Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Тропой мудрой «Выдры»

В Зале имени Чайковского показали этномузыкальный проект без правил
0
Тропой мудрой «Выдры»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Идея создавать подобные проекты и знакомить с ними отечественных слушателей принадлежит продюсеру Александру Чепарухину. Именно он, пользуясь многочисленными дружескими связями и контактами, свел воедино тувинский ансамбль «Хуун-Хуур-Ту», академический хор «Млада» из города Перми (где при поддержке местного руководства сражается на культурном фронте галерист Марат Гельман) и своих давних товарищей — композитора Владимира Мартынова, Татьяну Гринденко, ее ансамбли «Академия старинной музыки» и Opus Posth. Результатом кипучей энергии стала постановка «этномифологического действия» «Дети Выдры» — вначале на пермской сцене, а теперь и на столичной.

Одними из первых «Детей Выдры» — композицию, созданную Мартыновым на основе сверхповестей Велимира Хлебникова «Дети Выдры» и «Зангези», — оценили постминималист Антон Батагов и басист King Crimson Трей Ган. Другое дело, как могли воспринять проект музыканты тех же «Хуун-Хуур-Ту». Но Татьяна Гринденко рассказала, что, когда тувинцы запели тексты Хлебникова, сразу стало понятно: их горловое пение и тексты поэта-футуриста находятся в творческом братстве. 

Вообще, кажется, что именно Гринденко в этом проекте главный провокатор. По велению ее внеакадемических флюидов, которые она сама весело именует «мои юношеские пинкфлойды», постановка «Детей Выдры» стремится к любым формам — от психоделического рока до фолка и к любым помещениям, кроме академических.

— У нас идет четкая борьба с академическими залами. В Питере мы разрушили их при помощи света, — поведала Гринденко корреспонденту «Известий». — Здесь же я спиной ощущаю орган. Так что мы продолжим искать подходящую площадку.

Около четырех десятков человек на сцене, похоже, разделяют эту задумку. Не адаптируя фолк-формы для непривычного к ним слушателя, не заигрывая с «авангардом» и не приседая в почтительном реверансе перед «классикой», Мартынов, Гринденко и все участники этого проекта легко, свободно и мудро создают новую модель музыкального сознания.

Возможно, эта работа вызовет еще не одно нарекание со стороны «серьезной» критики, но, пожалуй, уже давно ни один проект подобного рода так гармонично не подходил под тезис Сергея Курехина: «Самое главное правило в искусстве — это отсутствие правил». 

Комментарии
Прямой эфир