Регионы денег не дают
Всего в России действует 45 федеральных целевых программ (ФЦП). При этом большая часть финансирования этих программ — 66% — в этом году должна поступить из так называемых внебюджетных источников. В общей сложности 238 млрд рублей должны были вложить субъекты федерации, еще более 1,5 трлн рублей ожидалось от представителей бизнеса.
Но по итогам трех кварталов реализовать эти планы не удалось даже наполовину. На внебюджетные источники за это время пришлось лишь 30,5% от запланированной суммы. Это заметно хуже уровня девяти месяцев 2010 года, когда удалось превысить уровень 46%, рассказал источник, знакомый с подготовленным Министерством экономического развития отчетом. Этот документ 22 декабря был рассмотрен на заседании президиума правительства.
За девять месяцев 2011 года регионы и бизнес вложили в ФЦП 548 млрд рублей, причем частные инвестиции составили большую часть этих денег. Местные и региональные власти смогли выделить немного — в общей сложности 65 млрд рублей.
Все запланированные дополнительные средства получили в этом году только четыре ФЦП — «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008–2012 годы», «Развитие телерадиовещания на 2009–2015 годы», «Уничтожение запасов химического оружия» и программа Минсельхоза по восстановлению плодородия почв. Исполнители еще семи ФЦП привлекли из внебюджетных источников больше половины запланированных средств.
Но большинство программ так и не получили инвесторов из бизнеса. Меньше половины от запланированного нашли для 10 ФЦП, еще для 12 не удалось привлечь и трети необходимых средств, каждая двадцатая программа получила меньше 6% от ожидавшегося объема финансирования, а в семь не было вложено вообще ни копейки. Не вызвали никакого интереса программы развития гражданской авиационной техники, туризма, создания системы химической и биологической безопасности, системы базирования Черноморского флота, утилизации вооружений и военной техники и программа «Русский язык».
ФЦП «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011–2015 годах» и вовсе не была утверждена правительством, хотя деньги на нее уже выделили. В Минобороны не удалось получить комментарий о причинах задержки с принятием этой программы.
В выводах авторы доклада Минэкономразвития указали, что отставание в исполнении принятых обязательств ставит под угрозу выполнение задач правительства. Владимир Путин 22 декабря пообещал наказать недобросовестные ведомства и даже урезать финансирование в дальнейшем. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков не смог пояснить, будут ли применены санкции к тем регионам и министерствам, которые не смогли в этом году привлечь планируемый объем средств. Источник в Минздравсоцразвития говорит, что программы, скорее всего, пересмотрены не будут, а запланированные объемы инвестиций перенесутся на следующие годы.
Сокращение инвестиций можно объяснить напряженной ситуацией в мировой экономике, полагают эксперты.
— В этом году наблюдается общее снижение объемов инвестирования, связанное с нерешенностью политических вопросов и ожиданием новой волны кризиса, — говорит генеральный директор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. — В такой ситуации бизнес не вкладывает средства и предпочитает выжидать.
На субъекты федерации, по мнению эксперта, в последнее время легла дополнительная нагрузка. Например, им надо было поднять зарплаты учителей и врачей. И поэтому местным и региональным властям брать деньги просто неоткуда.