы анонсировали проект «Человек-амфибия». 

— Проект ждет своего часа. Еще нет итогового сценария — с участием профессионалов из США написано пять вариантов, и каждый имеет свои недостатки. Кроме того, из-за подводных съемок проект очень затратный. Только российских денег будет недостаточно. Ищем европейских партнеров. Может быть, работа начнется уже в следующем году.

— Вы снимали сериалы — как режиссер и как продюсер. Сейчас, наоборот, уходите с головой в кино. 

— Сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя: сейчас мне легче стало находить финансирование на кино. Но я не отказываюсь от сериалов навсегда. Всё зависит от конкретного материала — есть истории, которые просто не помещаются в формат кино. Раньше к телевизионному кино относились как к продукции второго сорта. Сегодня, благодаря американским и некоторым нашим картинам, это отношение изменилось.

Крупные имена стали работать и на телевидении. Однако надо понимать, что качественные, высокобюджетные проекты вроде «Белой гвардии» Сергея Снежкина или «Оттепели» Валерия Тодоровского не смогут полностью заместить поточную продукцию. 

— В свое время вы сделали очень уважительную к тексту романа экранизацию «Братьев Карамазовых». Вы наверняка видели и постановку Константина Богомолова в МХТ имени Чехова, где играет ваша дочь Дарья Мороз. 

— У нас с Константином был один материал, но совершенно разные задачи. Я хотел сделать именно академическую экранизацию классического романа, но это не значит, что с ним нельзя экспериментировать. Будь у меня такая возможность, я бы экранизировал только историю Смердякова — квинтэссенцию всего романа. К слову, в постановке Богомолова это одна из лучших и очень точных линий. В целом я принял его спектакль, выдвигающиеся экраны или песни меня не смутили. 

В театр и в кино ходят по разным причинам. Кто-то — для развлечения, а кто-то — в первую очередь студенчество, молодежь — узнать что-то о своей жизни. Их мучают вопросы, и где-то они должны получать на них ответы. Искусство обязано отвечать на запросы времени, и здесь у современной драматургии и современной режиссуры несомненный приоритет. Другой вопрос, насколько талантливо это сделано.

— В 2006 году вы сняли резонансный остросоциальный фильм «Точка». Планируете вернуться к подобной проблематике?

— Всё опять же зависит от материала. Мало просто зафиксировать проблему — для этого есть документальное кино. Нужно ее проанализировать, осмыслить. В этом отношении удачный пример — немецкий фильм «Гуд бай, Ленин», где после слома Берлинской стены сын пытается ради матери воссоздать ГДР в отдельно взятой квартире. Я помню, как мои родители тяжело переживали момент перехода от СССР к России, когда всё, во что они верили, оказалось разом перечеркнуто. Вот об этом бы хотелось снять фильм, но подходящего сценария пока не нашел.

Комментарии
Прямой эфир