Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Повышение пенсионного возраста является, пожалуй, важнейшей реформой, способной несколько отсрочить дефолт классической государственной пенсионной системы. По этому пути пошли все развитые и многие развивающиеся страны. А в последнее время соответствующая дискуссия обострилась и в России.

Аргументы сторонников подобной меры таковы.

1. В рамках распределительной пенсионной системы другого способа повысить соотношение средней заработной платы и средней пенсии (коэффициент замещения) в долгосрочной перспективе не существует.

2. При стабилизации или даже повышении коэффициента замещения удастся не допустить роста дефицита пенсионной системы.

3. Низкий возраст выхода на пенсию стимулирует ранний отказ от трудовой деятельности и сужает горизонты полноценной жизни человека.

Противники, в свою очередь, ссылаются на низкую продолжительность жизни, трудности с поиском работы для пожилых, особую роль пожилых в уходе за внуками в отсутствие детских садов. И самый интересный, но на первый взгляд парадоксальный аргумент приводят представители Пенсионного фонда России (ПФР) и Минздравсоцразвития — повышение пенсионного возраста приведет не к снижению, а к росту расходов на пенсионное обеспечение.

Рассмотрим эти контраргументы по порядку.

1. Низкая продолжительность жизни в России складывается из высокой младенческой смертности, смертности от алкоголизма, наркомании, дорожных происшествий. Если же рассмотреть целевую для пенсионной системы социальную группу, то картина будет иной. Ожидаемая продолжительность жизни мужчины, дожившего до 60 лет, — 73 года, женщины — 78 лет. При этом до 60 лет доживает около 60% российских мужчин и около 90% женщин. Кроме того, нельзя рывком повысить пенсионный возраст, когда увеличится продолжительность жизни. Это надо сделать заранее и постепенно. А продолжительность жизни за последние четыре года уже увеличилась более чем на три года. История развитых стран, например Японии, свидетельствует о том, что продолжительность жизни может расти и существенно быстрее — по году в год.

2. Тезис о том, что «пожилые сотрудники не смогут найти работу», возник из-за того, что до недавнего времени в России численность населения в трудоспособном возрасте увеличивалась. В этот период работодатели по объективным и субъективным причинам нередко отдавали предпочтение более молодым сотрудникам. Но страна уже вступила в длительный период сокращения трудовых ресурсов. Численность занятого населения, согласно прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие 10 лет сократится на 4 млн человек, а численность населения в трудоспособном возрасте — на 12 млн человек! Поэтому востребованность пожилых людей на рынке труда неизбежно возрастет. Если в стране будет экономический рост, пожилым людям станет гораздо легче найти работу.

3. Проблема вынужденного сидения с внуками в отсутствие мест в детских садах должна решаться переходом с финансирования дошкольных учреждений на финансирование потребителя (семей с детьми, которые не могут устроить ребенка в детский садик). Потребитель же сам сможет решить, как потратить эти деньги: самому сидеть с ребенком, пойти в частный детский сад или «нанять» бабушку.

4. И наконец, «повышение пенсионного возраста приведет к росту расходов на пенсионное обеспечение». Дескать, люди больше будут работать. Следовательно, вырастет их пенсионный капитал, то есть обязательства государства по выплате им пенсии. Кроме того, из-за правил индексации пенсий снижение числа пенсионеров автоматически заставит государство повысить пенсии.

Да, увеличение пенсионного возраста приведет к росту пенсионного капитала, люди будут получать больше пенсий. Но снизится продолжительность пребывания на пенсии, что приведет к заметному снижению расходов на пенсионное обеспечение. В итоге удастся достичь как увеличения коэффициента замещения, так и снижения дефицита пенсионной системы.

Что касается правил индексации, то, в соответствии с действующим законодательством, пенсии необходимо повышать с учетом как темпов инфляции, так и темпа роста заработной платы. Но в условиях старения населения индексация пенсий по заработной плате — это очень дорогое удовольствие. Особенно если учесть фантастический прогноз роста заработной платы, на основании которого строит свои расчеты ПФР. Рост этот линеен (спадов в нашей экономике до 2075 года больше не предвидится) и опережает темп роста ВВП. Очевидно, что, когда вы индексируете пенсии в соответствии с такими показателями, никакое повышение пенсионного возраста (разве что лет до 100) не способно снизить расходы на выплату пенсий.

Поэтому прежде всего необходимо поменять правила индексации пенсий так, чтобы повышение пенсионного возраста не увеличило бы расходы ПФР на нынешних пенсионеров, но обеспечивало бы дополнительные пенсионные выплаты тем, кого затронет повышение пенсионного возраста.

А для минимизации политических издержек повышение пенсионного возраста должно быть постепенным и коснуться лишь людей, которые в настоящее время сравнительно молоды. То есть тех сограждан, которым осталось еще 5–10 лет до выхода на пенсию по действующему законодательству. При этом должна обеспечиваться постепенность увеличения возраста выхода на пенсию (для мужчин, например, на три месяца в год, для женщин — шесть месяцев в год). Таким образом, от момента принятия решения до достижения пенсионного возраста планки в 65 лет пройдет 25–30 лет.

Однако данное решение необходимо принять именно сейчас, чтобы граждане и пенсионная система страны смогли адаптироваться к новым условиям. Сейчас повышение пенсионного возраста до 65 лет для тех, кто моложе 30, политически относительно безболезненно. Повышение же пенсионного возраста потом, когда данному поколению будет около 50, может спровоцировать серьезный политический кризис.

Автор — заведующий лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Комментарии
Прямой эфир