Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Диагноз: имперский психоз?

Философ Сергей Роганов – о том, почему весь мир не может являться объектом попечения Соединенных Штатов Америки
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сенаторы Бенджамин Кардин (демократ) и Джон Маккейн (республиканец) внесли на рассмотрение конгресса законопроект, который позволит распространить действие пресловутого «акта Магнитского» на все страны. 

Эта инициатива называется, ни много ни мало, «Актом о глобальной подотчетности в области прав человека», и ответственным за мировой порядок назначен президент США — именно он должен публиковать и обновлять списки лиц, которые несут ответственность «за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека». 

Бен Кардин, известный как инициатор «акта Магнитского», полагает, что «крупные нарушители прав человека от Зимбабве до Украины и от Гондураса до Папуа — Новой Гвинеи предупреждены», а Джон Маккейн считает, что законопроект отвечает национальным интересам США. 

Конечно, можно спокойно считать, что «акт Магнитского» последовал за отменой поправки Джексона–Вэника по отношению к России и последующий обмен любезностями между нашими странами —всего лишь преходящая турбулентность в развитии отношений, однако атмосфера и комментарии по поводу новой законодательной инициативы вновь открывают именно буйство имперской фантазии, которая выходит далеко за рамки просто международных отношений. 

Для американской политики разницы между Зимбабве и Украиной не существует — это факт. Достаточно просто познакомиться с многочисленными трудами апологетов транзитологии в 1990-е годы, чтобы это увидеть. Понадобилось по меньшей мере десятилетие, чтобы академическая наука США начала понимать, что не существует одних и тех же законов для анализа событий на постсоветском пространстве и африканскими или южноамериканскими странами. То, что является очевидной нелепостью для здравомыслящего россиянина, было одним из догматов американской политической мысли, на основе которого моделировалась стратегия внешней политики США. Но это даже полбеды, как говорится. 

США действительно всерьез считают себя чуть ли не центром вселенной, главным хранителем свобод и защиты прав человека во всем мире, без исключения. Потому многие инициативы выглядят именно синдромом имперского психоза, поскольку никакими другими здравыми аргументами невозможно объяснить американские действия, например, по отношению к Украине, начиная от раздачи сладостей майдановцам в Киеве и завершая петицией «Используйте все законные конституционные меры, чтобы освободить Юлию Тимошенко сейчас. Она — политический заключенный украинского режима» на сайте Белого дома. 

Разместить такой призыв на официальном сайте может только гражданин США, а вот подписывать — любой гражданин мира. Сейчас собрано более 100 тыс. подписей, и теперь петиция поступает на рассмотрение американской администрации. Легкость, с которой американцы, не моргнув глазом, вмешиваются в дела любой страны, ошарашивает. 

Словом, дело не только в инициативах отдельных сенаторов, а именно в национальном имперском самомнении, которое невозможно скрыть или просто не замечать. Что дальше? Составлять и пополнять списки российских или постсоветских гомофобов руками президента США? Всех, не только сталинистов, но и любых исследователей, которые пытаются объективно взглянуть на историю СССР эпохи Иосифа Сталина? Всех, кто ностальгирует по эпохе развитого социализма или социалистических стран Европы? 

В свое время «Мюнхенская речь» В. Путина произвела эффект разорвавшейся бомбы, и демонизация президента России, «путинизма» как опасного тренда всего постсоциалистического мира стала ответом на заявления российского лидера о неприемлемости жизни в однополярном мире, то есть о недопустимости эскалации имперских амбиций США, тем более что кому-кому, но постсоветской России не понаслышке знаком советский имперский опыт и многочисленные попытки выступлений смотрителем мира социализма и всей планеты. Складывается такое впечатление, что США так и остались в парадигме холодной войны прошлого века, и что если для кого-то она и закончилась, то уж явно не для американского политического истеблишмента.

Каким образом мы можем теперь строить отношения между нашими странами, принимая во внимание тот факт, что уровень антиамериканских настроений в нашем обществе необычайно высок? Откровенно говоря, я не вижу выхода из настоящей ситуации. Уж если американская сторона видит свои кровные национальные интересы в том, чтобы любыми способами и методами дискредитировать и российских лидеров, и российские инициативы, ни к чему хорошему мы не придем.

Голоса отдельных американских экспертов, например, профессора Колумбийского университета Стива Коэна или Кена Йовитта из Беркли просто тонут в шкале жестокой критики России и российской действительности со стороны США. Что должно измениться в американской действительности, чтобы имперский психоз перестал быть руководящей и направляющей идеей внешней и внутренней политики? Неужто правы те, кто считает, что для этого США должны перестать существовать? Известный профессор Найал Фергюссон прямо предупреждает американскую администрацию: коллапс империй — дело совершенно непредсказуемое и неожиданное, и ни одна империя в мире не смогла миновать самоуничтожения. К тому же идеология — коммунистическая или либеральная — не спасали и не спасут никого.

 Разумеется, это внутреннее дело Соединенных Штатов и, возможно, понадобится совершенно новое поколение, прежде чем снизится уровень имперских амбиций «Земли бога» за океаном. Однако мне даже не хочется себе и представлять, чем это может закончиться для самих американцев.

В свое время я нарисовал для американских студентов картину коллапса США, чтобы наглядно продемонстрировать состояние постсоветского сознания в России и странах СНГ. «Этого не может быть НИКОГДА!» — кричали хором мальчишки и девчонки в далеком Мичигане.

 «Ах, ребята, — ответил я, — когда нам было по 20 лет в 1980 году, мы кричали бы точно так же». Студенты остолбенели — до них вдруг дошел гигантский исторический парадокс: коллапс сверхдержавы ХХ века. 

Комментарии
Прямой эфир