5 тыс. московских маршруток останутся не у дел
Частные перевозчики столицы обратились к мэрии с просьбой пересмотреть концепцию новой модели управления общественным транспортом в городе. Владельцы автопарков утверждают, что переход Москвы на большие низкопольные автобусы станет причиной возникновения нового нелегального рынка. Всего не у дел останется порядка 5 тыс. маршруток. Сохранить микроавтобусы предприниматели попросили мэрию на недавнем совещании в столичном департаменте транспорта.
Как рассказал «Известиям» источник в ведомстве, до конца этого года власти планируют объявить конкурс на разработку новой схемы маршрутов общественного транспорта Москвы. С ее появлением частные компании смогут перевозить пассажиров, лишь получив городской заказ по тендеру. Как заявлял вице-мэр Максим Ликсутов, в будущем до 40% автобусных маршрутов в столице будут обслуживаться частниками. Остальные 60% останутся у «Мосгортранса». Согласно материалам департамента транспорта, конкуренция между перевозчиками на маршруте должна исчезнуть, а нагрузку на дороги необходимо снизить «за счет перехода на стандартизованный парк автобусов большой вместимости».
По словам гендиректора компании «Спейсстайл» Сергей Борисов, на прошедшем совещании предприниматели объяснили властям, что в новой модели не смогут участвовать около 80% ныне работающих в Москве перевозчиков.
— Еще год назад мы по просьбе города на свои средства обновили автопарки, заменили газели на новые машины марок Fiat, Mercedes примерно по 1 млн рублей, а сейчас мы окажемся не у дел, — пояснил он. — Малый и средний бизнес не сможет позволить себе купить низкопольные автобусы стоимостью около 7 млн рублей каждый. И на рынке останутся максимум четыре крупные компании. По его словам, мэрии следует предусмотреть возможность использовать и традиционные небольшие автобусы. Перевозчики также просят власти провести общемосковский референдум, чтобы узнать у жителей столицы, хотят ли они отказываться от привычных им маршруток.
Владелец компании «Трансвей» Владислав Толстухин, также присутствовавший на совещании, напомнил, что сейчас небольшие машины обслуживают примерно 700 маршрутов, всего же в городе более 1,2 тыс. автобусных линий. По его словам, если большинство маршрутов в итоге будут выставлены на конкурсы, техзадания которых будут предусматривать использование только крупных автобусов, без работы останется около 5 тыс. уже закупленных машин, которые рано или поздно начнут использоваться нелегально.
— Возникнет стихийный рынок маршруток, — пояснил Толстухин. — Такие машины с надписями «экономтакси» уже работают во многих точках Москвы, к примеру, у станций метро «Юго-Западная» и «Теплый стан». А станет всё еще хуже.
В департаменте транспорта, выслушав жалобы перевозчиков, попросили их предоставить в ведомство информацию «о структуре имеющегося у них автопарка с указанием марок подвижного состава и годов выпуска». Будут ли власти включать традиционные маршрутки в новую модель развития общественного транспорта, пока неясно.
По мнению частников, если этого не произойдет, тендеры на все маршруты выиграет «Мосгортранс». Как заявлял мэр Москвы Сергей Собянин, 60% автобусов госперевозчика уже сейчас низкопольные. Закупка машин ведется второй год, до конца 2012 года их должно быть уже почти 1,9 тыс. В этом году на закупку новых комфортных автобусов город выделил около 6 млрд рублей.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков расценил обращение частных перевозчиков к властям как «шантаж».
— Все маршруты, которые будут выполняться не по городским заказам, нелегальны, — заявил он. — Коммерсанты знали, что закупают машины на свой страх и риск, никто им не обещал, что они смогут работать на этих маршрутах вечно. К тому же, по его словам, новая маршрутная схема будет окончательно утверждена лишь к 2014 году.
— За это время перевозчики успеют окупить потраченные на машины средства, — пояснил он.
Между тем научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин выразил надежду на то, что маршрутки не будут вытеснять с рынка «полицейскими методами».
— Как только новая система общественного транспорта заработает в полную силу, будет введен единый билет и на дороги выйдут низкопольные низкошумные симпатичные автобусы, более качественная система сама вытеснит архаичную: на маршрутки просто не будет спроса, — пояснил эксперт. Он добавил, что сейчас московские автобусы оснащаются системами ГЛОНАСС, что позволит пассажирам в следующем году прямо на остановках узнавать о времени прибытия общественного транспорта. Этот сервис тоже говорит не в пользу нелегальных маршруток.