Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Яхтенную марину Дерипаски в Сочи признали неокупаемой

Счетная палата и ВЭБ не рекомендуют правительству финансировать стоянку для яхт, которую хочет строить «Базэл» Олега Дерипаски на месте сочинского порта
0
Яхтенную марину Дерипаски в Сочи признали неокупаемой
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По информации «Известий», группа «Базэл» Олега Дерипаски определилась, сколько точно ей нужно денег для возведения в сочинском порту яхтенной марины — 2,98 млрд рублей. Из них у Внешэкономбанка компания просит 2,68 млрд. Ранее перепрофилирование порта, официально открытого в начале июля, оценивалось в 2–4 млрд рублей. Однако Счетная палата не советует правительству увеличивать структурам «Базэла» кредитную линию для финансирования яхтенного причала. ВЭБ также считает проект неокупаемым.

Портовый проект провален

Изначально «Базэл» (порт строило ООО «Порт Сочи Имеретинский») рассчитывал сам изыскать деньги на марину, но этой весной решила попросить помощи у Внешэкономбанка. Вернуть кредит компания обещала с помощью дохода от деятельности порта. Но, как выяснила Счетная палата, в результате недозагрузки порта до целевого показателя — проектных 5 млн т в год — «Базэл» с 2009 по 2013 годы потеряет 6 млрд рублей. При этом возведение самого порта стоило более 5 млрд рублей, из них 4 млрд рублей — кредит от ВЭБа. Общий «олимпийский» долг «Базэла» вперед ВЭБом достигает 18 млрд рублей, это вторая по величине кредитная линия госкорпорации на Сочи-2014.

По словам источника в Счетной палате, недозагрузка порта и, как следствие, потеря средств вызваны «недостаточно эффективной координацией действий» федеральных органов исполнительной власти, ГК «Олимпстрой» и Транспортной дирекцией Олимпийских игр.

Более того, еще осенью 2009 года, через месяц после заключения договора между «Базэлом» и АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр», ГК «Олимпстрой» имела информацию о невозможности загрузки порта, продолжает собеседник «Известий». Об этом стало известно из письма «Олимпстроя», в котором сообщалось о том, что подрядные организации не собирались поставлять требующиеся для олимпийских объектов материалы через Имеретинский порт.

В «Олимпстрое» указали, что корпорация определяет лишь общий объем материально-технических ресурсов, необходимых для олимпийского строительства. При этом распределение нагрузок на те или иные транспортные узлы, в том числе на грузовой порт, находится в зоне компетенции АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». С АНО связаться не удалось.

В пресс-службе «Базэла» подтверждают, что когда государство приглашало инвесторов в олимпийские проекты, были заложены определенные условия, которые за 1,5–2 года претерпели существенные изменения.

— Во многих случаях были и ошибки проектирования, которые было трудно предугадать, — говорит представитель компании. — Так, например, грузооборот морского порта изначально прогнозировался «Олимпстроем» совместно с Минтрансом РФ и АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» в 16–20 млн т. Однако в 2012 году грузопотоки были перераспределены в пользу железной дороги. С апреля 2010 года по август 2012-го грузооборот порта составил чуть более 2 млн т.

«Базэл» надеется на синергию с мариной

Впрочем, по мнению представителей «Базэла», порт в Сочи может стать доходным только при условии долгосрочного рассмотрения данного проекта в совокупности с планируемой мариной и созданием современной туристической зоны, что потребует не только дополнительных инвестиций, но и реструктуризации кредита ВЭБа. В компании подчеркивают, что окончание строительства марины запланировано на 2015 год. «Базовый элемент» планирует вернуть ВЭБу деньги за яхтенную стоянку за счет доходов, полученных от реализации услуг в марине и прилегающей туристической зоне.

Компания, по информации «Известий», провела расчеты, по которым 90% от требуемых на марину 2,98 млрд рублей — 2,68 млрд — планируется получить от ВЭБа, остальные 300 млн — внести самостоятельно. Компания просит государство снизить процентную ставку по кредиту на порт и яхтенную марину с 9,1 до 8,4%, дать госгарантии или поручительства «Олимпстроя» по кредитам и субсидировать ставки по кредитам.

На этом фоне Счетная палата, как сообщил источник в ведомстве, признала господдержку, уже оказанную «Базэлу», достаточной и в выдаче средств на яхтенную марину рекомендует отказать. Кроме того, по словам источника «Известий», модель финансирования строительства, которую «Базэл» предоставил «Внешэкономбанку», оказалась, по мнению последнего, неокупаемой. Счетная палата рекомендовала правительству учесть этот факт при вынесении решения по финансированию проекта, говорит собеседник «Известий».

ВЭБ от комментариев отказался. Итоговое решение по марине госкорпорация планирует принять к октябрю.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир