В Минюсте готовятся к потоку заявок на регистрацию партий
Накануне второго чтения президентского законопроекта об упрощенной регистрации партий профильный думский комитет по общественным организациям и религиозным объединениям обсудил поправки и рекомендовал его ко второму чтению. Существенных изменений в концепцию закона внесено не было, несмотря на то что к рассмотрению была предложена 51 поправка. Из них только пять нашли свое место в законопроекте. Все предложения оппозиционеров к документу были отклонены.
О том, как будет проходить регистрация партий по новым правилам, «Известиям» рассказал глава департамента Минюста по делам НКО Владимир Титов.
— Через несколько месяцев на Минюст обрушится поток заявок на регистрацию партий (сейчас в списке 68 претендентов). Справитесь?
— Заявок уже 70, только что заявки подали «За нашу Родину» и Аграрная партия. Мы готовы. Это незначительная прибавка к нашей работе. По каждому пакету документов мы будем давать развернутое заключение подателю документов, а потом направлять официальное уведомление. Минюст ранее выступал с предложением дать партии три месяца на исправление недочетов в документах — в этот период министерство может выносить предварительное заключение.
— На заседании комитета высказывалось опасение, что предварительное заключение о регистрации Минюста будет содержать невыполнимые пункты, а неформальное разрешение на регистрацию станет выдавать Кремль…
— Здесь Кремль ни при чем. В законе «О политических партиях» и «Об НКО» всё четко прописано. Я не буду называть партию, но случай был две недели назад. В партию было записано четверть покойников. Значит, пришли на кладбище и переписали имена с постаментов. Есть несовершеннолетние, судимые. Как Минюст может закрыть на это глаза? И после этого на нас начинают наговаривать, а они выглядят такими бедными и несчастными.
— Как будет проходить проверка партии после введения нового закона?
— Нельзя пока ничего предсказывать, прошло только заседание комитета, а что будет на пленарном заседании 20 марта, неизвестно. Может быть, на 80% весь закон перевернется.
— Со стороны Минюста могут быть введены какие-то механизмы контроля и отсева партий при регистрации?
— Минюст не имеет права вводить свой механизм контроля. На основании тех законов об НКО, которые сейчас существуют, мы составляем свои регламенты, обязательные к исполнению. Есть регламент по функции контроля. Он сейчас уже практически утвержден. Есть определенные новшества.
— Например?
— Досудебное обжалование. Также в жесткие рамки ставятся чиновники Минюста, которые требуют излишние документы для регистрации или затягивают процесс. За это устанавливается ответственность от 5 тыс. до 30 тыс. рублей. К чиновнику теперь залезут в карман, чтобы в следующий раз он не допускал волокиты.
— Должны ли, на ваш взгляд, партии фильтроваться при регистрации? Высказывалось мнение, что партии любителей алкогольных напитков или женщин быть не должно.
— Я полагаю, что демократия подразумевает широкий спектр деятельности. Исключение — организации экстремистского и националистического характера.
— Смогут ли партии, которые сейчас подали заявки в Минюст, принять участие в региональных выборах осенью?
— Регистрация партии — большая, трудоемкая работа: нужно съезд провести, отделения организовать... Конечно, с минимумом по численности в 500 человек это проще, не надо идти на кладбище покойников переписывать.
По закону нужно за три месяца уведомить Минюст о своем желании участвовать в октябрьских выборах, поэтому партии должны получить уже вторичную регистрацию (то есть зарегистрировать и региональные отделения) к июлю.
— Как в таком огромном перечне партий отличить тех, кто под видом партии регистрирует, скажем, религиозную организацию?
— Мы подвергаем экспертизе те документы, которые нам предоставляет партия. Если под параметры закона они не подпадают, даем отрицательное заключение, указываем на ошибки. Во всех остальных случаях регистрируем. Может быть, кто-то теракт готовит, может, партию самогоноварения создает. Это уже правоохранительные органы должны фильтровать, кто и чем занимается.